Настоящих играющих людей, на самом деле, немного, потому что игра – это непринуждённость и лёгкость. А эти качества для обычного человека не характерны. Нужно же как? – чтобы с лицом, с головой, с руками, с ногами в дело включиться, чтобы нахмуренно-прокуренно, чтобы ругаться до хрипоты, потом чтобы опубликовать/продать/выставить/выбросить сделанное и забыть, что мы когда-то умели играть.
Обычно, когда дети учатся играть на каком-нибудь инструменте, им это дело даётся с огромным трудом. Они и плачут, и ногами топают, и смычок выбрасывают, и ноты рвут... Как можно так учиться игре?!? Где лёгкость и непринуждённость пассажей, где улыбка кота Шрёдингера 😅 и Победный марш 😄 Мендельсона?!?
А теперь ещё в наших школах учат игре в шахматы. Моя лирическая пьеса так и будет называться:
«Мои шахматы»
Лариса, а короче, как я и звала девочку, – Лора, – занималась в моём классе рояля уже три года, но научиться ничему не могла. Вы скажете, мои дорогие читатели и друзья, что научиться игре на рояле за три года нельзя, и я соглашусь: лёгкость и непринуждённость достигается уже потом, после 20 лет упорного сидения. Ни одна моя ученица 20-летним сидением не отличалась, поэтому что было нужно, того не было.
Однако успешность к ней всё же пришла, только с другой стороны, откуда не ждали: со стороны шахмат. В Доме пионеров, куда ходила Лора, был кружок шахмат. И вёл его Олег Николаич, молодой и неженатый, как потом выяснилось, мужчина.
Шахматы Лора осваивала, но и обо мне не забывала:
– А вы умеете играть в шахматы? – как-то спросила меня Лора.
– Нееет, – смущаясь отсутствием компетенции, ответила я.
– А приходите в Дом пионеров! Олег Николаич вас научит!
И я пришла!
Меня встретил молодой мужчина невысокого роста с красивыми (действительно!) зелёными глазами, шатен, застенчивый и милый.
Мы сели за шахматную доску, и он, как истинный советский джентльмен, уступил мне белые. И рассказал, каким образом передвигаются фигуры по игровому полю. Чтобы запомнить накрепко, я несколько раз переспросила про слона и коня и ни разу – про короля. Это обстоятельство меня и подвело: разработав стратегию молниеносного блицкрига, я прорвалась своим ферзём в стан противника и белым стальным мечом легко и непринуждённо «срубила» венценосную голову!
Победно взглянув на поверженного Олега Николаича, я обнаружила, что он как-то некрасиво извивается, открывая рот в беззвучном... смехе?!? Терпеть эту пантомиму мне было невыносимо. Я встала и, перевернув доску, вышла из Дома пионеров и через несколько лет – за другого совершенно человека, который умел играть на гитаре. Легко и непринуждённо.
__________________________
* Это трактат Homo ludens (1938 г.), написанный нидерландским историком и культурологом Йоханом Хёйзингой
Из цикла
«Лирические пьесы»
У одного иностранного учёного с труднопроизносимой фамилией есть замечательное исследование. Называется знаково:
Спасибо.
А я так и не научился толком ничему; ни игре на рояле и гитаре, ни в шахматы)))
Усидчивости не хватило)
Хотя с годами шахматы до любительского уровня подтянул)