В одном известном шлягере есть такие слова: где это было, когда это было, в сказке, а, может, во сне. Так и я не помню, где и когда это было, а, если и было, то не в сказке и не во сне. Сам ли придумал эту историю или кто поведал, точно не скажу. Историческое время грамотный человек, интересующийся историей своей Родины, её прекрасным и героическим прошлым определит без подсказок.
Стояли последние дни лета. Август радовал тёплыми днями и утренней бодрящей свежестью. Илье до обидного казалось, лето не прошло, пролетело. Вот, лёг спать в начале июня, проснулся в конце августа. А так много чего ещё хотелось не сделать, оставить на потом, клятвенно пообещать себе взяться не только за ум, за дело. Впереди шестой класс. Мечтается о многом. Повторить подвиг Юрия Гагарина, полететь в космос, открыть новые земли ли острова. Да много чего можно напридумать мальчишеская фантазия вкупе с богатым воображением. Только учись, только накапливай знания и все дороги перед тобой откроются. Покоряй вширь и ввысь, территория Родины самая большая в мире. Вот только с учёбой у Ильи не ладилось. Угроза двоек не всегда висела над ним абажуром старой лампы, на которую слетаются мотыльки невежества. Хорошистом тоже не судьба быть, но, он всегда успокаивал себя тем, что он уверенный троечник. Конечно, не повод гордиться, но и не повод унывать. Всегда Илья думал, что вот только и вот сейчас откроется некая потайная дверь и знания сами войдут, повалят, не остановить в его голову.
Чуда не происходило. Наука не религия, это во всяких церквях окропят водой, и ты уже здоров, говорил дедушка Никита, фронтовик и атеист, чудеса в науке добываются потом и кровью экспериментаторов.
Ещё в одном шлягере давно ушедшей эпохи пелось: лето, ах, лето, лето звонкое будь со мной! Конечно, Илья любил лето, ему казалось несправедливым, что оно короткое и длится всего-то три месяца. Вот если бы шесть, вот тогда-то… на лето Илью отправляли в деревню к бабушке Вере и дедушке Никите. Илье всегда не хотелось ехать в деревню от городских друзей. Всегда не хотелось возвращаться в город от деревенских приятелей, с кем ходил на рыбалку, пас коров и коз, купался в реке, исследовал дальние поля и рощи. В начале лета Илья радовался, в конце грустил. Своим детским умом он понимал, взрослеешь не в день рождения, когда тебе стукнет очередной год и надарят подарков, взрослеешь, входя в приятный полусумрак школы, где каждая классная комната пахнет свежей краской, где ждут парты учеников и классная доска томится ожиданием, когда мелок в руке учителя или ученика напишет на ней математические формулы или предложения из диктанта по русскому языку.
Ох, как не хочется взрослеть! Илья понимал, процесс этот необратимый. Но всё же наступал день отъезда из деревни в город, грусть всё сильнее охватывала Илью, хоть плачь! Он и плакал тайком от всех, плакал и чувствовал спокойствие и уверенность медленно к нему возвращаются. Так повелось, перед отъездом, за день или непосредственно за несколько часов, дедушка Никита всегда беседовал с внуком. Он не читал ему нотаций, просто просил учиться хорошо. Каждый раз спрашивал, чьи слова сейчас произнесёт. И говорил с некоторым восхищением: «Учиться, учиться и ещё раз учиться!» вашему поколению повезло, продолжал дедушка, живи в мире и спокойствии и постигай знания, учись. Дедушка Илье пояснил, что великие слова принадлежат дедушке Владимиру Ильичу Ленину. Это он создал первое в мире справедливое государство, где ценился человек труда, рабочий и крестьянин, учёный и военный, где у всех были равные права, у взрослых и детей, у пожилых и молодых, у женщин. В государстве страны Советов нет дискриминации по половому или национальному признаку. Все равны.
В день отъезда Илья не чувствовал себя на месте. Вчера он распрощался с друзьями. Сегодня встал ни свет, ни заря. Вышел за огород в поле встречать восход солнца. Ещё одно лето закончилось, ещё на одно лето он стал взрослее.
Родители обещали приехать после обеда.
В доме царила суматоха. Бабушка Вера хлопотала у плиты, готовила угощенье. Дедушка Никита хозяйничал во дворе. Илье дали послабление. Не заставили наносить из соседского колодца воды, не попросили подмести двор, накормить птицу. Илья чего-то ждал, что-то трепетало внутри, когда он ловил на себе брошенный украдкой бабушкин странный взгляд, то чувствовал, дедушка особенно смотрит на него.
– Иди ко мне, Ильюша, поговорим как взрослые, – пригласил дедушка внука, похлопав рукой по скамейке. Он вышел на улицу и застал внука в задумчивости и грусти. – Не хочется ехать домой?
– В школу, – признался Илья.
Дедушка промолчал. Выудил папиросу из пачки с названием «Звезда». Красная звезда выделялась на молочно-белом фоне пачки. Размял гильзу с табаком, но прикуривать не спешил.
– Ильюша, знаешь какой наступает год?
– Одна тысяча девятьсот семидесятый.
– Чем он знаменателен?
Илья задумался: чем знаменателен, скажет тоже дедушка, хоть стой, хоть падай! Илья пожал плечами, не знаю, дескать.
– Илья, – серьёзно сказал дедушка, – ты так и собираешься учиться на одни тройки? Не отвечай, договорю. Хочешь жить середняком, ничем не интересоваться, быть как все? Так, что ли? – Илья ждал, дедушка объяснит ему какой такой год наступает, но он повернул разговор в другую сторону.
Илья попытался оправдаться:
– Не получается лучше.
Дедушка прищурился, глада на внука.
– А ты усилия прикладывал? Ты уже не маленький. Не успеешь оглянуться, окончишь школу. Что потом? Ждать, кто-то поможет? Есть пословица: на бога надейся, сам не плошай.
Илья насупился, опустил голову, сердито засопел.
– Я приводил слова дедушки Ленина. Помнишь их?
Илья утвердительно кивнул.
– Повторить сможешь?
Помедлив, Илья произнёс:
– Учиться, учиться и ещё раз учиться.
Усмехнувшись, дедушка притянул внука к себе и погладил его по голове.
– Ильюша, следующий год – год столетия со дня рождения Владимира Ильича Ленина.
Илье стало стыдно, перед каникулами классная руководительница рассказывала им об этом замечательном событии в политической и гражданской жизни страны, каждого её жителя.
– По его завету ты, Илья, должен учиться. На отлично! Никакие другие оценки не принимаются. Только пятёрки! По всем предметам. Ко дню рождения дедушки Ленина у тебя должно быть сто отметок на пять. Ты перед ним и перед своей совестью ответственен! Поклянись в этом!
Илья сказал:
– Клянусь, честное пионерское – клянусь, дедушка!
Дедушка Никита повернулся и вытащил из сумки, висевшей на спинке скамьи ученическую тетрадь.
– В ней буду наклеивать красную звезду за каждую тобой полученную пятёрку. Сто пятёрок – это отличный подарок дедушке Ленину от тебя.
– Где ты их будешь брать? – спросил внук дедушку и посмотрел ему в глаза чистым детским взглядом.
Дедушка показал пачку папирос.
– Буду вырезать из пачки.
Илья загорелся.
– А если я буду очень-очень усердно учиться и пятёрок будет больше, чем ты выкуришь пачек?
– Давай, внук, договоримся – без всяких если. Не хватит пачек из-под папирос, буду вырезать из красной бархатной бумаги, вчера купил, и буду наклеивать в тетрадь. Рядышком буду писать, по какому предмету получена оценка.
– Погоди, дедушка, как ты узнаешь, что получил отлично и по какому предмету?
– Из твоих писем, – улыбнулся дедушка Никита. – Да и мы с бабушкой наведываться будем к вам в гости.
Илья Андреевич подавил в себе слезу, спешившую скатиться из глаза по щеке. Он ясно вспомнил то лето, вспомнил клятву, вспомнил удивление родителей и учителей, когда они увидели, с каким рвением он взялся за учёбу.
Дедушка Никита наклеил в тетрадь восемьдесят семь звёзд. Его настигло эхо войны, он скончался он полученных ранений во время сражений, пара осколков остановили его сердце за месяц до дня рождения Владимира Ильича Ленина. Скорбную весть узнали из телеграммы от бабушки Вера, в ней она сообщила о постигшем их несчастье. О смерти Никиты Афанасьевича Берёзкина.
Тетрадь внуку Илье передала бабушка, исполнила последнюю волю деда. Илья не наклеил недостающие тринадцать звёзд. Он сдержал клятву, даденную дедушке Ленину и дедушке Никите. Закончил на отлично школу. Отслужил срочную службу в армии, отдал священный для каждого советского мужчины священный перед Родиной долг. С успехом окончил институт. Всегда с ним была тетрадь с наклеенными дедушкой Никитой восьмьюдесятью семью красными звёздами, вырезанными из пачек папирос «Звезда» и из красной бархатной бумаги.
Илья Андреевич закончил рассказ и посмотрел на младшенького любимого внука Никиту, ученика третьего класса. Тот сидел, сведя брови к переносице и что-то считал. Затем вскочил, выбежал из комнаты и также быстро вернулся с ученической тетрадкой.
– Я дедушка Илья, посчитал, в следующем году исполняется сто пятьдесят лет со дня рождения дедушки Ленина. Ему и тебе торжественно обещаю учиться на одни пятёрки! Это будет ему, дедушке Ленину, мой подарок – сто пятьдесят красных звёздочек! Ему и тебе. За каждую пятёрку ты, деда, будешь наклеивать красную звёздочку в тетрадь, цветную бумагу сходим позже и купим в магазине. Ладно, деда?
Илья Андреевич улыбнулся и погладил внука по голове, как когда-то давно погладил его дедушка Никита.
– Согласен, Никита!
Внук молчал. Что-то обдумывал и не решился говорить вслух. Затем вздохнул и заговорил:
– Только ты, дедушка Илья, пожалуйста, пообещай мне не умирать раньше времени…
п. Глебовский, 23 августа 2024 г.
|