Произведение «Стрела синего августа» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 40
Читатели: 678 +1
Дата:
Произведение «Стрела синего августа» самая оцениваемая(10) работа за сутки
18.08.2024

Другие значения: 
17.08.2024 (значение 6)
2
Произведение «Стрела синего августа» самая комментируемая(11) работа за сутки
17.08.2024

Стрела синего августа



В августейшем синем августе царствует только один цвет – королевский синий! И владычествует только одна царица – Жара. Королевской синевы низкое южное небо, густым сапфиром пылает море, а сизый плотный воздух обволакивает тебя своим огненным дыханием:

– Жарко!..

Синий ветер разносит по дворам запахи горячего варенья и печеных на углях овощей. Струится в синее небо синий дым: август – пора домашних заготовок! Пыхтит в латунных тазах баклажанная икра, смешиваются ароматы инжира, кизила, малины и мирабели, кипит разномастное варенье. Щедрый август скоро укупорит лето в стеклянные банки и замерцает сквозь них всеми цветами радуги. А пока, владыка – только царственный синий!

Жарко!!

Впрочем, иногда он милостиво позволяет разбавить себя другими оттенками: небо прошито голубой звездной вязью, в море – прожилки серо-бирюзовых волн, а воздух становится рыжим, словно его выкрасили хной.

Это верный признак слабой прохлады, а может и спасительного дождя. Дождь в синем пылающем южном августе, ты – спасение, и жизнь, и надежда! Ты – обновление, ты – радость для истомленной земли. Ты – словно объяснение в любви неба земле: «Я помню о тебе, я не покинуло тебя, я не оставлю тебя испепеленной!»

Объяснение в любви… Да, пожалуй, это лучшее название для одного из таких нестерпимо синих дней. Очень далекого года…

– Невозможно уже сидеть дома. Дышать нечем! Папе нашему повезло – в командировке в Минске! Пойдем, пройдемся, – мама отчаянно махнула рукой в сторону входной двери. – Может, хоть дождь пойдет – в воздухе грозой пахнет.

Мы собрались мгновенно. Я любила эти вылазки с мамой. Она была спонтанна и непосредственна, и каждое такое маленькое путешествие оказывалось потом памятным надолго.

Улицы были полупусты. Горячий пар поднимался с нагретого и мягкого от жары асфальта. Палые листья впечатывались в него, составляя диковинный узор.

У кинотеатра «Октябрь» (как много воды утекло с тех пор, как много объектов сменилось на этом месте…) мама остановилась и принялась разглядывать афишу. Она была тоже сине-рыжая и скукоженная от жары.

– «Объяснение в любви». Двухсерийный фильм. Пойдем, может? – нерешительно предложила она.

– Индийский? – деловито осведомилась я, будучи твердо уверена в свои восемь с небольшим,  что такое откровенно-зазывное название может быть только у болливудской продукции.

– Нет, вроде. «Ленфильм». В летнем зале демонстрируется, – голос мамы стал просящим.

В конце концов, какая нам разница?! Все лучше, чем сидеть дома и изнывать от жары. Лишь бы комары не съели!

До сих пор не могу постичь эту особенную магию летних кинотеатров. Может, потому что в южных городах они были наделены особенной прелестью. С чем можно было сравнить шершавую мягкость обшарпанных сидений с грубо намалеванными на спинках номерами, ароматы нагретых за день трав и цветущей маттиолы – ими пропитан был воздух и неповторимый стрекот кинопроектора – в его голубовато-дымном луче чудо становилось явью.

Синий август обманул нас в тот день. Дождь не пошел. Зато мама проплакала почти весь фильм, сопереживая под музыку Генделя и Баха трогательной и огромной любви главного героя к капризной, неверной, но невероятно целеустремленной и волевой жене – красавице Зиночке.

Я не могу разделить маминых эмоций. Пока не могу…

И вот последние кадры, пошли финальные титры. Я искоса наблюдаю за мамой: она вглядывается покрасневшими глазами в экран и читает шепотом:

– Филиппок – Юрий Богатырев; Зиночка – Эва Шикульска; Филиппок в старости – Бруно Фрейндлих; Зиночка в старости – Ангелина Степанова; режиссер – Илья Авербах. Фильм снят по мотивам книги Евгения Габриловича «Четыре четверти».

Жары в тот вечер мы уже не чувствовали. Мама шла всю дорогу молча, размышляя о чем-то, потом, уже около дома, спросила тихо:

– Ты что-нибудь поняла?
– Эта Зиночка плохая женщина, – уверенно заявила я.– Издевалась над Филиппком всю жизнь. А он и есть… Филиппок!

Мама улыбнулась. Медленно, грустно.

– Она его любила, как могла. И как нужно было ему. Ладно, это все не для тебя сейчас. Потом поймешь, если вспомнишь.

Больше на этот на фильм мы с мамой не ходили. Но мама смотрела его еще не раз. Все время, пока он был в прокате. Думаю, она бы и сейчас пересматривала его с удовольствием. Если бы дожила до времен ютуба.

А я пересматриваю его с любовью, с глубокой нежностью и грустью об уходящем времени, об уходящем племени. Да, собственно и все мы, люди среднего возраста – люди уходящего времени и уходящего племени. Племени Неспешности, Времени Раздумья. Нынешний мир ни неспешностью, ни, тем более, раздумьем особо не отличается.

Имя писателя Евгения Габриловича мне не было знакомо. И дразнящий титр фильма: «снят по книге Е.Габриловича «Четыре четверти» рождал жгучее желание: разыскать эту самую книгу. Увы, долгие годы это сделать не удавалось. Но тот, кто ищет – всегда найдет! Недавно вожделенная книга попала ко мне, и я была потрясена бережностью, с какой режиссер Илья Авербах отнесся к автобиографическому материалу – сняв по книге фильм, практически, слово в слово. Но перед этим удалось узнать многое о самом авторе – Евгении Габриловиче. И в сотый раз уяснить себе: море знаний неизмеримо, но если есть хоть малейшая возможность рассказать о людях, которые делали нашу жизнь духовно богаче, чище и лучше, надо это делать.

Евгений Иосифович Габрилович… Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской премии и двух Государственных премий СССР, драматург, сценарист. Он был, по сути, легендой сценарного искусства, человеком невероятного таланта, трудолюбия, ответственности доброты и высочайшей порядочности. О нем говорили: «идеалист», и это соответствовало истине. Он считал, что идеализм нужно в какой-то степени пропагандировать в жизни, только не грубо, не навязчиво, а исподволь.

Пожалуй, трудно назвать второго такого плодовитого сценариста. Фильмы, снятые по сценариям Габриловича, а их более 30, на памяти у нескольких поколений зрителей. «Последняя ночь», «Мечта», «Машенька», «В огне брода нет», знаменитые «Два бойца» и «Коммунист», лиричные «Странная женщина» «Поздние свидания» и «Монолог».

Габрилович родился за год до начала 20-го века, в Воронеже и в течение долгой своей жизни (его не стало в конце 1993 года) был очевидцем, а иногда и участником многих исторических событий. 

«Кто-то точно сказал, что новый, 20-й век, начался не 1 января 1900-го, а 1 августа 1914 года. Я видел рождение этого века, Москву в годы Первой Мировой войны. Сперва все было сильно и бодро. Молебны и гимны, призывы к единству, дамы, шьющие войску подштанники. Первые раненые, приветствуемые повсюду, погромы немецких лавок, патриотизм в театре, романсах, стихах. Но за первым годом войны – второй. Отношение к войне меняется. Дамы уже не шьют подштанников, а раненых столько, что за ними не уследишь, они привычны, как очереди за хлебом… А к началу третьего года войны над властью уже смеются. Я где-то читал, что так оно и бывает: сперва улыбка, потом смешок, потом смех. А потом люди выходят на улицы, и начинается бунт».

«Москва 20-х годов была явлением удивительным. Бумаги не было, печататься было негде, и расцветала так называемая «кафейная» поэзия, от слова «кафе». Поэты и писатели читали свои произведения в кафе. Самым известным кафе был так называемый Дом Герцена, там, где ныне размещается Литературный институт. Тут выступали все знаменитости, но выступали и люди прямо с улицы, вдохновенно выкрикивающие строфы. Среди этих выкрикивающих был и я. Здесь я приобрел стойкую ненависть к обветшавшим, устоявшимся нормам, литературным клише, ко всем отработанным формам в литературе. Ненависть эту я пронес через всю жизнь. А началом моей сценической жизни были пять лет работы у Мейерхольда. Я изучал сцену не по трактатам, а в гомоне и суете кулис. И это была великая и самая лучшая сценарная школа».

Проработав пять лет у Мейерхольда, Габрилович поссорился с ним и ушел из театра. Стал журналистом, написал несколько книг и решил попробовать себя в искусстве написания сценария. Это был сценарий фильма «Последняя ночь», снятого режиссером Юлием Райзманом.

Райзман был гимназическим товарищем Габриловича. Их навсегда связала крепкая дружба и плодотворное сотрудничество.

Габрилович не был на фронтах Первой Мировой. Но один раз ему, подростку, доверили сопровождать продовольственный поезд на фронт. Дали винтовку и велели отнестись к делу со всей ответственностью. Он видел все своими глазами: поезда тех времен, штурмы теплушек, огромное количество голодных и злых людей на вокзалах.

«Сценарий фильма «Коммунист» тоже можно было отнести ко времени Гражданской войны, – вспоминал сценарист. – Началось с того, что меня пригласили принять участие в подготовке фильма к 40-летию советской власти. Снимать картину должен был режиссер Райзман. И мне пришло в голову сделать героем обычного кладовщика, но убежденного идейного коммуниста. И Евгений Урбанский великолепно создал этот образ – человека искренно верящего в торжество идей коммунизма, неистово, одержимо преданного делу партии».

Пришли тридцатые годы. Габрилович работал журналистом, много ездил по стране. «Много событий пришлось на те годы. Я видел все главные стройки тех лет, видел все то огромное, пестрое, растущее из небытия, из канав, котлованов и луж. Эти годы принесли с собой людей беспримерной самоотверженности, великого мужества, удивительной предприимчивости и энергии. И одновременно эти великие по своей драматичности годы принесли с собой много сложного и противоречивого».

Сценарий фильма «Мечта» – первая совместная работа Габриловича и режиссера Михаила Ромма. Это фильм о трагическом крушении надежд жителей провинциального западноевропейского городка накануне Второй Мировой войны. В этом фильме одну из своих лучших ролей сыграла неподражаемая Фаина Раневская. Сцена в тюрьме и монолог матери невероятной пронзительной силы.

«Годы Второй мировой войны совпали с моей возрастной и профессиональной зрелостью. Я увидел в те годы столько, сколько не видел не только за прошедшую, но и за дальнейшую жизнь. Я был свидетелем самых больших сражений, общался с солдатами и маршалами, летал на штурмовике, ходил на подводной лодке, бродил по Берлину и Токио, видел останки Геббельса, его жены и детей, а также – и, может быть, это самое памятное, что я видел: глаза солдат за пять минут до атаки».

В должности корреспондента газеты «Красная звезда» Габрилович прошел войну с первого до последнего дня. И лиричная картина «Машенька» по сценарию Габриловича – эта дань тем великим годам, в которых по признанию сценариста, все было намного тоньше, глубже, значительнее и острее, чем в мирные годы. И, может быть, более человечнее, ибо в минуты наибольших испытаний и

Реклама
Обсуждение
09:46 24.01.2025(1)
1
Александр Павлович Антонов
Добрый день! Замечательный рассказ. Читал в два приёма. Проникшись августовской жарой, я почувствовал вкус газировки с вишнёвым сиропом, увидел автомат возле летнего кинотеатра в Караганде, фильм, который смотрел в такой же жаркий август в этом кинотеатре в детстве. Злой волшебник: "Звезда Сухаин, скажи имя!" - "Али-ад-Дин - сын Аль-Маруфа!". Я поставил чтение на паузу и посмотрел "Волшебную лампу Алладина", то есть десерт получился раньше основного блюда. Но это же магия начала Вашего рассказа, что может быть дороже для автора, как не создание таких текстов, которые создают такой эффект. А "Объяснение в любви" посмотрю в другом настроении. Спасибо!
12:26 24.01.2025
Спасибо Вам огромное. Это больше не рассказ, а эссе. О замечательном сценаристе и фильме по его сценарию. Просто пропущенный через мою память.
А фильм действительно один из моих любимых 
00:17 19.08.2024(1)
2
Роза Госман
Добрый вечер, Ляман! Очередная замечательная работа!!! Прочла с огромным интересом и желанием непременно посмотреть фильм.  Не буду повторяться. Всё, что хотела сказать, уже сказали предыдущие читатели. 
Спасибо Вам огромное, что делаете это большое дело, знакомя нас с жизнью и деятельностью замечательных людей!
С теплом души, Роза
16:26 20.08.2024
Спасибо Вам, дорогая Роза.
Это один из моих любимых фильмов.
Рада, что смогла заинтересовать!
21:30 16.08.2024(1)
2
Моряна (Галина Димитрова)
Ляманочка, в очередной раз с удовольствием читаю твоё эссе. Я смотрела этот фильм не раз. Теперь, после прочтения, захотелось ещё посмотреть, правда, не знаю, где искать - ютуб у нас "самоустранился". Спасибо тебе, дорогая, что даёшь узнать много нового о тех, кого уже почти забыли...
21:33 16.08.2024(1)
Спасибо огромное. моя хорошая. Это один из моих любимых фильмов. Он у меня был в памяти компа, даже когда еще не было интернета. Люблю в нем все: и музыку, и замедленный ритм, и ретроспективные кадры, все, все!
Я постараюсь найти на другом ресурсе и прислать тебе ссылку
21:39 16.08.2024(1)
1
Моряна (Галина Димитрова)
С удовольствием пересмотрю фильм. К сожалению, таких фильмов сейчас не ставят. Да и актёров таких нет...
22:42 16.08.2024(1)
Да. И такого неспешного вдумчивого повествования


Посмотри. Это на мейл ру. Может, откроется https://yandex.ru/video/preview/4103855660514488304?text=объяснение%20в%20любви%20фильм%201977%20смотреть%20онлайн%20бесплатно%20в%20хорошем%20качестве&path=yandex_search&parent-reqid=1723837405042798-17074737558188687348-balancer-l7leveler-kubr-yp-klg-230-BAL&from_type=vast
22:29 18.08.2024(1)
1
Моряна (Галина Димитрова)
Спасибо, Ляманочка!
Я уже нашла на Смотрёшке. Сегодня утром пересматривала. Оторваться не могла.
23:00 18.08.2024
21:00 17.08.2024(1)
1
Лилия Назарова
Какое вступление про август! Захватывающее в свой плен... И летний кинотеатр, и мама, тонкая, умная, всё понимающая...
Спасибо за эссе, познавательно, как всегда! Поразила супруга Габриловича - яркая, наделённая от природы такими качествами, что люди образованные позавидовали бы...
Спасибо, дорогая Ляман! 
23:13 17.08.2024(1)
Спасибо, дорогая Лилия.
На самом деле, как я поняла, супруга Е.Габриловича была вроде как духовной сестрой Лили Брик. Такая же завораживающая манкость, и такая же несокрушимая воля.
Но в отличие от Лили Брик, это все-так была женщина, нацеленная на Семью. Она делала все от нее зависящее, чтобы обеспечить мужу известность, заслуженную его талантом.
Это тоже великое умение.
У каждого Наполеона должна быть своя Жозефина...
14:18 18.08.2024(1)
1
Лилия Назарова
Прекрасно сказано!
21:30 18.08.2024
00:43 18.08.2024(1)
1
Замечательно написано,Ляман.Это обьяснение в любви к жизни,- Это любовь проявляется в любви к женщине,природе,к городу,миру. Таким образом человек становится частью этого мира,становится причастным к нему (во всем- как в любви,так и в ненависти.)
Спасибо,Ляман,  за Ваше эссе.
21:24 18.08.2024
Спасибо Вам огромное, Борис! Это один из моих любимых фильмов.
10:02 17.08.2024(1)
1
ОлГус
Ясное дело, в избранное.
23:19 17.08.2024
1
11:45 17.08.2024(1)
1
Трогательно. О познавательно! Пойду по и-нету, искать книгу. Эх! Вспомнились примерно те же годы. Но по другую сторону Каспия. В Туркменистане. Кизил-Атрек. Жара. Август. Летний кинотеатр. Комедия "Операция "Ы" на туркменском языке. Народ хохотал. Ну и я, конечно, тоже. Хотя понимал лишь немногое. Но выучился.
23:19 17.08.2024
Как чудесно Вы рассказали. 
А я помню этот фильм в синем августе.  И еще очень хорошо помню как первый раз смотрели в киевском кинотеатре "Служебный роман". Помню, что все стулья в кинотеатре были разноцветные, пластмассовые, и от этого сам кинотеатр казался радостным, праздничным!
12:14 17.08.2024(1)
1
Irina Krupenina
Ляман, очень интересно написано и про ваше детство, и про Евгения Габриловича. Фильм этот люблю, а книгу не читала,
Теперь и мне захотелось ее прочесть. Интересно мысленно вернуться в те времена.

23:16 17.08.2024
Этот фильм - один из моих самых любимых.
Даже, когда не было инета, я пересматривала его в записи.
Люблю.

Спасибо, Ирина!
20:08 17.08.2024(1)
1
Анна Высокая
Лямаша, большое спасибо за познавательное эссе об Е. Габриловиче.
Я, к сожалению, фильм не видела, а вот книгу стоит поискать.
Обо всём написано великолепно, но особенно о королевской жаре. 
У нас она уже сникла. Денечки тёплые, а ночи прохладные.
Жаль, что уходит лето...
23:15 17.08.2024
Книга есть в интернете, дорогая Анночка.
А фильм один из моих самых любимых. Все мне в нем нравится: и замедленный темп, и музыка, и актеры, и ретроспективные кадры
20:49 17.08.2024(1)
1
Магдалина Гросс
Помню, как смотрела этот фильм по твоему совету. Конечно, смотреть взрослыми глазами и детскими - это разные вещи. И, тем не менее, тоже постоянно думалось: "Ну, Филиппок! Как оправдывает своё имя!", при этом совершенно забывая о том, что это - только игра актёра. Но Юрий Богатырев сыграл безупречно, что уж говорить.

Мне очень нравится вот такой твой стиль: начать откуда-то издалека, с такой темы, которая, как кажется, не имеет отношения к будущему изложению.  Больше остальных мне запомнились "Айва и Ахматова" и эссе про Веневитинова (название не помню). Да они все так написаны, в таком стиле: берется сюжет из жизни, речь немного идёт об отвлеченных событиях, а потом - раз! - и вдруг всё кардинально разворачивается на 180 градусов. 
В это раз я сразу поняла, что речь не о фильме будет, но не  сразу догадалась, о ком.
Написано, блестяще, конечно. 
23:14 17.08.2024
1
Спасибо огромное, Магдалинушка.
Это мой секрет, он у меня  со времен работы в газете...
Книга автора
Петербургские неведомости 
 Автор: Алексей В. Волокитин
Реклама