Между кладбищем и Старой капеллой (16.08.2024)В этом августе я прохожу в Народном университете курсы импровизационного театра под руководством Дэниса. Занятия проходят в Старой капелле. Один курс по средам, другой по четвергам, оба с 18 до 21 часа. На двух этих курсах занимаются разные люди, только я одна занимаюсь на обоих.
В среду я уже шла к выходу, когда Клаус остановил меня, сказал, что мы встречаемся перед капеллой. Не я и Клаус, а почти вся группа. Я думала, что мы пойдём куда-нибудь в ресторан, там, например, рядом итальянский ресторанчик. Но мужики пошли купили себе по бутылке пива в Späti (Späti от слова spät - поздно), так называются магазинчики, торгующие часов до одиннадцати вечера. Последним из капеллы вышел Дэнис - должно быть, он выключал свет, запирал двери и т. п. - наводил порядок как ответственное лицо. Он спросил, что есть рядом, где можно поужинать. Зузанна - подруга Клауса - перечислила заведения общепита рядом и чем в них кормят. Дэнис сказал, что он думал о дёнер кебабе или шаверме. Зузанна рассказала, где кормят хорошей, вкусной шавермой, но Дэнису это было слишком далеко. Так и стояли мы в темноте между капеллой и калиткой, ведущей на кладбище.
Дэнис спросил каждого из нас, чем мы занимаемся. Двое работают на телевидении - один монтажёром, другую я не услышала, она очень тихо говорила, Дэнис специально подошёл близко к ней, чтобы услышать, а я разобрала только название канала. Ещё один парень работает на сборке кардиостимуляторов. Про Зузанну и Клауса я уже знала, что Зузанна - архитектор, у неё собственное архитектурное бюро, и она много сотрудничает с англичанами, ездит в Лондон, а они к ней в Берлин, Клаус же - руководитель проектов. Его приглашают как специалиста управлять проектами, а какого рода проекты, никто не спрашивал. Как руководитель проектов он должен очень хорошо зарабатывать.
С Клаусом и Зузанной я была уже на многих курсах вместе. Я занимаюсь импровизационным театром немного дольше года, Клаус - три года, а Зузанна - три с половиной. Наверно, они и познакомились на одном из курсов три года назад и с тех пор вместе.
Они всё время ходили вместе обедать в перерывах, платили строго каждый сам за себя.
Я думаю, что они лет на десять моложе меня, то есть тоже не самые юные.
Так получилось, что Зузанна полгода оставалась без жилья. Она хотела переехать и договорилась о съёме квартиры, но её "кинули", а договор о найме старой квартиры она уже расторгла. А квартиры в Берлине - большой дефицит. И она перевезла свои вещи в своё архитектурное бюро и, пока не нашла себе квартиру, ночевала на диванах у друзей (так и говорила, что кочует по диванам) - но не у Клауса.
Такая у них любовь.
Зузанна год назад поступила в Свободный университет на театроведение. Она так увлеклась театром в Народном университете, что захотела основать свой собственный театр, вот и решила получить соответствующее образование. Очень она довольна своей учёбой - интересные предметы, интересные люди.
Искусственный интеллект они тоже проходили. Одно из заданий было сочинить три стихотворения и получить три стихотворения от ИИ. Потом все листки с стихотворениями положили в коробку, перемешали и доставали из коробки по одному, пытаясь угадать, кем стихотворение написано - человеком или ИИ. Зузанна не рассказала о результатах этого эксперимента, но я думаю, что не смогли они различить, потому что у немцев рифмы и стихотворный размер считаются дурновкусием. Надо будет расспросить Зузанну подробнее.
Зузанна сама же и отвлеклась от эксперимента с стихотворениями и стала говорить, что ИИ пишет музыку и что ИИ уже используется в импровизационном театре.
Дэнис назвал два имени (мне не знакомые) - они уже преподают в Бохуме предмет "ИИ и импровизационный театр".
С искусственного интеллекта разговор перешёл на человеческий интеллект. Например, многие заскакивают в последний вагон и не проходят вперёд, загораживая дорогу тем, кто, может быть, тоже захочет заскочить в последний вагон.
Дэнис сказал, что в Берлине много странных людей, просто мы их не замечаем, потому что не смотрим по сторонам, погружены в свои думы, в голове у нас только наша цель, куда и зачем мы идём. А вот он, Дэнис, ходил по улицам, ища подсказки к ответу на свой вопрос. Без денег и без ключей, с утра до вечера.
Это он проходит какой-то курс по нахождению самого себя, и им дали такое задание.
Я очень уважаю Дэниса. А ко всякому нахождению самих себя отношусь очень скептически. Но оставила свой скепсис при себе и молча и с интересом слушала его рассказ.
Удивительно, сказал Дэнис, как много подсказок встречаешь, когда в голове у тебя твой вопрос.
Дэнис бродил, бродил и вдруг оказался перед своим домом. А вопрос, который он себе поставил, был "Где мой дом?" или "Где я дома?"
Перед своим домом и без ключа. Позвонил, но никто ему не открыл. Позже он узнал, что жена слышала его звонок, но не открыла, потому что никого не ждала, и Дэниса тоже не ждала. Дэнис сказал, что это тоже был ответ на его вопрос о доме. Наверно, что он у себя дома не совсем у себя дома, раз не может войти и если его даже не впускают в дом.
И вообще он видел на улице многое, что пронимало его до самого сердца. Тут я не выдержала и задала бестактный вопрос: "Например?" Например, сказал Дэнис, он видел много родителей с детьми, очень много отцов с детьми, особенно много отцов с сыновьями, которые с большой любовью обращались с ними (отцы обращались с любовью с детьми). Дэниса это сильно тронуло. Я с опаской стала ожидать, что Дэнис будет жаловаться на своего отца, обращавшегося с ним не так тепло, но Дэнис не стал объяснять, почему его так тронули картины отцовской любви.
Он сейчас "постится" уже четвёртый месяц. Пост его - воздержание от источников информации. Не смотрит телевизор, не слушает радио, ничего не читает, ни газет, ни книг - ничего. И это сделало его очень "тонкокожим", чувствительным и ранимым. Единственное, что он читает, - это списки участников его курсов.
Дэнис назвал своего любимого артиста кино, который так же не смотрит ни кино, ни телевизора и ничего не читает. Американский актёр. Дэнис что-то сказал ему про кино, в котором тот снимался, и получил ответ, что даже этот фильм он не смотрел.
Дэнис считает, что такой отказ от информации извне будит творческие способности, сильно усиливает их.
Послесловие:
Это не сарай, это старая капелла, где мы репетируем. Потолок и стена, противоположная сцене.
Капелла построена в 1879 году. Она перед кладбищем.
Почему-то никому из немцев не приходят в голову страшилки про кладбище или соответствующие шутки.
Моряна (Галина Димитрова) предположила: "Наверное, немцы слишком прагматичные. Хотя Гофман - мастер фантазии".
Я согласилась с ней и добавила: "Или потому что в Берлине на каждом шагу кладбища".
|