В этом августе я прохожу в Народном университете курсы импровизационного театра под руководством Дэниса. Занятия проходят в Старой капелле. Один курс по средам, другой по четвергам, оба с 18 до 21 часа. На двух этих курсах занимаются разные люди, только я одна занимаюсь на обоих.
В среду я уже шла к выходу, когда Клаус остановил меня, сказал, что мы встречаемся перед капеллой. Не я и Клаус, а почти вся группа. Я думала, что мы пойдём куда-нибудь в ресторан, там, например, рядом итальянский ресторанчик. Но мужики пошли купили себе по бутылке пива в Späti (Späti от слова spät - поздно), так называются магазинчики, торгующие часов до одиннадцати вечера. Последним из капеллы вышел Дэнис - должно быть, он выключал свет, запирал двери и т. п. - наводил порядок как ответственное лицо. Он спросил, что есть рядом, где можно поужинать. Зузанна - подруга Клауса - перечислила заведения общепита рядом и чем в них кормят. Дэнис сказал, что он думал о дёнер кебабе или шаверме. Зузанна рассказала, где кормят хорошей, вкусной шавермой, но Дэнису это было слишком далеко. Так и стояли мы в темноте между капеллой и калиткой, ведущей на кладбище.
Дэнис спросил каждого из нас, чем мы занимаемся. Двое работают на телевидении - один монтажёром, другую я не услышала, она очень тихо говорила, Дэнис специально подошёл близко к ней, чтобы услышать, а я разобрала только название канала. Ещё один парень работает на сборке кардиостимуляторов. Про Зузанну и Клауса я уже знала, что Зузанна - архитектор, у неё собственное архитектурное бюро, и она много сотрудничает с англичанами, ездит в Лондон, а они к ней в Берлин, Клаус же - руководитель проектов. Его приглашают как специалиста управлять проектами, а какого рода проекты, никто не спрашивал. Как руководитель проектов он должен очень хорошо зарабатывать.
С Клаусом и Зузанной я была уже на многих курсах вместе. Я занимаюсь импровизационным театром немного дольше года, Клаус - три года, а Зузанна - три с половиной. Наверно, они и познакомились на одном из курсов три года назад и с тех пор вместе.
Они всё время ходили вместе обедать в перерывах, платили строго каждый сам за себя.
Я думаю, что они лет на десять моложе меня, то есть тоже не самые юные.
Так получилось, что Зузанна полгода оставалась без жилья. Она хотела переехать и договорилась о съёме квартиры, но её "кинули", а договор о найме старой квартиры она уже расторгла. А квартиры в Берлине - большой дефицит. И она перевезла свои вещи в своё архитектурное бюро и, пока не нашла себе квартиру, ночевала на диванах у друзей (так и говорила, что кочует по диванам) - но не у Клауса.
Такая у них любовь.
Зузанна год назад поступила в Свободный университет на театроведение. Она так увлеклась театром в Народном университете, что захотела основать свой собственный театр, вот и решила получить соответствующее образование. Очень она довольна своей учёбой - интересные предметы, интересные люди.
Искусственный интеллект они тоже проходили. Одно из заданий было сочинить три стихотворения и получить три стихотворения от ИИ. Потом все листки с стихотворениями положили в коробку, перемешали и доставали из коробки по одному, пытаясь угадать, кем стихотворение написано - человеком или ИИ. Зузанна не рассказала о результатах этого эксперимента, но я думаю, что не смогли они различить, потому что у немцев рифмы и стихотворный размер считаются дурновкусием. Надо будет расспросить Зузанну подробнее.
Зузанна сама же и отвлеклась от эксперимента с стихотворениями и стала говорить, что ИИ пишет музыку и что ИИ уже используется в импровизационном театре.
Дэнис назвал два имени (мне не знакомые) - они уже преподают в Бохуме предмет "ИИ и импровизационный театр".
С искусственного интеллекта разговор перешёл на человеческий интеллект. Например, многие заскакивают в последний вагон и не проходят вперёд, загораживая дорогу тем, кто, может быть, тоже захочет заскочить в последний вагон.
Дэнис сказал, что в Берлине много странных людей, просто мы их не замечаем, потому что не смотрим по сторонам, погружены в свои думы, в голове у нас только наша цель, куда и зачем мы идём. А вот он, Дэнис, ходил по улицам, ища подсказки к ответу на свой вопрос. Без денег и без ключей, с утра до вечера.
Это он проходит какой-то курс по нахождению самого себя, и им дали такое задание.
Я очень уважаю Дэниса. А ко всякому нахождению самих себя отношусь очень скептически. Но оставила свой скепсис при себе и молча и с интересом слушала его рассказ.
Удивительно, сказал Дэнис, как много подсказок встречаешь, когда в голове у тебя твой вопрос.
Дэнис бродил, бродил и вдруг оказался перед своим домом. А вопрос, который он себе поставил, был "Где мой дом?" или "Где я дома?"
Перед своим домом и без ключа. Позвонил, но никто ему не открыл. Позже он узнал, что жена слышала его звонок, но не открыла, потому что никого не ждала, и Дэниса тоже не ждала. Дэнис сказал, что это тоже был ответ на его вопрос о доме. Наверно, что он у себя дома не совсем у себя дома, раз не может войти и если его даже не впускают в дом.
И вообще он видел на улице многое, что пронимало его до самого сердца. Тут я не выдержала и задала бестактный вопрос: "Например?" Например, сказал Дэнис, он видел много родителей с детьми, очень много отцов с детьми, особенно много отцов с сыновьями, которые с большой любовью обращались с ними (отцы обращались с любовью с детьми). Дэниса это сильно тронуло. Я с опаской стала ожидать, что Дэнис будет жаловаться на своего отца, обращавшегося с ним не так тепло, но Дэнис не стал объяснять, почему его так тронули картины отцовской любви.
Он сейчас "постится" уже четвёртый месяц. Пост его - воздержание от источников информации. Не смотрит телевизор, не слушает радио, ничего не читает, ни газет, ни книг - ничего. И это сделало его очень "тонкокожим", чувствительным и ранимым. Единственное, что он читает, - это списки участников его курсов.
Дэнис назвал своего любимого артиста кино, который так же не смотрит ни кино, ни телевизора и ничего не читает. Американский актёр. Дэнис что-то сказал ему про кино, в котором тот снимался, и получил ответ, что даже этот фильм он не смотрел.
Дэнис считает, что такой отказ от информации извне будит творческие способности, сильно усиливает их.


Это не сарай, это старая капелла, где мы репетируем. Потолок и стена, противоположная сцене.

Капелла построена в 1879 году. Она перед кладбищем.
Почему-то никому из немцев не приходят в голову страшилки про кладбище или соответствующие шутки.
Моряна (Галина Димитрова) предположила: "Наверное, немцы слишком прагматичные. Хотя Гофман - мастер фантазии".
Я согласилась с ней и добавила: "Или потому что в Берлине на каждом шагу кладбища".