Мне тогда было десять лет, я учился в третьем классе. Параллельно я занимался в шахматной школе. Там, в отличие от обычной школы, занятия были интересными и ненапряженными. Теоретические занятия проходили два раза в неделю, по понедельникам и пятницам. Разбирали интересные партии известных гроссмейстеров, как Ботвинник ловко пожертвовал "плохого" слона Капабланке, как Керес ловко обдурил Алаторцева в защите Каро-Канн и другие поучительные партии.
Для меня особенно были интересны среды в шахматной школе. По средам проводили внутренние турниры среди кадетов. Особенно мне нравились мои спортивные результаты на том этапе шахматного развития. Я выигрывал почти все партии, быстро выполнил четвертый разряд, затем третий. Победы давались мне легко и приятно. Как-то я случайно подслушал, что главный тренер сказал о моей персоне, "ну, этот точно станет кандидатом, а может даже мастером".
Что там "мастером"! Я тогда был уверен, что с такой же легкостью пройдусь по всем ступенькам разрядов и званий, а в итоге стану чемпионом мира. По факту все пошло немного не так. Об этом вы можете прочитать в моей книге "Мы - чемпионы!", а здесь я хотел бы рассказать о забавном и поучительном случае из самого раннего шахматного детства.
Однажды нашу шахматную школу посетил бывший кадет, а ныне КМС (кандидат в мастера спорта) с целью проведения развлекательно-познавательного мероприятия в виде сеанса одновременной игры с часами.
Надо заметить, что у меня кандидаты вызывали даже больший интерес, чем гроссмейстеры. Жизнь гроссмейстеров была на виду и была вполне понятна в общих чертах. Это небожители, которые рождены, чтобы провести жизнь в бесконечных творческих наслаждениях. Они мотались по всему миру, играли в турнирах с хорошими призами, в итоге неплохо зарабатывали. Также гроссмейстеры были избавлены от соблюдения трудовой дисциплины. Конечно, они могли при желании написать книжку о шахматах, дать интервью, но это при желании, это вовсе не было обязанностью. У них вообще не было неприятных обязанностей. Гроссмейстеры не ходили на работу в офисы или в цеха заводов. Скучная монотонная работа была не для них.
А вот как протекала жизнь кандидатов? О них ничего не было известно. Жизнь их была загадкой. Как они вообще выдерживали такую жизнь, когда весь день проводили на работе, затем вечером шли играть партию часа на четыре в первенстве микрорайона? Наверное, это очень тяжело.
Наш кандидат начал мероприятие с небольшой вступительной речи, в которой разъяснил некоторые вопросы. Было ему уже двадцать лет, он отслужил армию, теперь учился в институте. Несмотря на свой значительный возраст, он еще не потерял надежду стать мастером. В материальном плане его жизнь была неплохой. Институт выплачивал стипендию, также небольшие деньги кандидат получал за некоторые турниры и разные шахматные мероприятия. Но вот этот сеанс кандидат проводил бесплатно в знак уважения к своей "alma mater".
Сам сеанс давался кандидату непросто. Против него наш тренер выставил десять молодых игроков не слишком опытных, но очень амбициозных. Не каждый день играешь против кандидата. Всем нам очень хотелось выиграть. С большим трудом, но стабильно, кандидат ломал наше сопротивление и выигрывал партию за партией. Я сопротивлялся, как мог, доигрался до ладейного эндшпиля, который, увы, был проигранным. Нас уже успели обучить догме, что ладейные эндшпили имеют сильные ничейные тенденции, но в моем случае надежд на ничью не было, не хватало нескольких пешек.
А тут еще кандидат дал шах, после которого размен ладей стал неизбежным. А уж в пешечном эндшпиле даже иллюзии на ничью не было.
Я отошел королем из-под шаха так, чтобы ладья была под защитой короля. После чего задумался, сразу сдаться или подергаться еще немного в пешечнике.
И тут случилось чудо. Кандидат не стал менять ладей, но и не отошел своей ладьей. Он сделал ход пешкой, оставив ладью под боем и без защиты.
Я немедленно побил ладью, опасаясь, что она как-то ускользнет от меня хитрым способом.
Создалось впечатление, что мой Черный Король в стиле Остапа Бендера спрятал свою ладью, а затем выставил на поле боя в нужный момент.
- Как это у Вас так ловко получилось, Ваше Величество? – спросил я у Черного Короля.
- Да я сам в шоке! – радостно ответил Черный Король, - уже хотел было сдаваться, а тут такое чудо!
Кандидат, увидев свой зевок, горестно вздохнул и немедленно сдался.
Я пошел в кабинет главного тренера доложить о результате.
- Выиграл! – гордо заявил я.
- Ничего себе! – удивился тренер, - как же это у тебя получилось?
- Случайно, - скромно ответил я, - кандидат мне ладью зевнул.
Ответ тренера был для меня совершенно неожиданным. Я думал, что он скажет что-то вроде, "нет тут никакой случайности, это сказалась твоя гениальность". Но нет. Он сказал совсем другие слова.
- Конечно, случайность.
Это ответ прозвучал для меня, как гром среди ясного неба и значительно снизил радость от победы. Но, давайте, признаемся, тренер был абсолютно прав.
Не надо из факта случайного везения делать далеко идущие выводы о своей персоне. Хотя просто порадоваться такому факту, конечно, можно. Особенно, если вам всего лишь десять лет.
В своей книге "Мы - чемпионы!" я рассказал о жизни кадетов шахматной школе в конце изучения искусства шахматной игры, когда главным героям уже исполнилось 14 или 15 лет. А здесь забавный и поучительный случай из начала постижения таинств шахматной игры. Главному герою 10 лет и он принимает участие в сеансе одновременной игры с часами на десяти досках против матерого двадцатилетнего кандидата в мастера. Юному герою очень хотелось выиграть, но партия уверенно шла к неминуемому поражению. И вот, когда уже никаких надежд на удачное завершение партии не было, случилось чудо.