Произведение «Древний Египет. 2»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Читатели: 70 +1
Дата:
«Аллея бараньеголовых сфинксов»
Предисловие:
Здесь без политики, о Древнем Египте

Древний Египет. 2

К оседлой жизни земледельцев и скотоводов жители долины Нила перешли на рубеже VI – V тысячелетий до н.э. Затем различные ремёсла стали отделяться от сельского хозяйства, появилось и стало быстро прогрессировать социально-имущественное расслоение. Одни люди очень быстро научились присваивать результаты труда других, да по-иному и быть не могло, ведь мы не от муравьёв произошли.
Росли и развивались людские поселения, превращались в укреплённые городки и города. Образовались номы ( греческое название древнеегипетского понятия «септ» ), небольшие области, прообразы государства, во главе с верховным вождём, его приближёнными и жрецами.
Народные верования и культы выстраивались в сложную религиозную систему, а жрецы были самыми знающими людьми того времени. Они были посвящены не только в собственно религиозные тайны и обряды, но лучше всех разбирались в астрономии, математике, химии, минералогии, медицине…

О религии Древнего Египта – разговор особый, ведь помимо своей очень обширной видимой части, она имела и глубинную, эзотерическую суть. К тайнам древнеегипетских жрецов обращались греки, иудеи, арабы, христиане разных стран и национальностей. Современное масонство имеет древнеегипетские истоки.

В древнейшей столице Египта Хут-ка-Птах, в греческой традиции - Мемфисе, развились такие космогонические представления. Первым и главным был бог Птах, который сотворил других богов и всё сущее в мире. Он совершил это творческой волей, силою слова. Созданные Птахом боги – это его отдельные свойства и качества: творящее слово Птаха – бог Сиа, магическая сила – бог Хека… Это уже гораздо позже в Евангелии от Иоана появилась формулировка: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.»

По верованиям под покровительством бога Тота находилась письменность, лунный бог мудрости считался изобретателем иероглифов. Древнеегипетская иероглифическая письменность возникла во второй половине IV тысячелетия до н.э. в додинастический период и затем развивалась в течение многих веков.
Первые иероглифы были пиктографическими, то есть слова изображались в виде наглядных рисунков. Позже развилось идеографическое (смысловое письмо). Например, изображение солнца означало не только само светило, но и понятие «день», а изображение гор означало чужеземную страну. Далее появились и фонетические (звуковые, слоговые) знаки.

Выдающийся французский лингвист и исследователь Жан-Франсуа Шампольон с ранней юности задался целью открыть тайну египетских иероглифов. В 1882 году он дал расшифровку текста Розеттского камня и положил начало чтению одним из самых древних на Земле надписей. Начинания основателя египтологии продолжили ряд европейских учёных, среди которых особенно выделяются Карл Лепсиус и Генрих Бругш.

В египетской иероглифической письменности понятия «достоинство», «знатность» и «благородство» передавались изображением рогатого скота с печатью собственника на шее. Термин «наследство» представлял собой изображение лежащего телёнка. А термин «вождь», а позднее «царь» передавался рисунком пастушеского посоха. Пастушеский посох с изогнутой рукоятью стал позже обязательным атрибутом царской власти, скипетром в руках фараона. Греческое слово «фараон» заимствовано из древнееврейского, из Библии, а собственно египетское «пер-оа» - значило «великий дом».

Вернёмся теперь к фараонам и созданию под их властью великого древнеегипетского государства.
Прообразы государства, как уже упоминалось, возникли на территориях небольших областей – «номов» по-гречески, «септов» по-египетски. Они представляли собой объединённые вокруг городского центра сельскохозяйственные поселения, а в центре была резиденция вождя и святилище главного божества. Произошло разделение первобытного, родоплеменного общества на классовое. Одни номы, в дельте, соединились в царство Нижнего Египта, а другие, вверх по течению Нила – Верхнего Египта. Повелитель Нижнего Египта носил корону красного цвета, а Верхнего – белого. После длительных междоусобных войн совершилось объединение Древнего Египта в единое государство.

В Каире, в Египетском музее есть удивительный экспонат, которому больше 5 тысяч лет, - это палетка (плитка из природного шифера) Нармера. На одной стороне фараон Нармер в короне Верхнего Египта занёс булаву над поверженным противником. Над фараоном его божественный покровитель Гор в виде сокола держит верёвку, которая опутывает символическое изображение Нижнего Египта.
На другой стороне палетки в центре изображены мифические львы (серпопарды) с переплетёнными длинными шеями. Круг, образуемый их шеями, символизирует объединение двух царств Египта. А над серпопардами стоит фараон Нармер уже в короне царей Нижнего Египта, как их блистательный победитель.

В списках царских династий, которые составил египетский жрец и историк Манефрон, первым правителем объединённого государства назван фараон Менес (Мина по Геродоту). Вероятнее всего, что Нармер и Менес – это один исторический персонаж, тем более, что у фараона по титулатуре было несколько имён.

На стыке дельты и долины Нила фараон Менес построил дамбу, защищающую от стремительных разливов, и основал первую столицу Древнего Египта город Хут-ка-Птах, в греческой традиции - Мемфис. Само древнегреческое слово «Айгюптос» - Египет произошло от транслитерации с египетского на греческий древнейшего названия столицы, а потом распространилось на всю страну, на всю древнейшую цивилизацию.

Главный символ Египта, его визитная карточка – это, конечно, пирамиды. Пирамида Хеопса (в египетском оригинале Хуфу) – единственное из семи чудес света, которое мы можем видеть в наши дни. Колоссальное, циклопическое сооружение, самое большое каменное здание в мире десятки веков поражает воображение человека.
Правда, некоторые сомневающиеся, не в меру скептические головы со снисходительной улыбкой заявляют, что пирамиды построены не древними египтянами, а представителями внеземной цивилизации.

Давайте рассмотрим эту тему чуть подробнее.
Древний Египет был первой на Земле цивилизацией, где смерть и последующее захоронение стали одним из самых важных дел для человека. Ведь мёртвые нуждаются в живых, а благополучие живых зависит от умерших. К переходу в потусторонний мир для фараона готовились заранее и очень тщательно. Гробница для первых фараонов называлась пер-джет (вечный дом), а по-арабски – это «мастаба». Мастаба представляла собой подземный погребальный склеп и прямоугольное кирпичное или каменное сооружение над ним.

Для первого фараона III династии Древнего царства Джосера Нечерихета ( 2665 – 2645 гг до н.э. самые принятые историками даты правления ) была построена не мастаба, а первая ступенчатая пирамида. Она считается также первым в мире архитектурным сооружением из камня. Эта первая пирамида состоит из шести каменных ступеней, символически ведущих в небо.
Построенная в Саккаре пирамида Джосера была больше 60 метров в высоту ( сейчас 59 ). Архитектором пирамиды был гениальный Имхотеп, верховный визирь фараона, первосвященник, великий учёный, известный также, как основатель древнеегипетской медицины. Пирамида Джосера строилась из блоков известняка, а проектные, технические и организационные решения для её возведения легли в основу строительства других пирамид.

При фараоне Снофру произошёл переход от ступенчатой пирамиды к настоящей пирамиде с плоскими гранями. Для Снофру строились три пирамиды. В Мейдуме для него возводилась пирамида ступенчатой формы, от неё остались только руины. По одной версии она разрушилась уже при самом строительстве из-за ошибки в расчётах, по другой она была сознательно разобрана позже.

А в историческом районе Дахшур стоит «Ломаная» пирамида. Её контуры действительно изломаны и с геометрической точки зрения – это ещё не совсем пирамида. Там же расположена первая пирамида правильной формы – «Розовая», названная так потому, что лучи восходящего Солнца окрашивают её в этот цвет.
Для сына Снофру фараона Хуфу ( Хеопса в греческой традиции ) была построена великая пирамида в Гизе. Строительство велось под началом визиря и архитектора Хемиона ( племянника Хуфу-Хеопса ) предположительно 20 лет и закончилось около 2540 года до н.э.

На этом оставим огромную и таинственную тему пирамид ( нельзя объять необъятное, а эта тема вообще выходит за рамки Египта ) и вернёмся к священному Нилу. Кстати, само название «Нил» происходит от греческого «Нейлос», а на древнеегипетском его именовали «Итеру», то есть «река». Вот так, просто, кратко и одновременно величественно.

Сейчас Нил своей шириной и мощью воображение не поражает, после сооружения Асуанской плотины прекратились его знаменитые разливы. Бегемотов, один из которых нанёс когда-то смертельные ранения первому фараону Нармеру, на его берегах нет, не встретишь больше здесь и крокодилов. Современный мир наложил свой ограничивающий отпечаток на великую реку, но тайный пульс далёкой древности доходит к нам на берегах Нила через многие века.
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама