Произведение «Пасха на берегу Вселенной. XIII»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Роман
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 151 +2
Дата:
«Иерусалим»

Пасха на берегу Вселенной. XIII

Александр со своей женой Юлией на предыдущую Пасху совершил паломничество в Иерусалим, о чём он не в первый раз рассказывает своим друзьям. Впрочем, Сергею там тоже довелось побывать, и он делится собственными впечатлениями. Игорь вставляет свои вопросы и размышления.
Послушаем их беседу, подкреплённую дословными цитатами из Библии.
В современном Иерусалиме паломники могут пройти по Виа Долороза (Скорбный Путь на латыни) – Крестному пути Христа от дворца прокуратора Понтия Пилата до Лобного места. Иисус Христос шёл, сгибаясь под тяжестью возложенного на него креста, к месту мучительной казни через распятие. Путь поругания и страдания, и вместе с тем – освобождения и спасения.
Четырнадцать стояний Иисуса Христа выделяют на Скорбном Пути, пять последних из них находятся в Храме Гроба Господня: Распятие, снятие с Креста, помазание тела благовониями, положение во Гроб, Воскресение Иисуса Христа.
Виа Долороза, конечно, условный путь, ведь за две тысячи лет город не раз до основания разрушался, не сохранились ни здания, ни даже мостовая.

- Да и кто шёл Крестным путём Богочеловек Христос или иудейский проповедник Иисус? – задаёт свой вопрос Игорь.

Александр рассказывает, как они с Юлей прошли от Голгофы до Кувуклии, где они зажгли свечи от Благодатного огня. Голгофа происходит от арамейского слова «череп». Во всех четырёх канонических Евангелиях – это «Лобное место», скала, где распяли Иисуса Христа. Существует предание, что на месте Голгофы был когда-то похоронен Адам.


Кувуклия – это часовня, воздвигнутая на месте Гроба Господня. Христа после распятия положили в гробницу – пещеру, высеченную в скале, где он на третий день воскрес. Вслед за смертью Христа идёт его Воскресение, поэтому Пасха является самым важным праздником, знаменующим переход от смерти к вечной жизни.
Люди так любят праздник Светлого Христова Воскресения, потому что в него, не смотря ни на что, очень хочется верить. Вера в победу добра над злом, жизни над смертью помогает преодолевать все невзгоды бытия, тлен и мерзости земного существования.

В христианство Пасха пришла из иудаизма. Еврейское слово Пейсах означает «миновал, обошёл, прошёл мимо». Иудейская Пасха празднуется в честь исхода еврейского народа из египетского плена под предводительством пророка Моисея.
Существуют различные мнения об историчности исхода (выхода) евреев из Египта. Наиболее обоснованно то, что Ветхий Завет в мифологизированной форме передаёт действительные исторические события, которые произошли вероятнее всего при фараоне Рамзесе II.
Согласно Пятикнижию, Моисею в горящем и несгорающем кусте (неопалимая купина) явился Бог и повелел ему вывести евреев из египетского рабства в Землю обетованную.

- А я видел неопалимую купину в монастыре Святой Екатерины, - вставляет тут Игорь, - мы ездили туда из Шарм-эль-Шейха.
Недалеко от горы Сион (Хорив) расположен православный мужской монастырь Святой Екатерины, в котором можно увидеть горящий и несгораемый терновый куст.
- На самом деле это растение не тёрн, а ясенец белый, - разъясняет биолог Александр, - Ясенец выделяет множество эфирных масел, которые могут вспыхивать ярко, но почти без отделения тепла, а значит, не происходит и сгорания.
- Однако мы ушли далеко в сторону от главной темы – Христа и Пасхи.
-Не так уж и далеко, - замечает Сергей, - в православии Неопалимая купина – это ветхозаветный прообраз, символизирующий Богородицу, Непорочное зачатие Христа от Святого Духа.

- Поэтому вернёмся к Торе, к Пятикнижию, к Моисею. Пророк требует от фараона отпустить израильтян, однако египетский владыка отказывается это сделать. Тогда бог Яхве насылает на страну фараона страшные бедствия – десять казней египетских. И только после последней самой страшной из них евреи освобождаются из плена.
Десятой казнью была смерть египетских младенцев по велению Яхве: « А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота». (Исход 12 : 12)
Еврейские младенцы при этом оставались живыми и невредимыми, а чтобы Яхве отличил их от египетских, жилища израильтян помечались кровью: « И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую». ( Исход 12 : 14 )
Далее Пятикнижие гласит: « И созвал Моисей всех старейшин (сынов) Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе по семействам вашим агнцев и заколите пасху; и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью…» (Исход 12 : 21)

Обряд приношения в жертву агнца (ягнёнка) взят из древнеегипетской религии, где такие жертвоприношения издавна совершались верховному богу Амону. Но в Ветхом Завете эта тема значительно углублена и детализирована: « … в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам… пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испечённое на огне; с пресным хлебом и горькими травами… не оставляйте от него до утра ( и кости его не сокрушайте) … и ешьте его с поспешностью: это Пасха Господня».
Пресный хлеб - опресноки, потому что во время бегства из египетского плена некогда его было заквашивать, а горькие травы, как напоминание о тяготах и горестях векового плена.
Знаменитая Тайная Вечеря, описанная в Евангелиях, не что иное, как иудейская пасхальная трапеза.
Пейсах начинается после захода Солнца 14 дня нисана, нисан - это первый месяц в израильском лунно-солнечном календаре. В год смерти Иисуса Пейсах прошёл за три дня до Воскресения.

- Зачем мы так долго говорим о Пейсах, еврейской Пасхе, ведь христианская Пасха имеет совсем иной смысл и значение? – спрашивает Игорь.

- Значения и понятия разные, - отвечает Сергей, - но одно следует из другого. В Новом Завете Христос провозглашает: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон, или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота не прейдёт из закона, пока не исполнится всё». ( Евангелие от Матфея 5 : 17-18)

Евангелия в точности соответствуют ветхозаветным пророчествам: и тому, что Мессия должен быть из рода царя Давида (отсюда номинальный отец Иосиф); и даже тому, что он въедет в Иерусалим на осле (пророк Захария). Пасхальный ягнёнок (агнец) в Ветхом Завете выступал, как искупительная жертва, а в Новом Завете Иисус Христос – это Агнец Божий. Иоанн Креститель говорит своим ученикам: «Вот Агнец Божий, который берёт на Себя грех мира».
И опять, в Новом Завете соответствие даже в деталях. В Ветхом Завете про жертвенного агнца указывается: «…(и кости его не сокрушайте)…» Так вот, у двух распятых рядом с Христом перебивают голени, а Христу – нет, ему пронзают копьём грудную клетку без перелома костей.
Израильские младенцы были спасены благодаря знакам крови жертвенного агнца на еврейских домах, а в последующем люди спасутся благодаря пролитой за них крови Иисуса Христа.
Христианство в своём начале было одним из направлений в иудаизме, отвергнутым большинством израильтян. Евреи тогда не приняли Христа, не поверили в его Воскресение. Бог освободил евреев от египетского плена, а христиан освобождает от плена совершённых грехов. Христианская Пасха по сравнению с Пейсах приобретает новое, высшее значение, Новый Завет указывает путь спасения для всего человечества.
- Христос воскрес!
- Воистину воскрес!


XIV.
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама