В ЗАРУБЕЖЬЕ БЛИЖНЕМ…
А как там у нас обстоят дела у наших бывших братских народов?
Республика Казахстан в области семейного законодательства четко идет в фарватере России. А вот Украина в этой области оказалась «впереди СНГ всей!»
Новый Семейный кодекс Украины, вступил в силу с 1 января 2004 года. И этот свод законов принципиально отличается от предыдущего.
Юристы говорят, что в новом Кодексе много изменений и новых понятий. Впервые за много лет дано определение, что такое семья. Согласно новому Кодексу: «Семью составляют совместно проживающие лица, связанные общим бытом и имеющие взаимные права и обязанности». Здесь же впервые прописано такое понятие как «помолвка». Помолвленными считаются лица, подавшие заявление на регистрацию брака, однако помолвка не создает обязанностей для регистрации брака. В частности, в случае, если после подачи заявления о регистрации брака (помолвке) одна из сторон откажется от его заключения, новым Семейным кодексом предусмотрена возможность получения компенсации от инициатора разрыва. Никаких иных имущественных отношений институт помолвки не несет. Кроме того, в новом Семейном кодексе впервые попытались отнестись серьезно к гражданскому браку. Но даже в этом нормативном акте гражданский брак не имеет законной силы. Но теперь гражданские супруги имеют право претендовать на раздел совместно нажитого имущества.
По статистике, на Украине 2/3 семейных пар до регистрации живут в гражданском браке. Хотя психологи уверяют, что это никак не способствует прочности будущего союза, 60 процентов таких браков, как правило, распадаются.
Новый Семейный кодекс Украины, разграничивает имущество супругов на личное и общее совместное.
Новый Семейный кодекс также признает одной из форм организации семьи гражданский брак, в котором, как и в зарегистрированном, возникает общая совместная собственность супругов, а дети, рожденные в гражданском браке, имеют те же права, что и рожденные в зарегистрированном.
Что ж, это хотя и половинчатое решение в отношении гражданского брака, но, все-таки, значительный шаг вперед.
Ну а теперь, самая близкая к нам республика – по крайней мере, номинально входящая в одно союзное государство с Россией.
Вот что предлагают ученые Беларуси В.И.Матусевич, директор НИИ труда Министерства труда Республики Беларусь и Л.М.Анисов, заведующий сектором демографии НИИ труда Министерства труда Республики Беларусь в рамках организационно-правовое регулирования в сфере семьи, материнства и детства, как важнейшее направление формирования системы демографической безопасности: «Состояние и развитие демографической ситуации, так же как и решение самых острых демографических проблем, во многом определяется теми событиями, явлениями, тенденциями, которые происходят в области семьи материнства и детства. Без большого риска ошибиться, можно утверждать, что кризису демографическому всегда предшествует кризис традиционной семьи. Даже снижение уровня жизни с точки зрения негативного воздействия на демографическое развитие, на наш взгляд, играет вторичную роль по сравнению с набирающим силу процессом деградации семьи. В этой связи достаточно ознакомиться с динамикой отдельных демографических показателей в некоторых наиболее экономически благополучных западноевропейских государствах.
В Беларуси, так же как и в России, в 90-е годы сформировались основные характерные черты демографического кризиса. Наиболее зримыми из них являются превышение смертности над рождаемостью, снижение индивидуальной потребности в детях; нарастание числа рождений детей вне официально зарегистрированного брака (почти 20% от общего числа рождений) и т.0д. Низкий уровень жизни вносит окончательные коррективы, в результате чего реальная рождаемость в Беларуси - суммарный коэффициент рождаемости составляет 1,3, в отдельные годы опускаясь еще ниже. Для сравнения: в 1987г., после которого началось снижение всех показателей рождаемости, суммарный коэффициент рождаемости в Беларуси составлял 2,1. т.е. на уровне простого воспроизводства населения. В 90-е годы Беларусь постоянно входит в число 5-6 стран, имеющих самые высокие показатели естественной убыли населения (в пределах 4-5 промилле ежегодно). И только положительные значения чистой миграции в течение последних 5-ти лет частично компенсируют естественную убыль (на 35-45%). Тем не менее, в августе 2000 года Республика Беларусь перестала быть в числе государств, имеющих численность населения 10 млн. и выше.
В существующих в республике социально-экономических условиях ожидать чего-либо другого не приходится. Действительность такова, что среднедушевой доход семьи, состоящей из родительской пары и одного ребенка до 3-х лет, ниже величины бюджета прожиточного минимума, т.е. черты нищеты. Это при условии, что размер заработной платы отца - на уровне средней ее величины по экономике, а мать получает ежемесячное пособие на ребенка до 3-х лет (35% от величины минимального потребительского бюджета).
Одним из проявлений кризиса традиционной - полной семьи является нарастание отрицательного отношения к официальной регистрации брака среди молодежи. НИИ труда Министерства труда Республики Беларусь в рамках выполнения научно-исследовательской тематики регулярно проводит социологические опросы с целью выявления репродуктивных установок детности, репродуктивной мотивации, миграционных намерений молодежи, а также отношения молодых людей к браку, созданию семьи и т.п. И вот один из результатов опроса различных социально-возрастных групп населения от 16 до 30 лет: более 30% молодых людей (неженатых и незамужних) допускают принципиальную возможность для себя создания семьи на условиях консенсуального брака. Причем, среди девушек этот показатель выше.
И еще один весьма красноречивый результат упомянутых опросов. Была поставлена задача выявить репродуктивные установки молодых женщин до 30 лет, обладающих нормальной плодовитостью и относящихся к различным категориям брачного состояния: состоящие в зарегистрированном браке; разведенные; одинокие женщины, никогда не состоявшие в браке; состоящие в гражданском браке. Сама постановка вопроса еще в недалеком прошлом могла бы рассматриваться как не вполне корректная. Но не сейчас, когда каждый пятый ребенок рождается у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, а в сельской местности - каждый четвертый. Причем, тенденция к нарастанию этого показателя - стабильна. Основная задача такого опроса заключалась в получении количественных оценок о воздействии явлений трансформации брака на демографические показатели, в данном случае - на показатели рождаемости. По результатам опроса величина репродуктивных установок на желаемое число детей составляла: среди состоящих в зарегистрированном браке – 2,3, состоящих в гражданском браке – 2,2, разведенных – 2,1, одиноких - 1,7. Следовательно, величина установок на желаемое число детей выше уровня простого воспроизводства или соответствует этому уровню у трех из четырех вышеназванных категории женщин. Величина репродуктивных установок на ожидаемое число детей составляла: среди состоящих в зарегистрированном браке - 1,7; состоящих в гражданском браке - 1,4, разведенных - 1,2; одиноких - 1,0. Коэффициент потенциальной реализации потребности в детях значительно выше в семьях, где брак зарегистрирован официально.
Таким образом, очевидно, что так называемая трансформация семьи ничего хорошего не сулит демографическому развитию. При этом следует отметить, что у женщин, состоящих в гражданском браке, уровень доходов, исходя из их ответов, значительно выше, чем у категории женщин, проживающих в официально зарегистрированном браке. Отсюда неизбежен вывод: объектом демографической политики должна быть традиционная, полная семья. Все остальные виды семей - объекты политики социальной. Безусловно и то, что такой подход может быть реализован при достижении в обществе достаточно высоких социальных стандартов жизнеобеспеченности всех видов семей с детьми, чего сейчас нет и в ближайшем будущем вряд ли будет достигнуто в Беларуси и России.
В последние годы в наших государствах все сильнее проявляется идея демографической безопасности и это не случайно, так как отдельные демографическое явления и тенденции приобрели характер угроз устойчивому развитию общества и, возможно, национальной безопасности. В первом ряду таких угроз находятся явления и тенденции, порожденные кризисом семьи и брака. Поэтому, по-нашему мнению, пришло время для практического воплощения такой идеи. Первыми шагами в этом направлении должны стать разработка соответствующей концепции и создание нормативно-правовой базы, в первую очередь - проекта закона о демографической безопасности. Подобный нормативный правовой акт, естественно, будет устанавливать правовые и организационные основы обеспечения демографической безопасности по всем ее направлениям, т.е. связанные не только с последствиями кризиса семьи и брака.
Закон о демографической безопасность должен иметь организационно-правовой характер, так как он не может дублировать другие более конкретные законы. Однако это обстоятельство вовсе не означает декларативность такого нормативно-правового акта. Законодательное закрепление основных понятий, принципов, перечня демографических угроз, условий, порождающих демографические угрозы и т.д. - основа будущей системы демографической безопасности. Статьям и положениям закона о демографической безопасности должны соответствовать другие нормативные правовые акты, в частности законы, регулирующие отношения в сфере семьи, материнства и детства.
По поручению Правительства Республики Беларусь Министерство труда совместно с Научно-исследовательским институтом труда подготовили проект закона о демографической безопасности, который находится на стадии обсуждения. По нашему мнению, вопросы демографической безопасности наших государств необходимо исследовать и решать совместно, в том числе и в рамках унификации и создания единой законодательной базы Союза Беларуси и России. Данное предложение целесообразно включить в проект рекомендаций круглого стола». [36]
Прошу извинить читателя за столь объемное цитирование. Но, согласитесь, данные исследований, которые здесь приводятся, весьма серьезны и наводят на печальные размышления… Что ж, остается только надеется, что предложения белорусских ученых в области демографической безопасности не останутся простой бумажкой и найдут поддержку со стороны России …
Итак, уважаемые читатели мы с вами совершили небольшое путешествие по странам дальнего и ближнего зарубежья, с целью выяснения вопроса: «А как там за бугром, с гражданским браком? Выяснили. Но жить то нам с вами в России и ни кто за нас с вами наши проблемы не решит.
| Помогли сайту Реклама Праздники 3 Декабря 2024День юриста 4 Декабря 2024День информатики 8 Декабря 2024День образования российского казначейства 9 Декабря 2024День героев Отечества Все праздники |