Пожалуй, многим «диванным патриотам» (коих, благодаря «пакетному мышлению» и высшему телевизионному образованию, развелось у нас в стране чрезвычайно в последние годы), будет, как «бальзам на душу» узнать, что знаменитый русский поэт Фёдор Иванович Тютчев, будучи большую часть своей жизни государственным мужем, считал роль России в мировом сообществе не только уникальной, но буквально противостоящей своим консерватизмом и традициями революционному, а, значит, весьма нестабильному (и, как сказали бы в наше «вечно нелёгкое время») «коллективному Западу».
Достаточно вспомнить трактат Тютчева «Россия и Запад», где поэт, публицист, мыслитель и государственный муж, создаёт своего рода обобщённый образ тысячелетней и стабильной России. Излагая в трактате свой взгляд на Российскую империю и своеобразный характер государственности в стране, Тютчев особое внимание придавал именно её особому пути и «православному характеру» (что бы ни стояло за этими весьма абстрактными фразами то ли в воображении, то ли в мечтах знаменитого поэта).
В небольшой же статье 1848-го года «Россия и революция» (а в то время едва ли не вся Европа бурлила революционными настроениями) Тютчевым была развита мысль (впрочем, опять же весьма обобщённая и, как сказали бы сейчас, «сильно притянутая за уши» и состоящая больше из громких и малодоказательных тезисов, характерных, увы, для многих «интуитивных мечтателей» от социологических наук), что в современном Тютчеву мире есть лишь две реальные силы: революционная Европа и консервативная Россия.
В статье в числе прочего излагалась и идея создания союза славянско-православных государств под эгидой России. «Тысячелетние предчувствия не могут обманывать. Россия, страна верующая, не ощутит недостатка веры в решительную минуту. Она не устрашится величия своего призвания и не отступит перед своим назначением», писал Тютчев, нисколько не углубляясь, однако, в детализацию «громких лозунгов» относительно того, что конкретно нужно сделать в стране, чтобы та «не устрашилась величия своего призвания».
Как видно из «тезиса» автора, идеи ожидания величия России на мировой арене уже не одну сотню лет будоражили «патриотично настроенные умы», включая и самого Тютчева…
Но, увы, какие бы статьи ни писал знаменитый поэт и мыслитель, едва ли не половину своей сознательной жизни сам он прожил в той самой «революционной и загнивающей Европе», где и мечтал о величии России лишь издалека, не сильно углубляясь в ежечасные проблемы социально-экономического существования своей родины…
К большому сожалению, для нынешних «квасных патриотов», образ Тютчева может быть несколько «замаран» и двумя браками, где оба раза его супругами становились, увы, не исконные русские женщины, а «всего лишь» немецкие аристократки…
Впрочем, всё вышенаписанное не более чем небольшая «прелюдия» к довольно забавному историческому анекдоту, связанному с «патриотизмом» Тютчева. А именно: однажды, возвращаясь из заграничного путешествия, Тютчев писал своей супруге: «Я не без грусти расстался с этим гнилым Западом, таким чистым и полным удобств, чтобы вернуться в эту многообещающую в будущем грязь милой родины».
Иными словами, как пошутил бы сейчас, наверняка, не один скептик: «Если хорошенько отмыть какого-нибудь любителя западных ценностей, под слоями наносного мусора обязательно откроется чистый и незамутнённый никакими лишними примесями настоящий русский патриот»… который обычно тем сильнее любит свою родину, чем дальше от неё находится…
| Помогли сайту Реклама Праздники |