Среди всей осознанной человеком жизни можно разглядеть как чёрные дни, так и белые… Чёрные дни сопровождаются болью, слезами, нервным срывом, муками, угнетающими Душу человека. А пережить всё это помогает только одно внутреннее свойство в человеке, в нас, людях. Это взгляд в белые дни. Вера в то, ради чего рождается человек. Иначе, зная о том, что всё будет плохо, он бы никогда не захотел родиться.
Каждый может посмотреть в свою собственную жизнь для того, чтобы согласиться с моим утверждением. Даже злодеи делают гнусное и непростительное зло для будущих белых, лично своих, дней. Но ни у кого ещё не получилось остаться безнаказанным. Так было и так будет вовеки веков.
Лев Николаевич писал, что Бог не наказывает человека за содеянное. Это сам человек наказывает себя содеянным. Что это значит? А то, что сам человек отнимает у себя добро, когда творит зло против других. И примеров очень много этому. Не помог другу - остался без друга. Посмеялся и позлорадствовал над горем других людей - сам остался без поддержки. Отказался от тех, в ком можно было найти искренность, преданность, человечность - остался с теми, в ком этого нет. А значит и то, что будет - временно. Нет настоящих друзей - нет ничего.
Достаточно будет знания о том, что у меня осталось сейчас, чтобы заглянуть в белые дни. Самое большое несчастье ждёт тех, кто до сих пор не имеет ничего настоящего. Потому что эта иллюзия будет подобна мыльному пузырю. Когда человек однажды поймёт, что у него нет ничего из того, что называют подарком от самого Бога. В такие минуты человеку самому не захочется слышать лукавых. Ни слышать, ни встречаться с ними. Не захочется от них слов поддержки, не захочется каких-то утешающих мыслей. Захочется только от тех, кому ты веришь также, как себе самому. Потому что верить в себя - это самое нужное и главное. Всё может измениться, но то, что делает человека Человеком никогда не изменится.
Начала я эту прозу со слов священника. Это небольшой сюжет из беседы с ним. Понравилось мне одно объяснение из его воспоминаний. «Ведь мы тоже - разрушенные Храмы»… Так и есть. И особенно важно это осознавать для того, чтобы воспрять Духом. Ведь эти слова - именно те, которые я лично хотела услышать. Что это значит? А то, что кто-то свыше снова и снова протягивает нам руку помощи. Чтобы в этом большом и таком красивом мире не переставал жить самый лучший подарок Бога - Человек. Человек, который заступится за невинно убиенных, Человек, который покажет всему миру, что Он ЖИВ, что Человек есть на этой земле, есть в этом мире. Разве Бог мог подарить этому миру зло? Бог может подарить только Счастье, только Добро, только Жизнь.
Сейчас наш Мир, как никогда разделён на Добро и зло. Многие перестали отделять самих себя от зла. Многие перестали различать в себе, когда я добр, и когда я зол? Но разве можно не понять других через то, что ты, Человек, сам называешь Добром, Любовью, Милосердием?
Боль никогда не забывается, лишь со временем притупляются чувства. Но я точно знаю, что исцеляет как сердце, так и Душу Человека. Быть вопреки всему только Человеком. Чтобы в твоей Книге судеб были записаны только самые лучшие белые дни. Чтобы твоё сознание даже среди самых чёрных дней оставалось кристально чистым. Ведь даже тогда, когда мы смотрим на руины сквозь слёзы - они мерцают, сияют каким-то необыкновенным красивым пониманием. «Я есть»
протоиерей Георгий Бреев
«Каждый век приносит нам свой особенный крест»
“Иногда казалось, что задача, выдвинутая временем, невыполнима. Когда же посмотришь на вновь пришедших прихожан, их нескрываемую одушевленность и радость, понимаешь, что все будет прекрасно. Надо не покладая рук трудиться и учиться строительству, разбираться в архитектуре, чертежах.
Вспоминается первое крещение в полуразрушенном храме. Еще не полностью очищена трапезная храма от заводских конструкций – приходит семья из шести человек. «Отец Георгий, ты завтра всех нас крести!» – «Вы же видите, какие у нас условия, как же я должен вас крестить?» А мать семейства с радостным лицом отвечает мне: «Батюшка, как замечательно! Ведь мы тоже – разрушенные храмы! И потому мы не хотим креститься в прекрасно благоустроенной церкви!» Меня аж всего пробило! Какое меткое, сильное слово! На всю жизнь запомнилось: мы – разрушенные, поруганные храмы…
– А как вам кажется, верующим сейчас в духовном плане сложнее или проще, чем в советские времена?
– Прежде всего, самому себе и всем вопрошающим хочется сказать: каждый век и новое время приносят нам свой, какой-то особенный крест. Многого мы не чаяли и не ожидали, но оно пришло. Неслучайно Спаситель призывает нас трезвиться и бодрствовать, потому что в самом временном потоке есть некое лукавство, обманчивость: стоит человеку духовно расслабиться, как тут же теряем себя и спасительные ориентиры. Возьмите советское время. Многие, доработав до пенсии, считали, что старость обеспечена. А ведь получили шестьдесят рублей. Деловая жизнь была инертна, пассивна. Зато было больше свободного времени и возможности чаще ходить в церковь. Сейчас совершенно другой ритм жизни. Если это малый предприниматель, он способен обеспечить семью, а рабочий день – по десять и более часов. Удивляешься иногда, как активно трудящиеся прихожане воскресные и праздничные дни стараются провести в церкви. В те времена рождаемость детей, в основном, один, два, сейчас – благодарение Богу – многодетные семьи не редкость. Остается непростая проблема наших дней – трудоустройство и малые зарплаты.
Если рассмотреть современную жизнь в духовном плане, ее преимущество заключается в огромных возможностях свободно изъявлять свою веру, окормляться духовно в церквах и монастырях, пользоваться изобилием святоотеческой литературы, получать духовное образование. При всем этом дух горения, ревностного самоотверженного служения Богу заметно слабеет. Причин много, но все они связаны с бытовой материализацией сознания.
В духовной жизни одни трудности преодолеваются, потом наступают другие. Должна быть к этому внутренняя готовность. Ко всем трудностям надо готовить и детей, и себя, эта активность сейчас от нас требуется, а опустить руки – значит быть выброшенным вовне…”