Итак, знаменитая курительная трубка (1929), с провокационной подписью «это не трубка». Мое знакомство с философией Магритта началось как раз с нее. Сам художник комментирует эту работу так: «Можно сколько угодно меня упрекать! Но все-таки… сможете ли вы ее выкурить? Это невозможно, не так ли, ее можно только рассматривать. Если бы я написал под моей картиной «Это трубка», я бы солгал!». Конечно, он не имел в виду, что найдется вообще хоть один человек, который всерьез решит, будто перед ним настоящая трубка. Смысл в том, чтобы показать в действии, как человек потребляет информацию, насколько он верит тому, что похоже на правду.
Еще раз подчеркну, что этим спонтанным циклом я преследую лишь одну цель - поделиться теми прочтениями смыслов этого гениального мыслителя, которые сложились в мой собственный пазл. Никаких претензий на экспертность.
Когда-то давно я взяла за правило воспринимать любую информацию через фильтр «Допустим». Это здорово помогает сохранять холодную голову, чтобы сопоставлять, добавлять в свой багаж или отказываться. Собственно, что-то похожее транслировал и сам Магритт. В его картинах постоянно всплывают настолько противоречивые элементы, что это вызывает шок. Так, по его убеждению, начинает движение мысль.
« Каждый предмет, скрывает другой, и я охотно увидел бы, что скрывает от нас очевидное…» Р. Магритт
Картина «Ложное зеркало» (1935) словно опровержение известной поговорки «Глаза - зеркала души». Магритт вовлекает нас в свою игру, противопоставляя внешнее внутреннему. Вместо того, чтобы, показать внутреннее, человеческую душу, на нас с полотна смотрит глаз, отражающий небо с плывущими облаками - внешнее.
Тема зеркала несколько раз встречается у Магритта. Так, например, в картине
«Репродуцирование запрещено (портрет Эдварда Джеймса)» (1937).
Крик души: некоторые официальные переводы названий картин на русский язык такие неуклюжие, что теряется вся поэзия, которую так стремился передать художник. Обидно. Заголовок - это линия судьбы любого произведения. Именно его будут передавать по цепочке, а тут… «Репродуцирование запрещено».
Кстати, сам Эдвард Джеймс тоже повторяющийся персонаж. Кто такой? Британский меценат.
Миллионер.
Поддерживал Рене Магритта, Сальвадора Дали и в целом направление сюрреализма.
Вернемся к зеркалам. Так Магритт не нуждаясь в комментариях сотрясал равновесие привычного: смотришь в зеркало,а оно показывает совершенно не то. «Что важно, так это тот самый момент паники, а не последующее ее объяснение» Р. Магритт
Можно сказать, что основа живописи Магритта - это вообще интеллектуальная составляющая, поэтому и техника рисунка такая понятная. А мог он по-разному: от кубизма «Купальщица» (1925) до импрессионизма «Голубь мира» (1946).
Магритт - это философия. Поэтический шок от явного эстетического несоответствия невозможно отделить от рефлексии. Об этом художник «говорит» в «По ту сторону» (1938).
Безликая надгробная плита без единой надписи напоминает о том, что нет никакой жизни без тела, без мысли, без осязания. Жизнь есть только, пока она ощутима, а живопись - не более, чем очевидное. То есть то, что человек посредством живописи познает, как скрытый смысл, нечто потустороннее, отдельное, на самом деле находится не где-то отдельно, а в нем самом. Изображение - не более, чем объект, который сам не в состоянии выйти за рамки видимого.
«Философскую лампу» забираю в продолжение вместе со «Вкусом слез» и социальной рекламой против курения.
До встречи! Картины, которые сегодня упомянула, цепляю во вложении.
Спасибо большое за ваш интерес!
Части 1 и 2 читайте тут:
https://fabulae.ru/prose_b.php?id=144175
https://fabulae.ru/prose_b.php?id=144202