Произведение «День студента - Татьянин день» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Без раздела
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 6
Читатели: 245 +1
Дата:

День студента - Татьянин день

1.

Возникло большое желание рассыпать перед вами золото Каникул на серебро стипендий, да отразится всё сияющим блеском в благодарной памяти понимающих. Студенчество – это лучшая пора жизни каждого мыслящего человеческого существа, о которой с благодарностью вспоминаешь до конца своих дней. Самые счастливые остаются в душе студентами на всю жизнь.

А некоторым стать студентами не довелось, они прошли иные институты, свои суровые университеты жизни. На ум сразу приходит А.М. Горький, но много и других ярких примеров. Почти в это же время, но на ином краю земли не до высшего образования стало Джеку Лондону, хотя он и сдал экзамены в Калифорнийский университет. Владимир Маяковский окончил только 5 школьных классов и до конца своей жизни писал безграмотно. А Лев Николаевич Толстой стал когда-то студентом Казанского университета, но закончить курс ему не удалось.

Студент - это усердно занимающийся, познающий. Познающий не только выбранную профессию, но и саму жизнь во всей её сложности и многообразии, во мраке падений и волшебном свете головокружительных взлётов. И нельзя ограничить время познания пятью-шестью юношескими годами, этот процесс прекращается только вместе с жизнью. Пусть пламя, зажжённое в ранней юности, горит до самого конца!
Но нельзя видеть жизнь только в сияющих радужных красках.

Спустимся теперь на грешную землю, вспомним про жизненные обстоятельства и бытовые условия, про то, что стипендии у студентов прошедших советских времён представляли собой небольшую, но вполне реальную, значимую сумму денег. Стипендия 40 рублей в месяц при месячной зарплате у начинающего инженера 120 р., начинающего врача 110. Причём из стипендии не вычитались пенсионные, подоходный налог, налог «на яйца» - за бездетность… То есть зарплата начинающего врача – это две с половиной стипендии. Образование в Советском Союзе было бесплатное, правда, и работа молодых специалистов во многом тоже.

Сорок кровных студенческих рублей при практически бесплатном общежитии, отсутствии затрат на одежду; а ещё сало, картошка, соленья и варенья из дома! Была также и повышенная стипендия: 50 рэ, целый полтиннник! Как сейчас вижу пять красных десяток – советских «червонцев»! Но для этого надо было сдать сессию на одни «пятёрки». Такого результата достигали редкие индивидуумы. Обычному студенту главное было - не получить оценку «удовлетворительно», ведь один «трояк» в большинстве вузов лишал вожделенной стипендии на полгода. Вот это был удар, вот это было очень грустно!

Поэтому «тройки» избегали любыми способами, о которых мы ещё не раз вспомним. Но ряд учебных дисциплин имеет такую сложность, что и «удовлетворительно» ещё надо заслужить. Тут возникают к тому же две стороны вопроса: один – реальные знания студента, другой – субъективная оценка их экзаменатором. Эх, доценты – кандидаты, доктора-профессора прошедших лет, сколько было от вас студентам горя и бед! Мудрые наставники и терпеливые учители, но и суровые судьи, а частенько и злые мучители. Как пели ещё несколько веков назад ваганты, вольные студиозусы и поэты-бродяги: «…если те профессора, что студентов учат, горемыку школяра насмерть не замучат».
При этом мы уверены, что у злых и несправедливых экзаменаторов в жизни и любви не бывает хорошо и очень хорошо, в лучшем случае – удовлетворительно.

При отсутствии нужного взаимопонимания на экзамене и потере стипендии приходилось надеяться только на денежные переводы из дома; у одних большие и регулярные, у других редкие и скудные. Встречались среди нас такие, кому помощи ждать было просто не от кого. Студенты зарабатывали и сами: одни – честно, постоянно и тяжело, а некоторые легко и не совсем честно, порой, даже криминально. О различных способах добывания денег – отдельные интересные истории. Тут стоит отметить, что само понятие «честности» и криминальности получения денежных средств относительно и подвержено во взглядах общества большим изменениям. То, что вчера грозило уголовной ответственностью, сегодня может восприниматься, как законное дело.

А ещё очень важным при поступлении в институт было получение общежития. Жить в чужом городе на съёмной квартире – это и дорого, и скучно. Общага и горько учила, и сплачивала, и веселила! Местные, из этого города студенты прошли мимо многих радостей настоящей студенческой жизни. Да что там говорить, волшебство студенчества, его мистика, горе и радости немыслимы без жизни в общаге. А давали её не всем. Некоторых принимали в институт и без общежития, и без стипендии.

«Это было лихо!»- так говорил когда-то и вспоминает сейчас мой друг Яшка. Лихие невзгоды приходилось преодолевать по- разному. Любыми правдами и неправдами селились в общагу «клопами» - без прописки и официального разрешения, ведь кроме начальства и администрации всегда есть верные друзья и подруги. Всем вам горячий привет через столько прожитых лет!

- Gaudeamus igitur, Juvenes dum sumus! – Будем веселиться! – как провозглашено в Париже на благородной латыни ещё пять веков назад. Первый университет в Париже был основан в 1208 году. Он насчитывал 4 факультета: низший «артистический» предшествовал богословскому (Сорбонна), юридическому, медицинскому. Жили студенты в знаменитом до сих пор Латинском квартале в районе Сорбонны. ( Правда сейчас цены там не для студентов. )
А годом основания Болонского университета считается аж 1088! Девизом старейшего европейского университета в Болонье стало знаменитое до сих пор: Alma Mater Studiorum (Мать-кормилица студентов).

На латыни велось преподавание во всех средневековых европейских университетах: итальянских, французских, британских, германских. Великий язык прошедших лет, появившийся ещё до нашей эры в маленькой области Latio на берегах Тибра. Per aspera ad astra! ( Через тернии к звёздам! ) И, улыбаемся, lingua latina – non penis canina (латинский язык – не член собачий ). Студенты со времён своего появления любили солёные шутки-прибаутки. Да что там словесные шутки, поведение многих преступало через нормы морали и даже закона, вспомним хотя бы Франсуа Вийона!

Для России наиболее важна германская высшая школа, помните: «Он из Германии туманной привёз учёности плоды…» Там обучался не только пушкинский персонаж Владимир Ленский, но и наш первый великий учёный Михаил Васильевич Ломоносов. Первые студенты из русских известны в Западной Европе с XIV века. Русь в это время, прикрыв собой Западную Европу, боролась с татаро-монгольским игом.
В дремучую Россию, в дикую Московию университетское образование пришло только в 1775 году. В день святой Татьяны указом императрицы Елизаветы Петровны основан Московский императорский университет. В его открытии и становлении главную роль сыграли просвещённый елизаветинский вельможа Иван Шувалов и русский научный гений Михаил Ломоносов. Низкий им поклон и светлая память!

Татьянин День, 25 января в России стал с тех пор днём российских студентов. Отставание от Западной Европы было огромным, но, как известно: русские долго запрягают, но быстро ездят! Наши студенты взялись догонять и перегонять.

2.

Да, мы забежали вперёд, пройдя самое главное – в избранный вами институт - университет ещё надо поступить! Во многие вузы это было очень сложно. Надо было не просто сдать четыре вступительных экзамена, но и набрать при этом необходимый средний балл, в большинстве серьёзных вузов очень высокий.
Для того, чтобы начать "грызть гранит науки", надо сперва доказать свои силы и возможности.
Абитура – это краткий, но очень памятный период в жизни вчерашних школьников.

Не будем сейчас вспоминать всю градацию престижности и доступности вузов. Стоит только кратко сказать, что путь в некоторые был открыт исключительно для элиты.
Например, в МГИМО конкурс происходил только между детьми дипломатов и высших партийных и государственных деятелей. Во ВГИК и ГИТИС поступали, конечно, не только дети известных актёров и режиссёров, талантливые юноши и девушки сами пробивали туда дорогу. Но чего им это стоило!

Ведущие научно-технические вузы открывали свои двери для одарённых ребят из самых глухих провинций, но ведь возможностей пробиться туда у них было всё равно меньше, чем у выпускников центральных, часто специализированных школ. Впрочем, в московские физмат школы-интернаты отбирали способных учеников после восьмого класса местной среднеобразовательной школы.

А страстно желающим, стремящимся к своей цели, ничто не могло помешать. Один паренёк из районного городка стремился в небо, любил полёты и самолёты. Он читал всё, что мог найти по этой теме, отлично учился и поступил в МАИ ( Московский Авиационный Институт ) с первого раза. Влюблённые в небо должны его обнять, полёт мечты надо воплощать в реальность!

Другие шли к заветной цели, не смотря на первые неудачи, упорно, годами, но добивались своего. Лев Лещенко поступал в ГИТИС три раза.
Одна моя хорошая знакомая поступала три года в Московский медицинский институт, другая столько же в Ленинградский.
Вспомнилась тут шутка-прибаутка прошедших времён: « Стыда нет – иди в мед, ума нет – иди в пед».
Я улыбаюсь, это так, к слову. Хотя часто, на самом деле поступление в педагогический институт происходило легче всего, особенно для абитуриентов-мальчиков. Но в таких институтах не было военных кафедр, из них забирали в армию. Иногда сразу после окончания вуза, а иногда прямо со второго – третьего курса. Поэтому педагогические вузы популярностью среди ребят не пользовались, пединституты – это полностью женское царство.

В технические вузы абитуриенты мужского пола поступали не всегда по призванию, иногда – за компанию. По принципу – туда идут друзья, там будет хорошая мужская профессия.
В СССР существовали сотни технических вузов и факультетов самого разного профиля и разной престижности. На вершине были, конечно, московские, из самых дальних далей стремились вчерашние школьники в столицу, хотя образование совсем не хуже можно было получить гораздо ближе.

Высшие военные училища разных направлений особенной популярностью не отличались, но собирали порой много выпускников средних школ. Правда, о своём выборе потом немало из них жалело.
В середине прошлого века большой популярностью пользовалась геология с ещё бескорыстной романтикой дальних походов и странствий. Увлечение нефтегазохимией придёт позже.
Финансово-экономические институты и факультеты были тогда прерогативой представительниц женского пола.
Впрочем, Плехановка, очень нравилась и мальчикам, и девочкам.
…Феличита, ты мне не чета, я учусь в институте советской торговли! – вспоминаю и смеюсь.

Что грех таить, случались в те времена поступления в институты за деньги, а также «по блату», то есть, по знакомствам и связям.

В юриспруденцию стремились из школ и мальчики и девочки, не всегда представлявшие себе в полной мере свою будущую профессию. Впрочем, основной костяк сюда уверенно направлялся по стопам родителей.
В медицинские институты шли, конечно, только по призванию, хотя и тут бывали исключения, которые потом даже становились общеизвестны.

Были ещё биология, ботаника, сельское хозяйство, ветеринария…
А ещё психология,

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Делириум. Проект "Химера" - мой роман на Ридеро 
 Автор: Владимир Вишняков
Реклама