Сегодня получила распространение идея о том, что пути «из варяг в греки», якобы не было: всё это, мол, выдумки летописцев. И основывается эта идея на том, что провести лодки по летописному пути, очень сложно, или невозможно.
В связи с этим дам необходимые пояснения: суть их в том, что реки того периода были намного больше, и шире, и глубже, чем теперь. Соответственно истоки рек разных водных бассейнов более близко соприкасались, имели более широкие и более глубокие русла. Насколько же больше были реки прошлого? Возьму Северский Донец, который знаю лучше других рек. Так ширина Северского Донца в районе города Счастье, возле Луганска, недалеко от Станицы Луганской, составляет сегодня около 20 метров. А река в старом русле, которое ещё хорошо видно, имела в ширину около 2-х километров, местами – 3 километра. Река в старом русле несла огромные массы песка- это просто дюны, песчаные горы. То есть река была шире, глубже, полноводнее примерно в 100 – 150 раз. Одним из этапов обмеления Северского Донца, отмеченного в письменных источниках, стала середина 18 века – и это не первое его обмеления, и с тех пор он мелеет постоянно. Так же обмелели все остальные реки северного полушария. Например, летописец считал реку Неву озером – «великое озеро Нево».
Есть рассказ Константина Багрянородного о том, как готовили лодки в Киеве для походов в Чёрное море, в Константинополь. Он рассказывал о том, что некие кривитеане рубят в горах деревья для лодок однодревок, а затем сплавляют в Днепр по озёрам, которые впадают в Днепр. И здесь сразу же критика – откуда возле Киева озёра, откуда горы – да всё это возле Новгородских озёр! Константин, мол, слышал звон, да не знает где он!
Правдиво ли сообщение в труде Константина Багрянородного? Важной зацепкой к разгадке этого рассказа, является вопрос о том, почему к Киеву брёвна приходилось сплавлять издалека. Ведь возле Киева густые леса с огромными деревьями диаметром в метр и более. А причина в том, что для моноклисов использовали буковые деревья, которые росли в Карпатских горах и предгорьях Карпат. Бук – это древесина, которая не колется по растительным слоям: бук можно резать, как слоновую кость. Учитывая, что Русь использовала корабли в воинских сражениях, такое качество основы – бука, было очень важно. На основу, возможно, наращивали ещё борта, но прочность корабля составляла именно килевая часть из буковой древесины, не склонная к растрескиванию и раскалыванию.
И сплавляли буковые стволы из Карпатских гор, например, по реке Горынь – притоку Припяти, которые выглядели, как озёра. В Горынь стволы могли доставляться с помощью волока из Днестровского водного бассейна. Эти реки и сегодня ещё имеют тысячи притоков, что является следствием прошлой многоводности. Тысячу лет назад, эти реки выглядели, как огромные озёра, так же, как Нева. Поэтому путь, называемый путём «из варяг в греки» - не вымысел. Реки того времени подобны озёрам, а Днепр подобен морю, и некоторые арабские источники называли русскую землю островом. Насколько удобно было пользоваться этим путём? Весь этот путь пролегал по равнинным, тихим рекам, поэтому путь и против течения и по течению не требовал больших усилий. К тому же суда того времени шли по рекам и на парусах. И, например, путь от Киева до Старой Ладоги занимал, полагаю, десять – пятнадцать дней, даже и с учётом волока по влажным землям.
Города того времени, в том числе, Старая Ладога представляли собой своеобразные речные порты, и не имели стен со стороны воды. Вся жизнь народа Русь проходила на реках, и города были приспособлены к этому укладу жизни. Сеть рек того времени, функционально соответствовала сети железных дорог в современном мире.
В целом, центральная Русь – Киев, Чернигов, Переяславль держат в напряжении все окрестные народы и государства, а основное мирное их занятие – участие в торговле пушниной. Но где и при каких обстоятельствах, указанные в летописи народы, «призвали» скандинавского феодала?
Об этом в следующих главах.
| Помогли сайту Реклама Праздники |