Многие тысячи лет предки народа Русь жили на реках. Они в совершенстве освоили все речные пути Восточной Европы и воинское искусство: «У них есть царь, называемый хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают»1. Жизнь народа Русь, проходит в их постоянных передвижениях на лодках по всем рекам Восточной Европы, по Чёрному и Каспийскому морям. Так, обратим внимание на фразу летописи: «а 20 се суть инии ӕзъıци . иже дань дають Руси . Чюдь . Мерѧ . Весь . Мурома 21. Черемись 22. Моръдва . Пермь 23. Печера Ӕмь . Литва . Зимигола 24. Корсь . Норова 25. Либь 26»2. Все эти народы стали данниками Руси ещё до призвания Варягов, скорее всего, до девятого века, поскольку ни один из князей скандинавов, войн против этих народов не вёл. Эти народы занимают территории от верховий Днепра до Балтийского моря. Их покорение могло быть осуществлено только при условии продвижения судов Руси по разветвлённой системе рек Восточной Европы, в том числе, по рекам разных водных бассейнов с применением волока.
Арабские авторы о народе Русь по письменным источникам, написанным ещё до призвания варягов: «Они храбры и мужественны, и если нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его полностью. Побежденных истребляют и [ли] обращают в рабство. Они высокого роста, статные и смелые при нападениях. Но на коне смелости не проявляют, и все свои набеги, и походы совершают на кораблях»3.
Воинственный характер народ Русь, их независимый боевой характер, - результат особенностей жизни на реке. Так, жизнь без возделывания земли делает каждого индивида более независимым от общества. Ведь земледельцу всегда нужен некий арбитр, защитник, который будет обеспечивать право земледельца на его участок земли. А рыбак-индивидуалист - независим ни от кого. Поэтому люди Руси, казаки выделялись среди других народов своим независимым характером.
«В византийских церковных источниках IX в. отразились факты нападения русских воинов на крымские владения Византии на города Херсонес, Керчь и Сурож. В том же IX в. руссы атаковали и малоазиатские владения Византии, пройдя огнем и мечом от Пропонтиды (Босфора) до города Амастриды»3. И вот что писал по этому поводу один из Византийских авторов: «Было нашествие варваров, Руси, народа, как все знают, в высшей степени дикого и грубого, не носящего в себе никаких следов человеколюбия. Зверские нравами, бесчеловечные делами, обнаруживая свою кровожадность уже одним своим видом, ни в чём другом, что свойственно людям, не находя такого удовольствия, как в смертоубийстве, они – этот губительный и на деле, и по имени народ, начав разорение от Пропонтиды и посетив прочее побережье, достигли наконец и до отечества святого, посекая нещадно всякий пол и всякий возраст»4.
Это цитата из Жития Святого Георгия Амастридского, написанного, как считается, Игнатием Диаконом (770/780 - после 845). Таким образом. Игнатий Диакон умерший ещё до «призвания Варягов», говорил о Руси, как о народе, характер которого уже «все знают». Ярко выраженная негативная характеристика народа Русь в этом тексте, конечно же, обусловлена негативными эмоциями в отношении нападавших, но когда мы начнём рассматривать факты их жизни в период неолита, когда и зарождался характер русских людей, то можем убедиться, что эта характеристика недалека от истины.
О том, что это нападение на Амастриду, которое произошло, как полагают в 820-е годы, было не первым, свидетельствует тот факт, что Византийские инженеры и рабочие возвели ряд крепостей на Дону, на Северском Донце, и других притоках Дона в 820-е – 830-е годы. Если бы русские напали на Византийские города впервые в 820-е годы, то вряд ли власти Византии так быстро приняли бы решение о строительстве крепостей на Дону и его притоках: на чужой земле, вдали от своих границ. Относительно цели возведения этих крепостей высказывались различные предположения. Так, А.П. Новосельцев считал, что крепости, в частности крепость Саркел, построена с целью взимания хазарами дани с русских купцов. В.В. Седов в статье «Русский каганат IX века», делает предположение, что византийцы построили крепости по просьбе Хазар, так как Хазары опасались русского нападения.
Мне обе версии не нравятся. Во-первых, купцам легче добровольно заплатить дань (десятину) и свободно торговать, чем пытаться проскочить бесплатно, и рисковать, что на обратном пути их расстреляют с берегов. И они не прятались, и регулярно платили, о чём свидетельствуют арабские письменные источники. Так же не логична, на мой взгляд, и версия о том, что Хазары попросили о строительстве крепостей, из-за опасности нападения русских. Ведь крепости совсем не решают эту проблему, поскольку у Хазар с Русью тысячи километров сухопутной границы, и Русское войско могло эти крепости просто игнорировать. А вот, задержать Киевский флот, который снарядился грабить Константинополь, эти крепости вполне могли. По крайней мере, византийские власти могли надеяться на это, как и на то, что стычки крепостных гарнизонов с русскими давали возможность своевременно оповестить Константинополь об опасности. Византийские авторы часто сетовали на внезапность появления русских и у берегов Византии, и под стенами Константинополя. И, кстати, такую тактику – использовать сначала Хазар, а затем Печенегов для удержания Руси от нападения на Византию, описывал впоследствии Константин Багрянородный в своём труде «О управлении империей».
Как сообщает письменный источник «Бертинские анналы», в 838 году Киевский кахан направил послов в Константинополь. Целью посольства было, видимо, установление мирных отношений с Византией, и благоприятствования, конечно же, торговле, поскольку торговля была важнейшей отраслью экономики Киевского государства. Приведу цитату из известной книги академика А.П. Новосельцева и его соавторов: «I. Текст о русских купцах по Ибн Хордадбеху (перевод В.Розена): «Что же касается до русских купцов, а они вид славян – то они вывозят бобровый мех и мех черной лисицы и мечи из самых отдаленных (частей) страны Славян к Румскому морю, а с них (купцов) десятину взимает царь Рума (Визаниии), и если они хотят, то они отправляются по..., реке Славян, и проезжают проливом столицы Хазар, и десятину с них взимает их (Хазар) правитель. Затем они отправляются к Джурджанскому [Каспийскому] морю (Mare hyrcanium-caspium) и высаживаются на каком-угодно берегу. И диаметр этого моря 500 фарсангов, и иногда они привозят свои товары на верблюдах из Джурджана в Багдад, где переводчиками для них служат славянские рабы. И выдают они себя за христиан и платят джизию».
Но интрига состоит в том, что сами русские, не были торговым народом, и, как я полагаю, непосредственно торговлей не занимались. Они, полагаю, исполняли только роль воинской охраны при проведении торговых операций, а к девятому веку уже пытались обеспечивать войной и подписание Византией договоров, благоприятствующих торговле в Константинополе. Посольство 838 года было безуспешным, и тогда новое посольство, подкреплённое всей русской армией, уже в 860 году, путём известной осады Константинополя, позволило подписать просто унизительный для Византии торговый договор с русскими. Но непосредственно торговлей, как я полагаю, занимались Поляне.
Поясню эти предположения, и возникающую при этом, версию появления Полян в Киеве, и близость Руси и Северян. Об этом в следующей главе.
1. Новосельцев А.П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI-IX вв. // Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965. С. 384
2. Там же.
2. А. Н. Сахаров. Журнал - «Вопросы истории», 1976-03-30.
3.Труды В.Г. Васильевского, Том третий, Издание Императорской академии наук. Петроград, Типография Императорской академии наук. 1915 г. Стр. 45.
| Помогли сайту Реклама Праздники |