Произведение «Троице-Сергиева Лавра» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Читатели: 126 +1
Дата:
Предисловие:

Троице-Сергиева Лавра

               

        Кто хоть единожды переступил порог Троице-Сергиевой Лавры никогда уж не забудет того чудного дуновения благодати, той  небесной радости, которая окрыляет душу путника, смущённую житейскими заботами. И надолго теперь поселится в сердце его светлое чувство торжественной надежды на  прекрасное.
        Семь веков Троице Сергиева Лавра является православным сердцем России.  Вслушайтесь только: семь веков! А план монастыря, установленный  первоначально, в общих чертах дошёл до наших дней (прямоугольный внутренний двор с церковью и трапезной, окруженный с четырёх сторон кельями). Здесь всё так же как и было сто, двести, триста и четыреста лет назад… Поменялась только одежда. Да и то лишь у мирян. Облачение монахов и священнослужителей мало  изменилось за эти годы. И мы, практически,  совершаем перемещение во времени.
        Но начнём с самого начала.
        Главный вход в монастырь-Святые ворота. Они расположены в восточной его стене. Башня над вратами называется Красной и построена в середине XVIвека. Высота башни до карниза 14 метров. Над аркой  икона Святой Троицы. Православный человек  конечно остановится, дабы воздать усердную  молитву перед этой  иконой. И вот…  мы вступаем в мир иной. На  кирпичной кладке монастырской стены, а она представьте  метров десять в длину, росписи на темы  Жития преподобного Сергия. Тут многие  паломники замедляют шаг, и усердно  просят о помощи, приклонив головы перед  фресками. Скажу вам по секрету, и сама недавно об этом узнала: сбывается всё, что попросите, именно у этих фресок. Но желания  должны быть чистыми и целомудренными.  Жизнь преподобного Сергия  была связана с мистикой, предсказаниями и сильная его молитва поможет в неразрешённых проблемах,  конфликтах и  болезнях.
        Пройдя  под аркой,удивлённому взгляду путника предстанет одно из самых красивейших  зрелищ  православного зодчества: множество Храмов и часовен, разноцветных, красочных и торжественных! Сколько Божественной радости испытает душа ваша,когда глаза узреют всю небесную красоту Святой Обители... И насколько не глянешь вперёд – всюду храмы, часовни, церквушки.
        Посему и счастье поселяется в сердце от мысли что не просто это красота для глаза, а для души, для защиты  многострадальной России  нашей и православного люда. Первым, на пути к Троицкому Храму, возвышается Надвратная церковь Рождества святого Иоанна Предтечи (Предтеченский храм).
        Далее, по правую руку, Успенский собор. Это самый большой храм Троицкого монастыря, но поставлен он так, что его торжественное величие не подавляет собой другие, более древние и меньшие по размерам постройки монастыря. Слева же мы видим белокаменный Храм во имя СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА на апостолов, он построен с подкупольной звонницей. На звоннице церкви особый, «всполошной», колокол. Во время польско-литовской осады монастыря (1608–1610 гг.) возвещал он защитникам обители об опасности. Какая древность, какая старина  окружает  нас со всех сторон!
        Разноцветная красавица  надкладезная  часовня, строгая и  печальная  усыпальница Годуновых, величественная  лазурная колокольня, у подножия которой, под  изразцовой беседкой,радует глаз  путника  водосвятная часовня-сень, с куполом и крестом. В центре её бассейна установлен крест, из горизонтальной перекладины которого  стекает целебная вода, поступающая из Успенского кладезя.
        Православный люд подходит с кружечками, бутылочками, а то и в ладони набирает святую воду и с жадностью подчует себя  небесным даром преподобного Сергия. Детишек умывают святой водою, со словами: " Во славу Божию и во исцеление!" Слышится  тихая молитва  преподобному Сергию:
      - Преподобный отче Сергий! Моли Бога о нас…
Напротив часовни, поодаль, находятся келии братьев монастыря. И куда не глянь:  всюду церквушки, часовни… Всего же двенадцать храмовых построек, не считая башен. Однажды, стоя у  водосвятной,с кружечкой в руке, я услышала  тихий голос пожилой женщины: " Рай… просто рай на Земле.А птицы как поют!  Ведь зима,а птицы так славно поют."
        А я, дорогие читатели, совершенно забыла вам сказать, что здесь птицы поют всегда, в любое время года, в любую стужу. И это удивительно. Невольно вспоминаешь прочитанное в книге о преподобном: "Было  старцу видение со множеством птиц, а потом он услышал голос  Царицы Небесной: "Посмотри кругом, как много прекрасных птиц над твоей Лаврой! Так и ученики твои умножатся." И сбылось это обетование небесное. Точно птицы райские разлетелись птенцы Сергиевы  по всему востоку и северу России, и прославили Господа своею дивною жизнью. И посели продолжает витать над Россией дух подвижничества. И пока  Истинный Дух этот будет веять над Россией,не будут страшны ей никакие напасти!
        А мы с вами продолжим  паломничество по Святой Земле русской, и направимся к сердцу  Лавры, Троицкому собору. Я  приезжаю  сюда довольно часто, но каждый раз, как и первый,  испытываю трепет и волнение, подходя к Храму, в котором уже много веков, в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия — главная святыня обители. Ежедневно совершается здесь Божественная Литургия, именно в Троицком соборе принимают монашеский постриг братия обители.
        Количество пришедших прикоснуться к мощам бывает разным. Иногда очередь доходит до колокольни, другой раз заполнено всё пространство площади, особенно в дни  памяти преподобного. А иногда бывают такие  маленькие очереди, что можно пройти за несколько минут. Но вот  однажды… мне Господь послал милость, и к мощам было всего три человека. Я была четвёртой. У изголовья  мощей преподобного, как обычно, молился иеромонах,  у стены со старинными витыми стульями, пели "Акафест  преподобному Сергию"  три женщины послушницы. И всё.
          И вот я практически одна в этом величественном, самом старинном Храме  Обители. И именно на этом месте, по преданию, когда-то была келья игумена Сергия Радонежского. Каково?  Ты один на один со святыней. Тут и слёзы благодарности, и  тёплая молитва, и растерянность:"Отчего это мне, грешнице послано такое чудо, и я могу  стоять у  мощей  Сергия Радонежского столько, сколько хочу, и молиться столько сколько можно!" А надо вам сказать, что как раз перед этой поездкой, где-то месяца два назад, в очереди, я услышала следующий разговор: " А вы знаете, что каждый год преподобному меняют тапочки?"  Народ  ахнул: "Как? Зачем?"  "А вот, говорит, меняют каждый год монахи облачение, и глядь, а тапочки до дыр сношены! Он же ходит много, благословляет детей  и взрослых. И все, говорит, сердобольные просьбы выполняет обязательно."
          Я помню одно: у меня ноги подкосились, я поняла, что это правда, ибо однажды, тоже  в очереди, слышала как  молодой мужчина, по видимому, историк рассказывал своей спутнице о том, как игумен  являлся  казакам и полякам во время осады Лавры в 1608 году, то есть  почти 300 лет после своей блаженной кончины.
          А слышала я вот что:  видят однажды ночью казаки, что идут по стене с наружной стороны два старца, светозарного образа, преподобный Сергий и Никон, из которых один кадит монастырь, а другой кропит его святою водою. А потом преподобный Сергий обращается к  казацким полкам, и ярым гласом поносит их за то, что они стеклись разорить дом пресвятыя Троицы, и прибавляет, что не даст им жезла Господь на жребий свой!
          Некоторые  казаки обезумили тут же и начали стрелять в старцев, но  стрелы и пули отскакивали в самих стрелявших и многих из них ранили. Он говорил, что в ту же ночь преподобный Сергий явился во сне многим казакам и многим полякам, грозя принести на них мольбу Вышнему царю и показал им посредством образов, как страшно все они погибнут, и что это сонное явление заставило некоторых Донских казаков уйти от предводителя Лисовского домой с обещанием не поднимать более руки на своих православных заодно с иноверцами.
          Как же в это не поверить?! Ведь есть  письменные доказательства тому!
Также  и о тапочках. Стало быть снашивает их преподобный, ходя по Лавре и утешая нас!Поэтому я люблю стоять к мощам в очереди. Много разного народ рассказывает: как помогает старец детям лучше учиться, как наладились в семье отношения после посещения, как детки  в институты поступили, и много всяких историй. Два инока как-то стояли недалеко от меня, и я услышала  такой разговор между ними: "А я прочёл в одной современной книге, что некоторые видят как  старец  помогает нам. А один даже точно указал то, что увидел. Вот послушай: Святой Сергий,- сказал он,— выдающийся пророк. Он сейчас самый главный Святой.  Вот как! Он превратился в СВЕТ и шлет, шлет этот свет  на землю. Я,говорит он,- вижу, как он держит Россию словно на ладони. Вижу Высокую Церковь. Вижу людей в шлемах и с копьями". Собеседник инока перекрестился  и сказал: " Я верю, что он видел!Аминь."
          А я подумала: "Да как же не верить! Ведь подумать только кто был и есть, преподобный Сергий для нашей Русской Церкви! Для русского государства, для русского народа! Его называют столпом  русской церкви. Но он не только сам был столпом церкви но уподобил и продолжает уподоблять своей духовной природе и всех близко соприкасающихся  к нему людей. До 70  монастырей было основано его учениками и учениками его учеников! Его духовное потомство было одною их главных духовных сил, содействующих соединению полуязыческих племён, раскинутых по пространству северной и средней России! Будучи сам высшим носителем православного христианского духа, он  содействовал соединению русского народа, он собрал русские земли воедино!
          Потому–то к преподобному Сергию, как к неиссякающему  роднику крепкого русского духа притекают на поклонение и для молитвы  многие тысячи народа. Сколько молчаливо передумано и перечувствовано  у его  мощей за  шесть веков миллионами умов и сердец! Сколько томов книг можно было написать об этом! А народ  всё идет и идёт и никогда не зарастёт эта тропинка, и словно солнечный луч проходит  по лицам паломников, стоящих к Троицкому Храму. Это сам преподобный освещает пришедших к нему, в скорби, людей!
          Ведь  и в дождь, и в снег, и в град, и в жару, непрерывно течёт людской поток к преподобному  игумену Радонежскому! До Троицкого, где покоятся мощи, люди  ещё разговаривают между собой. Но переступив порог величественного Храма, замолкают. Тут  уже  все мысли направлены  на встречу, на молитву, на духовное созерцание душеполезного. Очередь течёт тихо, торжественно. Даже если человек долго  молится или плачет у раки, его  не торопят, и не окликают. Значит скорбь большая, и все это понимают, сострадают. Во всяком случае, при мне не было таких случаев. Были другие: некоторые  пытались пройти в обход, без очереди. Но и таких никто не останавливает. Да пусть себе идут! И вот нырнёт такой  человечек, мельком оглядев огромную  очередь, быстро ткнётся носом у раки (прости Господи), и убегает довольный. Всех "обманул". Всех обошёл.  А зачем приходил? Что просил? И сам не знает. И видно не знает другого:  есть  такая очередь, где уж никого

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама