Произведение «Неравный брак»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 6
Читатели: 115 +1
Дата:

Неравный брак


На этот раз посетить Третьяковскую галерею пригласил меня один товарищ, весёлый, никогда не унывающий человек. Конечно циник, но смотрящий на вещи своим, не зависящим ни от каких мнений взглядом. Он делал спорные, хотя всегда умные и обоснованные замечания. Я с радостью согласился составить ему компанию. Мы встретились на выходе из метро и пока шли в галерею он говорил о том, что картины нужно уметь смотреть и, что не надо придумывать ничего лишнего, всё заложено в произведении. Оно расскажет всё само.
-Что ты имеешь в виду? - не понял я.
-А давай посмотрим какую-нибудь картину и сравним то, что о ней говорят с тем, что увидим мы, - ответил он.
-Хорошо, только я тебя знаю, ты будешь надсмехаться.
-Да, нет. Попробуем разобраться серьёзно. Ну а если будет очень смешно, не взыщи.
Мы вошли в галерею и пошли по залам, вернее побежали, ибо спокойно ходить мой приятель не мог.
Остановились у картины Василия Пукирева «Неравный брак».
-Знаешь, что пишут в школьных сочинениях об этой картине? Всегда одно и тоже: бедная доля женщины. Деваться некуда, молодую заставляют выходить замуж за мерзкого старикашку. А сзади неё в образе самого художника стоит молодой, но бедный любящий и любимый человек, который вынужден всё это наблюдать, не в силах что-либо изменить, - сказал мой приятель.
-С этим нельзя не согласиться, - ответил я, - Разве не это же мы видим на картине?
-Совсем нет, - ответил он, - Не торопись утверждать, посмотри внимательно. Ведь всё не так однозначно. Пукирев создал классическую пирамидальную композицию. Её треугольник составляют головы трёх персонажей на переднем плане. А, если обратить внимание на правые руки священника и невесты, то можно увидеть, что вместе с лицами переднего плана они заключают круг.
-Да, пожалуй. Взгляд всё время переходит от одного лица к другому, скользит по рукам. В общем крутится по этому кругу, - согласился я.
-А теперь смотри. Самое интересное в том, что художник поставил в центре картины не невесту и не священника, а старика-жениха. Более того его лицо образует вершину композиционного треугольника. Именно к нему приводят взгляд зрителя линии наклона головы невесты, складок её фаты, наклон её свечи и, наконец, вертикальная линия, продолженная направлением свечи, которую как фаллический символ, держит в руке жених.
-Да, как будто картина посвящена ему.
-А посмотри на этого крепкого старика. Даже в таком преклонном возрасте он стоит прямо, так, что кажется вся картина держится на нём. Все остальные согнулись. Невеста от вынужденного согласия с определившейся долей, священник в приличном почтении, а бывший жених от осудительных раздумий, с жалобой на собственную судьбу. Видишь? - спросил товарищ, посмотрев на меня.
-Да, раньше я не обращал на это внимание. Но дай же мне самому сказать про старика-жениха. В нём чувствуется властность. Не просто так он достиг высокого положения, увешан орденами. Пукирев показывает его человеком твёрдого характера. Хотя разница в возрасте существенная, бедной невесте он определённо обеспечит положение в обществе и материальное благополучие.
-Верно. А теперь скажи: так ли печальна участь невесты? А если да, то в чём? - спросил он, загадочно глядя на меня и улыбаясь,-Ведь старик долго не протянет.
-Вот он твой цинизм, - заметил я.
-Ну хорошо, не буду. Однако у меня вопрос к отставленному жениху, который стоит справа, со сложенными ручками и укоризной. Почему он отпустил невесту, почему не увёз, не украл? Да ещё пришел на свадьбу. Это уже мазохизм какой-то.
-Ты преувеличиваешь.
-Отнюдь, я просто вспомнил какую-то песню: "если к другому уходит невеста, то не известно кому повезло…".
-Да, жизнь сложна, - поддержал я его.
-И ещё обрати внимание, что всех персонажей художник расположил в картине на одном уровне со стариком, над невестой, выше её. К ней наклонился только священник. В этом его движении к ней, автор картины выразил, по-моему, единственное сочувствие.
-Так что же ты думаешь об остальных персонажах?, - спросил я.
-А вот что: каждый из них завидует старику. Ты не согласен?.
-Согласен. Говори тише, и вообще пойдём отсюда, - поспешил я ответить, заметив, как к картине двигалась группа школьников во главе с экскурсоводом, который уже начал объяснять им, что они должны увидеть в этом произведении искусства.
Реклама
Обсуждение
     09:51 25.11.2023 (1)
оригинально..
 спасибо.
     16:45 26.11.2023
Спасибо Вам за чудесный подарок.
     20:30 24.11.2023
Интереснейшая трактовка содержания картины! Спасибо за рассказ!
Реклама