Глава 2 – Труд как движение к мечте и опыт цыган
Получается, мечта нужна, но какие же разные к ней подходы. Так что такое мечта? Самое простое определение - это желания и образы, направленные на будущее. В некоторых словарях звучит так: «Мечта это форма воображения в виде образа желаемого будущего, выступающая необходимым условием преобразования действительности, побудительной причиной, мотивом деятельности, окончательное завершение коей оказалось отсроченным». А вообще в философии можно найти и куда более глубокие определения этого термина, однако те по своей сути больше похожи на некое внешнее описание объекта, чем на реальное определение. Это как слона описывать, разглядывая его через лупу.
Важно другое – как бы это не звучало, на деле люди не могут жить без мечты, новых горизонтов и возможности реализации. Да и не только люди. Те знаменитые опыты на крысах, которых запирали в «золотых коробках-городах», где грызунам обеспечивали самые комфортные условия, кроме одного – возможности выхода, доказывают это. Крысы просто вымирали там через несколько поколений.
Важно другое – как бы это не звучало, на деле люди не могут жить без мечты, новых горизонтов и возможности реализации. Да и не только люди. Те знаменитые опыты на крысах, которых запирали в «золотых коробках-городах», где грызунам обеспечивали самые комфортные условия, кроме одного – возможности выхода, доказывают это. Крысы просто вымирали там через несколько поколений.
Кто-то может сказать, что это ведь нужна была не мечта, а просто возможность расширения круга познания. Частично так оно и есть. Но в какой-то степени это затрагивало и мечту оказаться по другую сторону стены.
И здесь мы должны рассмотреть текущее положение современной цивилизации. Ведь мечта бывает разная. Вплоть до того, чтобы убить кого-нибудь, сильно насолившему тебе в прошлом. А это уже перекос во взаимоотношение «Я и Общество». Индивидуалисты в данном случае действительно могут и убить, раз уж это выгодно для них, а общественники могут даже поставить такие вещи на конвейер, если это, казалось бы, необходимо для общих целей. И такие злые вещи вполне могут вызываться как раз мечтой, только вот в ее грубой форме.
Лично я бы понятие нормальной мечты сформулировал бы так: «Желание найти тех (или то), вместе с которыми можно увеличивать свои и общие возможности, чтобы это происходило постоянно в состоянии устойчивого соотношения, увеличивая варианты взаимодействия и взаимосвязей, чтобы те выстраивались в единое Целое, которое в свою очередь поддерживало и открывало бы новые горизонты для каждого из нас».
Но как это все-таки сделать? Вот здесь можно вернуться к понятию «труда». При таком подходе он становится инструментом, с помощью которого выстраивается дорога к мечте. И первичным ценностным ориентиром для такого труда или рода деятельности является именно возможность внести свой вклад в это. Поэтому тут человек даже без определенной работы может уже просто через свое поведение (потому что человек еще ребенок или потому что вокруг и так создан определенный материальный фундамент) вносить некий вклад в это движение - если это не нарушает баланс и продолжает увеличивать варианты взаимодействия и взаимосвязей. В обратном случае, просто получая от окружающих всё, что захочет, такой человек перекроет развитие Целого. А это и его самого лишит тех самых новых горизонтов. Он выродится в паразита, который вообще не может видеть мир.
Тут можно проанализировать интересный эксперимент, который, фактически, проводится человечеством в течение многих столетий. Это цыгане. Они выходцы из Индии, их считают отдельным народом, но в самой Индии они были и остаются той кастой, тем слоем населения, которому было запрещено работать. А выживать надо. И во что это превратилось – цыгане гадают, воруют и побираются. Распространены по всему миру. При этом очень сильны родовые и семейные связи, вплоть до того, что у них существуют собственные общинные суды, которые и решают, что и как делать с нарушителями традиций. Вот перед нами опыт поддержки ценностных ориентиров с таких позиций. Цыгане отнюдь не считают то, что они делают, чем-то нехорошим, поскольку для них главное другое – это поддержка именно рода и в целом касты. Дескать, они таким образом отрабатывают свой кармический долг. Можно ли назвать их паразитами? Ведь они не могут существовать самостоятельно, без других народов – собственно, поэтому они и столь распространились по всему миру, это облегчает им выживание. Трудно ответить однозначно.
Да, в ряде случаев их поведение вызывает некое неприятие в обществе – но нередко поведение цыган отражает как в зеркале слабые места этого общества. Если проводить аналогии через биологию, то цыгане в нашем обществе похожи на грибы – они перерабатывают то, что уже существует. Где-то их продукты их поведения можно сравнить с плесенью, а где-то и с вполне первосортными грибами.
В целом, цыгане склоняются к тем, кому нужны социальные связи – именно через них они и реализуют свою возможность движения к мечте. И если возвращаться к информационным тезисам, то цыгане это именно та народность, которая всегда анализирует устройство общества вокруг, анализирует, куда это общество движется.
Что может означать их опыт для остальных людей? В первую очередь, что выживание, даже в условиях отсутствия прямого заработка, возможно. Впрочем, главное все-таки не это. А то, что возможно существование на анализе изменений общества - и это ведь уже творчество, освоение информации, пусть и в такой немного странной для нас форме.
С позиций разработанных мной информационных законов цыгане:
Закон любви – цыгане всегда находят разности, которые увеличивают их возможности, а взамен подчеркивают, находят, в чем силы и слабости окружающего их сообщества.
Закон равновесия – цыгане умеют находить баланс между собой и окружающим сообществом. Они не зря кочевой народ – они умеют двигаться и меняться. И вовсе не отрицают научное развитие, если таковое имеется. Они как индикаторы могут показывать насколько застыло общество рядом с ними.
Закон единства – они всегда остаются частью Целого на своем родовом уровне, и на уровне государств, куда их занесло. Да, они могут способствовать разрушению стран, увеличивая хаос через преступность. Но это опять же лишь присоединение к доминирующим тут процессам. Таким образом, они подчеркивают текущие взаимосвязи и взаимодействия, даже добавляя к ним что-то своё.
Получается, с позиций всех трёх законов цыгане вполне остаются в их рамках, этих людей не назвать паразитами. Только они не могут жить без окружающего мира, других людей – и не отрицают этого. Они умеют трудиться, хоть эта и не та физическая работа, что запрещена им.
Значит ли, что все должны вести такой образ жизни как они? Подобные пробы проводились. Даже в недавнем прошлом – хиппи. Но такие люди быстро выродились, считая, что работать не надо.
А на самом деле образ жизни цыган далеко не так уж лёгок. Им можно подражать – но всё общество на такой образ жизни перейти не может, многим просто не понравится. Хотя опыт их конечно надо изучать и учитывать.