Предисловие: Чтобы писать о высоком - надо возвыситься. Разбор стихотворения "Жил звонарь"
Жил звонарь
" Звонарь был хвор, звонарь был тих"...
Евгений Латаев
Он взбирался едва по лесам к голубой колокольне,
Был он худ, измождён, и казалось, что нет в теле сил.
Он звонил и звонил, и тревожил набатом невольно,
И никто ведь, понятно, об этом его не просил.
Как справлялся, благой и тщедушный, с такою махиной?
Невдомёк было людям, но колокол слушался, вот!
Пела медь по округе, и плакала в ритме едином,
Дождь, жара, ураган ли, звонарь обязательно бьёт!
Он как будто видал дальше прочих, и пел свою правду,
Не успеть он боялся, и зная свой чётко предел,
Он за стены не прятался, мог бы, другим это надо,
Он хрипел алой пеной, он падал, а колокол пел!
Он был хвор, он был стар, но имел над округою власть он-
Он покорно упрёки сносил, никогда не роптал.
Он был лучший звонарь по округе, то разве не счастье?
Он был ближе всех к Богу, взбираясь на свой "пьедестал".
Он изрезал верёвками напрочь худые ладони,
Но при этом пощады у Бога совсем не просил.
Он ушёл так внезапно, он выдохнул на недозвоне,
А вдохнуть сини неба уже просто не было сил...
Золотился апрель, рассыпал по пригоркам пух вербы,
И струился с небес небывалый, неведомый звон.
Шёл звонарь в небеса по ступеням закона и веры,
И народ осознал, как же только был нужен им он!
Жил звонарь...
...
Чтобы на такую тему писать (церковь, колокольный звон, близость к богу...) необходима мудрость. Если нет мудрости, хотя бы некоторые знания. Но некоторых знаний в этом случае не хватит.
Стихотворение заняло второе место на конкурсе, 630 читателей и 140 баллов. - на данное время.
У автора отсутствует мудрость. Даже знания той темы, которую затронула, у автора нет.
Автор не имеет понятия, что она написала, 630 читателей не имеют понятия, что они прочитали.
В декабре 2020 года опубликовано это стихотворение и за три года автор так и не поняла, что она написала плохое стихотворение. которое необходимо подвергнуть серьёзной коррекции или, если исправить не получается, удалить, чтобы не позориться.
Пятистопный анапест, чередование мужских и женских рифм.
"Он взбирался едва по лесам к голубой колокольне," - почему он взбирался "едва"? Почему "он взбирался едва по лесам"? Почему "к голубой колокольне"?
Возможно, автор хотела сказать, что звонарь медленно и устало поднимался на колокольню; возможно, что он медленно шёл или аккуратно ступал. Но "взбирался едва по лесам к голубой колокольне," - это похоже на белиберду, не соответствующую действительности. Автор рисует нам какую-то голубую колокольню, а чтобы на неё подняться, нужно взбираться по каким-то строительным лесам?
"Был он худ, измождён, и казалось, что нет в теле сил." - Допустим, что звонарь был худым или худощавым, но почему он "измождён и казалось, что нет в теле сил."? Кому же это казалось? Наверняка, автору этого стихотворения.
"Он звонил и звонил, и тревожил набатом невольно," - Допустим, что звонарь звонил, потому что это его работа. Но почему он "тревожил набатом невольно,"? Ведь что такое "набат"? Это тревожный призыв. Когда что-то произошло, например, пожар, бомбёжка, тогда при помощи чего-нибудь издают звук тревоги или тревожный звук, включают сирену, например... Такой звук называется тревожный звук, извещающий о чём-то опасном.
Церковные колокола не звучат набатом ни вольно, ни невольно. Церковный колокол звучит благовестно, издаёт звон благой вести. Церковные колокола - благовестные колокола.
"И никто ведь, понятно, об этом его не просил." - Звонаря не надо просить. Он в определённое время звонит, сообщая о благой вести, попутно призывая людей на службу. Это его работа в церкви - звонить.
Вот разбираю это стихотворение и думаю: " каким же .............. надо быть, чтобы такое стихотворение написать?"
"Как справлялся, благой и тщедушный, с такою махиной?" - Мы уже выяснили, что звонарь был худощавым человеком. Но почему он был "благой и тщедушный"? Это вопрос. Допустим, что худощавый звонарь поднялся на колокольню. Это звонарь-новичок или опытный звонарь? Худоба звонаря очень малую роль играет в этом процессе. Здесь важен опыт и умение. Так что худой звонарь, будучи опытным, без особого труда звонит, как положено.
"Невдомёк было людям, но колокол слушался, вот!" - Люди не понимали, как звонарь звонит. Многие люди не понимают, как плотник вставляет замок в дверь, как пекарь печёт буханки, как электрик соединяет провода под током. Звонарь - это ремесло и ему надо обучаться, как плотницкому ремеслу.
"Пела медь по округе, и плакала в ритме едином," - Возможно, что есть медные колокола, но это большая редкость. В большинстве церковные колокола сделаны из бронзы. Поэтому никакой меди там не было и она не "плакала в ритме едином".
"Дождь, жара, ураган ли, звонарь обязательно бьёт!" - Звонарь звонит, потому что у него такая работа. Но во время урагана он вряд ли станет звонить, потому что это неразумно и нет в этом никакой необходимости.
Последующую белиберду я пропущу, потому что она уже мне надоела. И остановлюсь на:
"Он был ближе всех к Богу, взбираясь на свой "пьедестал". - Почему он "был ближе всех к Богу"? И к какому богу он был ближе всех? Автор ничего об этом не сказала.
Если мы имеем в виду истинного бога, о котором благая весть, то этот бог одинаково близок всем без исключения. Кто-то знает об этом, а кто-то не знает. Нет необходимости взбираться на гору или спускаться под землю, чтобы приблизиться к истинному богу.
Например "закон сохранения и превращения энергии" исполняют все без исключения. Кто-то делает это сознательно, а кто-то делает это, не осознавая. Все без исключения этот закон выполняют, независимо от их желания.
Поэтому, не имеет значения, звонарь ты, плотник или тракторист. Истинный бог близок ко всем одинаково. Кто-то об этом знает, а кто-то не знает.
Заканчивая этот разбор, хочу сказать, что автор стихотворения взяла серьёзную тему, но не справилась с ней. У автора этого стихотворения, как видно из разбора, нет даже элементарных понятий. У автора этого стихотворения отсутствует мудрость.
Мои рекомендации. Прежде чем писать на какую-то тему, сперва надо досконально изучить и проработать эту тему со всех сторон.
Критику можно воспринимать, как зло и вред.
Критику можно воспринимать, как добро и пользу.
Послесловие: Чтобы писать о сложном - надо вполне понимать сложное. |
Если взять эту неумеху и из среды неумех перенести в среду умех, то в среде умех неумеха не услышит похвалы. Неумеха обидится и загрустит и вновь вернётся в ту среду таких же, как она, неумех, чтобы вновь слышать похвалу и получать высокие оценки. Это опять же естественно.
Я совершенно не против этого процесса. Это естественный процес. Как говорится в одной известной песне: "Этот мир придуман не нами, этот мир придуман не мной".
Следовательно, я не желаю быть против того, кто этот мир придумал. Раз он так всё создал, так тому и быть.
Но иногда появляется желание покритиковать какую-нибудь неумеху. Появляется даже мысль: "А вдруг моя критика поможет".
Дальше продолжать эту тему не стану - это вечная тема.
Могу дать простой совет.
Бывают редкие случаи, когда человека, который не умеет плавать, бросают в глубокое место и он со страху выплывает. Но это редкость.
Поэтому учиться плавать лучше там, где мелко, самостоятельно или при помощи опытного инструктора. Потом переходить уже туда, где немного глубже и снова учиться. И затем, научившись хорошо плавать, легко заплывать на любую глубину, не боясь, что утонешь.
Это простой совет, в чём-то даже банальный. Но он правильный.