С чего начать? Начну с примера. В нашем замечательном гаражном кооперативе «Мелиоратор» (название – еще с советских времен, ни одного мелиоратора, каналостроителя и даже земледельца - у нас нет), собираются ежегодно членские взносы. Аж целых 5500 руб.! За календарный, полный год!! Замечен факт просто потрясающий: владельцы дорогущих, по цене квартир, иномарок, имеющие высокий социальный статус, доход от 2000 евро (провинции – и не снилось) извиняюще – извивающе пытаются уклониться от своевременной платы. А простые (чуть было не добавил – советские…, тьфу привычка) люди исправно, из мизерных доходов (вот здесь провинция - понимает) сразу вносят всю сумму, и порой еще даже ранее чем нужно. Здесь не пафос в выводе: честный человек старается платить по долгам, и быть не должным, чистым. Ну а мамоне поклоняющийся будет комара оцеживать.
У нас наверх жизненного успеха и благоденствия пробились люди умные, честные, высоконравственные, достойные?!? Не смешите меня…. Так и в духовной жизни «пророки» облекаясь в овечьи шкуры, а суть их волчья….
Казалось бы, пример не в «теме». Но нравственное начало имеет один, общий источник, из которого и произрастает всё хорошее. Из дерева же плохого, плод будет дурной, как его и чем не подкармливай. И если автор свою червоточину облекает в красивые и правильные слова, то разумеющий, в какой глянец гниль не покрывай, все равно заметит «запашок». И только в двух случаях нет:
1. Разумения не хватает
2. С автором согласен (сам такой)
Кстати, о названии - О бедном поэте замолвите слово. Уж не себя ли автор имел в виду? Этакий бедный, несчастный писатель, пытающийся жечь «глаголом сердца», а ему бедному – НЕ ДАЮТ! Цензура, мля, медведо – путинская его громадьё трудов не пущает??
Не признают (эх, ты, толпа) по праву гениальности его, на высоте Олимпа под сенью Эвтерпы??? Да нет, друзья – другим он озабочен. Под стать он Богу решился заявить. Ведь Тот, Который Властен, Всемогущ - НИЧЕМ не ограничил нашей воли. А господин Селезнев сказал: «Нельзя. И не пущать». Надо же, лавры сатаны покоя не дают, он же тоже был против воли человеков – взамен страсти и искушения предложив – как боги будите вы!
Стихи – в искусстве и культуре, в творчестве стать своеобразная. Недаром из девяти муз – ТРИ (Каллиопа, Эвтерпа, Эрато) покровительствуют поэзии! Неспроста….
Живопись, музыка, скульптура, фотография, кинематограф и пр. – обыватель склонен смотреть, слушать, приобщаться. Но вот моё окружение, людей образованных, современных, далеко «не среднего ума» - один из сорока стихи читает, один из десяти послушает меня. Причем мои то, вирши неказисты - они воспринимают, но дальше с той подачи, почитать, послушать других, лучших! – не греет. Не хотят. Их подобное не интересует!!! Это творчество как резервация у мещан наших! Не греет. Не хотят. А не в этом ли главный свет и задача образованнейшего общества к приобщению, возжиганию интереса к СЛОВУ? Других послушать…. Самому сказать…. Или не так?
Культуру – диктуют. Культуру – навязывают. Здесь страшен не примитивизм, нет, совсем наоборот. В красивейшей упаковке, в сверкающем гламурье вдалбливают в умы неискушенные навоз и плесень. Что самое близкое, удобное, понятное, «родное» для всех – ТВ. И с экранов непрерывным потоком льется: насилие, секс, бери от жизни всё, быть крутым, в богатстве счастье и жизни смысл. Пипл смотрит, пипл хавает, он уже подсажен на эту иглу, у него мозги зачерствели на этих догмах успешности бытия. И моё самое искреннее уважение, и интерес к человеку сразу проявляется, если он скажет только одну фразу: А я телевизор не смотрю. Уважение и 100% ты уже на моей стороне. Отказаться от пассивного зомбирования со стороны властей и толстых кошельков, заинтересованных в превращении, низводящий тебя в окончательное быдло (а как иначе расценивать эти попытки?). Но это единицы, а к экранам прикованы миллионы. Интернет тоже – помойка еще та, но там есть выбор: читаю, смотрю что хочу – и это главное, что нужно! И вот, некий Николай Селезнёв возмущается, что некто пишет, ЧТО хочет и КАК хочет! Вопиет – это угроза культуре (ну немного и немало)!
А я – радуюсь! Ибо творческий человек потому и творческий – что творит! Как и чем – дело второстепенное. И вряд ли он остановится на достигнутом, не «поднимет планку», не захочет шлифануть, отполировать, улучшить и углубить, сделать больше и большее, из черновика, доработав, написать чистовик, а чистовик преобразить в Произведение. Нет предела совершенству, как нет границы человеку это - своё хорошее - развить и преобразить в отличное.
Ну и наконец – уровень и полнота восприятия. Лицом к лицу – лица не видеть…. В фильме Гибсона кого - то шокируют натурализм жестоких сцен, и это для него суть сюжета ленты. А кто-то понимает, переживает, плачет, смотря на Страсти Христовы. У Лунгина в «Острове» не понимает и не поймёт, почему «дурак» жизнь свою искалечил, довёл до полного нищенствующего абсурда, а ведь высочайшая степень искреннего раскаяния за свои грехи и поступки – образ не только честного, высоконравственного сердца, но душевной высоты, духовного совершенства. В корявых стихах один читатель усмотрит несовершенную рифму, неудачно подобранное слово, орфографические ошибки – он не увидит переживания, утомленного сердца, крика души, сомнений ума.
Мудрость мира юродством будет посрамлена – и это не я сказал.
Так что, други мои, братья и сестры – пишите, ваяйте, пойте, играйте, публикуйте, издавайте. Ничего не бойтесь, ни на кого не смотрите и помните только три вещи:
1. Не вы для мира – а мир для вас!
2. Не останавливайтесь – учитесь, развивайтесь, исправляйте и исправляйтесь, к помощи прибегайте, оставаясь СОБОЙ! Но продолжайте!! От тех, кто довольствуется тем, что есть, и повинуется судьбе, никогда не жди, что они проложат дорогу. И нет над вами никого выше, кроме Бога и Сына Его!!!
3. «И кто сказал, что речь без ошибок быть должна? Скучно мне от слов, кои вылизаны, как мутовка старая. Нет! Это бухгалтеру ошибаться нельзя, а творцу даже полезно…» В. Пикуль
====
П.С. И очень печально, что при высказываниях и комментариях по предыдущей статье, уважаемые и умные, образованнейшие творцы и поэты перешли на обвинения друг друга в творческих промахах и недоделках. Как говорил мой знакомый маргинал: «Мелко плаваешь, жопа – видна».
…С водою выплеснули младенца
Для понимания текста предлагаю прочитать ранее опубликованную статью Николая Селезнева «О бедном поэте замолвите слово…»
Здесь: а) не затрагивается никакое литературное произведение б) высказывается только личная точка зрения в) приводятся мнения противоборствующих сторон (в комментариях предыдущей статьи) г) рассматривается только заметка «О бедном поэте замолвите слово»