Произведение «Цикл "Гордость России" : Петр Иванович Багратион» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Сборник: Гордость России
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 42
Читатели: 679 +1
Дата:
Произведение «Цикл "Гордость России" : Петр Иванович Багратион» самая оцениваемая(6) работа за сутки
03.04.2023

Другие значения: 
02.04.2023 (значение 10)
2
«П.И. Багратион»
Предисловие:
Автор выражает благодарность Валентине Аситашвили за помощь в написании эссе и предоставленные фото

Цикл "Гордость России" : Петр Иванович Багратион

(литературно-исторический очерк)

Талантливый военачальник, один из самых любимых солдатами и народом, герой Отечественной войны 1812 года. В Бородинской битве части под его командованием отбили все атаки французов. Сам генерал был ранен в этом сражении и скончался от гангрены спустя 17 дней.

- Ну, как, не кричит больше? – спросил помощник Говорова (1) у Прохора.

- Не… – замотал денщик головой, ‒ Их Высочество изволят лежать смирно с тех самых пор, как им повязку сменили. А теперича, Михал Савич ‒ и толстый конопатый денщик скосил глаза на повозку ‒ они и вообще заснули, кажись.

- Ещё бы князь не заснул! – подумал фронтовой лекарь, которому было доверено сопровождать санитарный кортеж с раненым в ногу Багратионом, - хлоралгидрат свое дело сделает. И боль утишит, и в сон человека погрузит.

- Далёко ещё осталось? – снова обратился медик, оборачиваясь к денщику.

- Да не шибко, - ответил тот, вынимая из-за пазухи краюху чёрного хлеба и принимаясь жевать, - коль погода будет так фартить – к завтрему вечеру уж будем во Владимирской губернии. Да и грязи нет, на наше счастье.

- Да, грязи нет… - задумчиво повторил лейб-медик. - Что ты всё время жрёшь, стервец? – неожиданно вспылил он, гневно зыркая на Прохора, ‒ как ни посмотрю на тебя – то сухарь, то яблоко, то хлеб вот… ‒ он не закончил.  Хотел было плюнуть с досады, да вовремя спохватился – про хлеб ведь только промолвил! Негоже после таких слов так вести себя. Он с детства помнил как его дед с бабкой за это строжили: при хлебе, как при иконе – ругаться да плеваться не смей! Не дело это!

Михаил Савич ещё раз со злостью посмотрел на неуклюжего, похожего на большого медведя, Прохора, который моментально спрятал краюху в карман и теперь только мигал глазами, не понимая, за что «дохтур» вдруг так взъелся на него, и выглянул в окно.

- Когда там это село, как его – Сима, что ли, будет? – с тоской подумал он. – И сам устал, сил уж нет, а уж Петру Ивановичу каково эту тряску выдерживать? А Яков Васильевич (2) тоже мне молодец: Кутайсову (3) аж в глотку бесстрашно залез, когда тот задыхаться начал. Теперь вот в начальники благодаря тому, что любимца царя от неминуемой смерти спас, вылез. А Петра Ивановича даже осматривать как следует не стал. Нет, мол, сказал, причины для беспокойства, никакой операции, ему не нужно. Нагноится рана, пули вместе с гноем и кровью сами выйдут. А князю всё хуже и хуже делается. Сознание то и дело теряет. А как очнется немного – так бредить начинает: «Ну же, братушки, не поддавайтесь супостату французскому! Атакуйте смелее, да времени не теряйте! В ружья – и вперед! За мной! Вы слышите, за мной!»

- А, ну, стой! – закричал он кучеру, - вылезу я, пройтись хочу. Колени уж совсем затекли. Мýка одна, а не поездка. Стой же, кому говорю! 

- Куда вот ему теперь? – продолжал уныло думать Михаил Савич, шагая рядом с высокой повозкой, на которой находился то ли спящий, то ли снова впавший в забытье раненый, - дай Бог вообще ходить будет. А уж воевать… Нет, кончилась, видно, его военная карьера».

***

Сколько раз, пока я была в Тбилиси, мы проехали мимо памятника Багратиону – сказать сложно.

- Какое мужественное лицо! – каждый раз восторгалась я, - даже скульптура передает то, каким смелым был этот человек!

- А знаешь, - один раз спросила меня Валя, - как по скульптуре всадника можно определить, каким образом человек ушёл из жизни? Я однажды водила на экскурсию своих родственников, которые приехали в гости, и услышала от гида любопытную информацию. 

- Нет, - замялась я, - мы не проходили этого по истории.

Вообще, если быть до конца честной, мы много чего не проходили. В пятом классе у нас был замечательный учитель – Николай Михайлович Мошкин. Вот это был педагог – так педагог! Про Древнюю Грецию рассказывал так, словно сам был свидетелем тех далеких дней. Эх, и любили же мы историю! Учебник после уроков Николая Михайловича, будто книжку со сказками читали.

Ну, а потом… Потом учителя у нас менялись с завидным постоянством. Одна дамочка была очень интеллигентной и рассказывала, кстати, неплохо. Одна беда – за батареей у неё всегда находился шкалик. Ну, кто такого учителя держать будет?

Ещё, помню, пришла к нам учительница – мы даже имени не запомнили – и с первого урока, узнав, что мы не знаем, кто такой Лао Цзы и какие труды он оставил после себя человечеству, сильно удивилась.  После этого нам было обещано, что сдавать зачёты по истории мы теперь будем каждую неделю. Не пожелавшие сдавать зачётов и не проникнувшиеся ни интересом к Лао Цзы, ни любовью к его трудам, мы на следующий урок… просто не пришли всем классом. А после головомойки, которую устроил нам директор, старались увильнуть от уроков истории под кучей предлогов, благовидных и не особенно.

В институте у нас был хороший преподаватель. Олег Георгиевич Самойлов. Ветеран войны, лишившийся руки в семнадцать лет, в первом же бою. Всё было бы хорошо, вот только история у нас была не совсем история, а история КПСС. Правда, на семинарах нам Олег Георгиевич много чего сверх программы рассказывал – так что всё, что происходило в нашей необъятной родине после 1917 года, мы знали хорошо.

Во всём этом я чистосердечно сознаюсь Вале, после чего она начинает смеяться:

- Выходит, ты из пятого класса прямо на первый курс института шагнула?

- Что касается истории – да, - хмуро произношу я, в очередной раз вспоминая о сделанном из бронзы Багратионе. Валя понимающе смотрит на меня и начинает просветительскую деятельность:

- Бывает так, что у лошади нога как бы согнута, то есть она стоит на трех ногах, а четвертой она как будто бы собирается сделать шаг?

- Ну? – я подпираю рукой подбородок, но понять пока ничего не могу.

- Так вот, - продолжает Валя, - если конь под всадником стоит на трех ногах – это значит, человек был ранен в бою, но выжить после ранения не смог.

- Ты же помнишь, как выглядит памятник царю Грузии – Вахтангу Горгасали ,  правда? – тут же спрашивает она меня.

- Да как выглядит? – пожимаю я плечами, - обыкновенно выглядит, - сидит себе человек на лошади – и всё тут.

- Так лошадь-то стоит на четырёх ногах! – улыбается Валя, - о чём это говорит?

- О чем это говорит? – машинально повторяю я.

- О том, - очевидно, Валюша удивляется моей несообразительности, - что человек ушёл из жизни естественным путём. Тихо и спокойно…

- А вот ещё… - запальчиво перебиваю я, поддавшись настрою – вспомнить исторические события ‒ бывает, что конь стоит на дыбах…

- О! – восклицает Валя, - это означает, что перед тобой героический человек! Пал геройской смертью в бою, и человечество его не забыло!

- Говорю же, - вздыхаю я, - нам по истории это не рассказывали. А прочитать нигде не довелось.

- Ну, вот теперь будешь знать, - смеется Валя, - чем я тебе не источник информации? Завтра, если погода будет более-менее хорошей, поедем с тобой в Мцхету – тогда расскажу тебе ещё о чем-нибудь.

Я понятия не имею, что такое Мцхета, но соглашаюсь: если Валя будет рядом и опять что-то расскажет – день обещает быть интересным.

***

- Может, и правда, тут Петру Ивановичу действительно полегчает? – устало думал Михаил Савич, растягиваясь на широкой койке. – Нет, а всё-таки Виллие каков хитрец? Занят он, видите ли, был в этот день дюже! Правда, Яков Иванович сказывал, будто Виллие в день сражения почти восемьдесят операций и сложнейших перевязок сделал, ну, так и что? Надо было на передовую мчаться да князя спасать! Петр Иванович не вот какой солдат обычный – командир всё же! Надо было с ним наперед заниматься, всё остальное же могло бы и обождать.

Встретили их хорошо. В огромном усадебном доме в  Симах нашлось место всем. Хозяин – Борис Андреевич Голицын – оказался очень радушным человеком и выделил каждому по комнате. Даже Михаила Савича поселили отдельно, хоть он и не имел никаких регалий. Раненого же князя разместили в югозападной гостиной, в которой даже светло-шоколадный цвет стен настраивал на умиротворение. Решение увезти Багратиона подальше от Москвы, хотя бы  в Можайск, было принято военным врачом Гангартом (4) почти сразу же после того, как тот был ранен. Но Гангарт сам занемог – получил контузию прямо на поле боя. Петр Иванович, хотя сам и страдал от сильных болей после ранения, как увидел своего друга, с лицом белым как простыня, невесело рассмеялся: «Что же, вместе, выходит, лечиться поедем?»


Однако в Можайске Багратион оставаться ни в какую не захотел, потребовал перевезти его в Симы, где ему с детства было всё знакомо. «Отвезите меня в моё домашнее гнездо, к Голицыным, - повторял он, - там и умирать в случае чего не страшно будет. Всё же лица родные кругом».  Говоров опасался принимать решение в одиночку, поэтому после того, как  состоялся консилиум военных врачей, он позвал на помощь  Фридриха Гильтебрандта.

- Как думаешь, Фёдор? - спросил он, называя немца на русский манер, - стóит ли везти Петра Ивановича в такую даль? Или же лучше оставить его в Москве?

- Оно луше, - Гильтебрандт плохо говорил по-русски, несмотря на то, что уже десять лет жил в России, - отвезти его подалше от столицы. Кто ше знает, что этот свинья француз, еще удумает? А  в дали от Москвы Петр Иванович, возмошна, оправится быстрее. Да и зачшем ему знать новости с места боя? Они разве его обрадуют?

- Да уж… - закусив нижнюю губу, проговорил Говоров, - Тучков убит. Генерал Ушаков не убит, но остался без ноги. Не факт, что выживет. Рихтер тоже ранен сильно. Генерал Дризен -  ах, этот умница бесстрашный, который весь муромский полк в атаку своим беспримерным поведением поднял! – тоже ранен в колено. Уезжать надо, смысла нет здесь оставаться…

Позднее к ним присоединился  Гангарт, полностью поддержавший идею перевезти Петра Ивановича в родовое имение Голицыных. «Только, - без колебаний заявил он, - поедем все вместе!» При этом он, так требовательно взглянул на Говорова, что тот внутренне удивился: «Вот кому тоже можно было атакой руководить! Ишь ты, не воин, а только доктор, зато каков командирский голос!»

- Едем, едем, - благодушно посмотрел он на Гангарта, не решившись похлопать того по плечу, видя как тот морщится от боли множественных ушибов, которые он получил помимо контузии, - нельзя нам князя бросать в тяжёлую минуту. Да и ты, друг, после сотрясения мозга не особо хорошо выглядишь. Авось, в хвойных-то лесах да на домашней пище поправка ваша с князем поживее пойдёт!

***

[justify]«История – штука сложная, с ней аккуратно обращаться надо, - говаривал в свое время наш учитель Николай Михайлович Мошкин. И добавлял: не любит она неточностей. Не любит!» Неточностей же в биографических данных Петра Ивановича Багратиона более, чем достаточно: совершенно не ясна дата его рождения, имя матери тоже остается

Реклама
Обсуждение
     23:54 04.05.2023 (1)
Спасиюо Магдалина за прерасный очерк и хоршо проделанную работу. Узнал много нового. Если раньше Бгратион бл для меня згдкой, теперь, благодаря вашей работе я имею о нём представление.

С уважением, Андрей. 
     08:51 05.05.2023 (1)
Спасибо, Андрей, за внимание к этой работе. Пришлось прочитать много литературы, перед тем, как за нее взяться. Но это было интересно. "Загорелась" я этой идеей после посещения Тбилиси. Но сразу писать не решилась, все придумывала, как выстроить ход повествования так, чтобы исторические события выстроились как бы в ряд. 
Но вообще совмещать историю и литературу оказалось весьма интересным занятием.
Спасибо Вам еще раз. 
     12:02 05.05.2023
Насчёт истории и литературы, а так же других направлений искусства, вы правы. Только еогда их совмещаешь, получаешь полную картину мира.

С уважением, Адрей. 
     23:21 08.04.2023 (1)
Отлично, как хорошо, что я не пропустила этот экскурс! Спасибо, Магдалина! Сейчас эту историю марают разными красками. А я верю Вам!
     23:41 08.04.2023
Смутили Вы меня, конечно, Лилия, очень сильно. Я же не историк, и когда писала, основывалась тоже на фактах, взятых из книг. Интернетом принципиально не пользовалась, потому что информация на одном сайте может очень здорово расходиться с информацией на другом. Спасибо Вам за поддержку, для любого автора она очень важна. 
Насчёт того, что "историю марают разными красками" - тут сложно говорить. На мой взгляд, ошибочность суждений происходит только от того, что нет людей, которые об этом могли бы рассказать правдиво. Время уже прошло, и всем тем, кто пишет, остается только опираться на уже кем-то и где-то написанные письма, документы, очерки. Но историю каждый видит по-своему. Сказать, что эта статья правдива с исторической точки зрения, наверное, можно. Потому что грубых искажений и нарушений в ней нет. А то, что я попыталась представить, как это могло быть - думаю, что так и есть. Хотя найдется какой-то источник - а там могут найтись расхождения.
Конечно, перед тем, как писать, я прочла много литературы. Хотя бы для того, чтобы не допустить расхождений с историческими событиями. 
     11:24 07.04.2023 (1)
1
Великолепный экскурс в историю! И я как кадровый военный много нового узнал и полезного для себя из биографии Великого полководца, за что мой нижайший поклон и слова благодарности и я буду счастлив если цикл будет продолжаться и дальше.... с теплыми дружескими чувствами в ответ 
     12:33 07.04.2023
Спасибо, Андрей.
Писала так, как чувствовала. Немного взято из истории, немного призвала на помощью фантазию -   и получился вот такой очерк.
Особенно радует, конечно, что тебя эта информация заинтересовала как военного. 
Мне, как автору, это очень приятно. 
     19:49 02.04.2023 (1)
Интересная работа, понравилась! Видишь на застывшие в бронзе исторические персонажи, а реальных живых людей — личностей! Спасибо,Лина!
     23:45 02.04.2023 (1)
Вложила каплю фантазии. 
Побоялась, что без неё эссе получится сухим и неинтересным. А я этого, если честно, боюсь.
Поэтому постаралась сделать так, чтобы было максимально интересно. 
     04:25 03.04.2023
И это получилось!
     18:43 02.04.2023 (1)
Прекрасная публикация, спасибо, Магдалина!❤👏🌹
     23:47 02.04.2023
1
Спасибо, моя дорогая Тиечка.
Вы - поэт, и мне тем более приятно, что Вы читаете прозаические формы.
Ну, а личность Багратиона... она не заинтересовать не может. 
     21:31 02.04.2023 (1)
Спасибо за познавательный рассказ.
     23:43 02.04.2023
Спасибо, Виктор. Я постаралась написать не только про  П.И. Багратиона, но и о своих впечатлениях, которые привезла из Тбилиси. 
     18:05 02.04.2023 (1)
С удовольствием прочла интересное эссе!
Спасибо, Магдалина, за работу о наших героях войны 1812года!
Да, и сколько их было!
     18:32 02.04.2023
Много, Аннушка. 
Про Барклая де Толли уже писала. У них было много расхождений в стратегии, как вести боевые действия. И, соответственно, много споров. Но там где Барклай де Толли старался всё высчитать, Багратион (как об этом пишут) брал своей беспримерной храбростью.
     19:49 01.04.2023 (1)
-2
  Версия про  конные памятники - придумана  самоуверенной дамой. Где героический  погиб Пётр Первый? Памятник на вздыбленном коне.
Любит народ  умствовать.
     21:19 01.04.2023 (1)
1
Полагаю, что не дамочка самоуверена, а вы весьма бестактны. Если воспитанный человек хочет проявить эрудицию и высказать свое мнение, это делается корректно и уж никак не в таком тоне.

Я нигде не написала, что это ее личное мнение. Моя подруга мне рассказала только то, что услышала от экскурсовода. Экскурсовод - не историк, в конце концов мог и ошибиться.

Мог высказать возможную версию (скорее всего, так и было).
Errata humanum est - Человеку свойственно ошибаться, и что теперь?
Если пишете комментарии, будьте добры держать себя в рамках приличия.

С грубыми мужланами не очень приятно иметь дело.
     09:14 02.04.2023 (1)
-1
Магдалина,  прочтите  эпизод с вашей героиней. Самоуверенность ее и восхищение героини от лица которой пишется рассказ.
С каких времен слово "самоуверенность" стало оскорблением? Что вас так возмутило?   Непривычно читать не елей а критику?
Подобрано правильное слово: непроверенная информация  выдается за истину! О гиде не сказано.  Гиды -  как правило профессиональные болтуны. Для кого это новость?
Человек может ошибаться. кто спорит?  Проблема в том что ложь выдумки фантазеров выдаются категорическим тоном за правду.  Вы не  можете не знать  памятник Петру Первому и  не можете не знать его биографию хотя бы в общих чертах.
Но вам не пришла в голову мысль о Петре. Вы проглотили  выдумку и понесли ее дальше. А я виноват!
В чем я не прав и в чем  ГРУБЫЙ мужлан?
     09:28 02.04.2023 (1)
Я сделаю поправки, конечно.
Но с этого и надо было начинать. И предложить внести изменения, а не кричать о самоуверенности. 
Елея мне не надо, я в нем совершенно не нуждаюсь, не в том возрасте и - по счастью - не в том положении. Мне много чего писали, выдержала всё.
На предмет выдумки - ни один редактор (я отправила статью в три журнала) не сделал мне замечания. Полагаю, что главным редактором кого-попало не избирают. И раз статьи были приняты - значит грубых исторических ошибок там не найдено. Более того: вчера списались с одним из них и я посетовала на якобы неправильную информацию. В ответ услышала, что такая версия - что по положению коня можно узнать о судьбе всадника - ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СУЩЕСТВУЕТ! И это - не фантазия гида, а попытка ученых изучить скульптуры. 
Далее мне прислали ссылку: https://weekend.rambler.ru/read/46327396-kak-nogi-konya-u-pamyatnikov-ukazyvayut-na-prichinu-gibeli-vsadnika/
Или британские ученые, которые провели исследование 40 000 статуй, тоже самоуверенные личности?
"Медный всадник" - исключение из правил. Кстати, об этом на сайте тоже написано.
     09:58 02.04.2023 (1)
-1
Магдалина, давайте рассуждать?  Изучать статуи. Это что природное явление? или творение рук человеческих? Ученые(!!) изучают(!) статуи?  Где в какой Библии для скульпторов сказано что  убитого нужно изображать на коне с тремя ногами а раненного на коне на двух ногах?  Есть такая инструкция?  Как могут скульпторы разных времен и стран  связывать судьбу героя с  позой лошади?  Подумайте немного.  Какой смысл отмечать судьбу героя ногами лошадей?  А кто сидит на коне а кто на кобыле ученые не изучили? Вам не смешно?
Главными редакторами и даже министрами кого попало избирают!  Какое у вас почтение к должности! )
Британские ученые? А где это прочла Маша Кимакович? Ссылочку нельзя?  Это же  фейк чистейшей воды. Какой смысл изучать позы  скульптурных лошадей? Какое отношение они имеют к истории?
Обратите внимание на фейковость: называется цифра изученных объектов: конечно в  тысячах и их ровно сорок!  Не 3178 штук а сорок тысяч!  В каких странах  в какое время не уточняется: от Древнего Рима! не важно что многие статуи разрушены?  Или со времен Древнего Рима все статуи рисовали и оставляли в архивах?
  Бред.
     10:01 02.04.2023 (1)
Как вам будет угодно. 
     10:04 02.04.2023 (1)
-1
да мне все равно. Просто не хочется читать у (вы же вроде редактор?) автора на главной странице   сайта выдумки.
Информацию нужно проверять. И исправлять если ошибся а не вставать в позу оскорбленной невинности.
     10:07 02.04.2023 (1)
Я не редактор. Потрудитесь посмотреть, кто является редактором. 
И не сорите словами, оно того не стОит.
     11:00 02.04.2023 (1)
-1
Не редактор а рецензент! Виноват! Рецензент выше редактора по нашим понятиям! Вы выносите мнение о произведениях!  Вам мы ДОЛЖНЫ верить! А вы постите фейки да еще и встаете в позу! )
     15:45 02.04.2023 (1)
Много словесного мусора. Слишком много. 
     15:54 02.04.2023
-1
Самокритика приветствуется.
     09:37 02.04.2023 (1)
2
Магдалина, очень хорошая работа!!!
Почему-то, в качестве аналогии, тут же приходят на ум сегодняшние
события с Костомаровым. Это в фильмах бьют-бьют героя, а он, как
Ванька-встанька, только крепчает. А случай с Багратионом, и с Костомаровым,
доказывает обратное, что человку-то порой надо совсем немного.
Жаль хорошего человека.
Очень и очень понравилась ваша работа!!!
Спасибо!!!
     09:47 02.04.2023
Спасибо, Сергей.
Да, жизнь надо беречь. Насчёт Костомарова не скажу, а в XIX веке медицина, увы, ещё была не сильна.
Возможно, что ошибка врачей тоже была. Поэтому так и получилось. 
     07:53 02.04.2023 (1)
1
Ну вот, ещё один кусочек истории нам предоставила Магдалина))) Версию конных памятников я приняла стопроцентно Пусть будет так! Это очень интересно! Спасибо огромное
     08:49 02.04.2023
Аллочка, добрый день. 
Спасибо за поддержку. Я, кстати, тоже слышала в одной из передач подобную информацию. Единственное, я видела передачу не целиком, а только отрывок из нее. 
Чуть-чуть подкорректирую текст, прямо самую малость. 
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама