«Нельзя отказываться от власти, пока ты на коне, можно — когда тащат за ноги».
(Дионисий I Старший — тиран (правитель) Сиракуз в 405−367 гг. до н.э. )
Турция.
Стамбул.
Город императоров и султанов — место, которое никогда не утратит своей неповторимости и будет притягивать подобно магниту необыкновенной историей и множеством ещё неразгаданных тайн.
Кому удастся когда-нибудь разгадать хоть малую долю того, что кануло в лету?
Возможно кто-то окажется тем самым счастливчиком, что обнаружит нечто таинственное, до селя лежащее под многотонным покровом земли или отыщет запылённый за сотни лет свиток где-то на полке с интересным текстом, который поведает нам о новом ранее неслыханном событии, что случилось однажды в седую пору…
Всё так и будет однажды……
А вот вам один из секретов, затерянных в море, вернее, не один, а целых девять кусочков земли под названием Принцевы острова.
Итак, представьте себе для начала зиму без снега, прогулку на катере по Мраморному морю, новогоднему настроению с таким себе восточным напылением, никак не похожем на «наше».
С ощущением пронизывающего холодного ветра, который не мешает тебе стоять на палубе, ты любуешься великолепным видом медленно уходящего города со всеми его красотами, бывшим Константинополем.
Ты умиляешься криком чаек, которые всегда ожидают кусочки брошенного симита (бублик с кунжутом) людьми, и при всём этом пьёшь горячий чай, да не простой чай, а турецкий, с особенного стеклянного стаканчика, который согревает кажется даже душу.
Время течёт быстро, несмотря на то, что твоему судну плыть до островов ещё полтора часа.
В чём же прелесть места, куда везёт нас катер?
Принцевы острова
История маленьких клочков земли не менее интересна, чем у славного Константинополя, когда он ещё был им.
Нам никогда не воссоздать полной картины Византийской империи, как всё обстояло на самом деле, как и раскрыть все тайны островков, однажды затерянных в море.
Однако позвольте мне по-своему дать имя девяти клочков суши, что однажды получили название — Принцевыми – место самых горьких сожалений по утраченной власти.
Сегодня, бессмысленно в тысячный раз описывать и повторять историю островов принцев.
Об этом мало кто не упомянул на форумах или блогах о путешествиях на просторах интернета, хоть раз посетив эти места.
Сейчас эти кусочки земли населены загородными домами богатых стамбульцев, которые набрали свою популярность в конце XIX века.
Для тех кому нужна тишина от суеты многомиллионного города прибывают сюда и погружаются в полное уединение с природой.
Тут вы не сможете прокатиться на машинах, так как их попросту нет, а вот на бричке с лошадьми – так это запросто.
Ну чем не романтика и отголосок далёкого прошлого?
Вот этим транспортном ты и можешь исколесить весь остров, поглядишь на богатые дома и на их неповторимую архитектуру.
Странно видеть зелёные растущие пальмы возле вилл и тогда спрашиваешь себя, а какое время года сейчас и почему на тебе тёплое пальто?
Тебя окружают парки, совершенно дикие леса и обязательный завораживающий вид на море.
Вид на море
Он прекрасен.
Но когда-то много сотен лет назад это был отрезок суши, что впредь не давал покинуть эту землю для многих царских особ, утративших свою власть и насильно сосланных коротать остаток своей жизни за монастырскими мрачными стенами.
Почему такая печальная участь для тех, кто только ещё вчера прочно восседал на троне и правил великой империей?
Византия!
Империя одного из самого долгого существования.
Для изгнанных сюда здесь было прощание с миром, где когда-то кипела жизнь, в которой они занимали главенствующие роли.
Хорошо ознакомившись с историей ярких опальных личностей, лишённых власти и привычной роскоши, но не лишённых жизни — понимаешь, что даже спустя много сотен лет острова не утратят отголоска своего первого назначения.
К ним так часто приплывали те, кому судьбой было отказано править долго — земля в море отныне становилась всем их миром, вместо великой империи.
Здесь была их конечная остановка.
В византийские времена острова называли островами монахов из-за многочисленных монастырей на разных клочках суши в Мраморном море.
Ну если поразмыслить, то тут и название «принцевых» и «монахов» можно поставить в один ряд.
Было ли это счастьем или же наказанием родиться императором или же вырасти в царской семье?
Кем были те, кто сменил роскошные облаченья с золотом и жизнь в имперских покоях на монашеские одежды и отведённый остаток жизни прозябанию в скудных кельях?
Словом, от царских облечений до монашеских рубищ.
Бесславный конец великих.
Вот они — принцессы, принцы, цари и жёны царей великой Византии.
Ирина (греч. Ειρήνη; ок. 752 года — 9 августа 803 года) — византийская императрица из Исаврийской династии.
Первая женщина в истории Византии, правившая самодержавно в 797—802 годах.
Жена императора Льва IV (р. 775-80) и мать императора Константина VI (р. 780-97).
Оставшись вдовой с десятилетним сыном, который не мог править единолично, Ирина становиться регентом Константина.
Она известна восстановлением икон в церквях Византии, чему был яростный противник её муж и вёл иконоборческую политику.
Однако в историю царица вошла не только поэтому. Увы она вошла как женщина полюбившая власть больше чем своего собственного сына.
Что становиться, когда дети подрастают? Они хотят быть независимыми во всём.
А если это ребёнок, которому судьбой была предначертана власть?
Правильно. Императором, который должен править один.
Это случилось и с Константином.
В 790 году он ограничивает свою мать во дворце.
Но опыта было недостаточно, чем существующих в нём амбиций, и спустя два года он освобождает Ирину и коронует её как со императора.
Но не в характере властной женщины было править вдвоём, тем более, что однажды её уже лишили власти.
Случились всё в 797 году властная мать и её сторонники свергают Константина, ослепляют его и отправляют в ссылку в монастырь, основанный императрицей Ириной.
Сын не переносит нанесённых ему увечий и умирает. Его последним пристанищем становиться кладбище монастыря.
«И солнце замерло семнадцать дней и не дало ему света, так что корабли сбились с курса, и все говорили и исповедовали, что, поскольку император был ослеплен, солнце спрятало его лучи. И таким образом власть попала в руки Ирины, его матери»
(Летописец Феофан)
Несмотря что Константинополь был потрясён поступком матери к сыну – эта женщина задержится у власти на более чем на пять лет.
31 октября 802 её свергнут по причине дворцового переворота, осуществлённого Никифором I (р. 802-11), которому Ирина безгранично доверяла.
Настало время отправиться на «принцевые острова» женщине, которая пожертвовала однажды так многим, лишь бы удержать власть в своих руках.
Она не задержится в монастыре, основанном ею же. Царицу сошлют на остров Лесбос в Эгейском море. Сломленная и утратившая вкус к жизни царица покинет этот мир спустя год.
Со временем её останки перенесут на монастырское кладбище рядом с сыном Константином.
Возможно в ином мире ребёнок простил свою властную мать за погубленную молодую жизнь.
Кто знает.
Но на том кладбище найдёт последнее пристанище ещё одна женщина – принцесса Ефросиния, однажды сосланная в монастырь.
Двадцать семь долгих лет заточения, чтобы в 825 году вернутся в Константинополь для сочетания браком с вдовцом Михаилом II (р.820-9).
Её муж был не высокого происхождения, а брак с принцессой позволял ему приобрести легитимность его правлению.
Что ж.
Евфросиния — дочь Константина VI и его первой жены Марии Амнийской.
Если верить биографии, то ей было всего пять лет, когда девочка поселилась в монастыре вместе с матерью, куда несчастную насильно упрятали на тех же «принцевых островах».
Однако принцесса оказалась единственной представительницей Исаврийского династии, поэтому ей было судьбой уготовлено вернутся в Константинополь и стать женой иконоборца Михаила.
«…Отвергши целомудренную жизнь, будто вопреки воле сочетался браком, взяв в жёны не какую-нибудь другую, а женщину, давно отвергнувшую мир с его радостями, обручённую с Христом, с детства в подвижничестве проводившую свои дни в обители на острове Принкипо, Богу преданную»
(Просторы социальный сетей)
«По византийским законам брак с монахиней строго наказывался: юстинианов закон предусматривал за это смертную казнь, а «Эклога» — отсечение носа для обоих участников прелюбодеяния. В связи с этим женитьба Михаила на Евфросинии вызвала у народа и духовенства осуждение. Феодор Студит неодобрительно высказался об этом браке в одном из своих писем».
(Просторы социальных сетей)
Однако брак не принёс наследника. Михаил отошёл в мир иной, а его вдова удостоилась роли исполнения придворных церемоний при пасынке императоре Феофиле.
Наверное, жизнь при дворе тяготила вдовствующую императрицу, потому как перед тем как опять удалиться в монастырь она приняла решение женить своего пасынка.
Но кто же была её мать, что провела свои молодые годы в монастыре и за какие провинности?
Мари́я Амни́йская (770—821) — первая супруга византийского императора Константина VI, внучка святого Филарета Милостивого (Амнийского).
Невестка императрицы Ирины.
В 788 году императрица Ирина желая женить своего сына организовывает смотр невест, куда приглашались не только знатные девы со всей страны. Кандидатки должны были обладать определёнными параметрами (что-то вроде 90х60х90) но и конечно было важно, как в семье относились к иконам.
Кандидаток при жёстком отборе оставалось тринадцать и из них выбрали незнатную армянского происхождения Марию.
Властная императрица разорвала помолвку с дочерью Карла Французского, хотя её сын и был привязан к своей невесте и насильно поженила царевича с избранной ею девушкой
В браке рождаются две дочери — Ефросиния и Ирина.
Итак, несчастливый брак имел продолжительность только семь лет. Так, как мать серьёзно занялась устранением сына с престола – первым делом она решила расторгнуть брак, причиной якобы было покушение на жизнь Константина женою.
Но и сам царь не желал видеть возле себя нелюбимую жену, поэтому насильно заставляет её принять монашество, а сам жениться на придворной даме.
Так Мария Амнийская, невестка Ирины ушла в монастырь вместе с дочерями, где и умерла в 821 году.
Странная судьба была провести остаток жизни на «Принцевых островах» у всех этих женщин – нелюбимая невестка, внучка, муж и сын, ну а потом и сама свекровь, мать и бабушка однажды переступили порог острова и монастыря, чтобы оставить мирскую жизнь полную власти и роскоши навсегда позади.
Но судьба как показывает история не была жестока ко всем женщинам, которых заточали в монастыри на островах или собирались сделать это.
Императрица Ефросиния не была единственной, кому улыбнулась удача после стольких лет прозябания покинуть монашескую жизнь и облачиться в императорские одежды.
Дочери императора Константина VIII Зоя и Феодора.
Итак, преемник отца Зои и её муж Роман III Аргир (р. 1028-34), высылает сестру Феодору в монастырь, по настоянию её
| Помогли сайту Реклама Праздники |