Ярославна плачет (аркучи), плачет в мольбе и призывает силы природы, умоляя в обращении к ветру, воде и солнцу:
— О Ветре, ветрило! — чему, Господине насильно вееши?..
— О Днепре Словутицю! — ты пробилъ еси каменныя горы сквозъ землю Половецкую...
— Светлое и тресветлое Слънце! — всемъ тепло и красно еси!..
Специально обрываю три обращения Ярославны - к Ветру, Словутичу и Солнцу, чтобы заострить внимание к кому эти обращения, и, что они все заканчиваются на одном слове, которое трижды повторяется в конце. Слово это лада. Ярославна трижды упоминает ЛАДУ при разных обстоятельствах, заканчивая тем самым обращение. Продолжаю читать «плачь».
1. Ветру: Чему мычеши Хиновьскыя стрелкы на своею не трудною крилцю на моея ЛАДЫ вои?
2. Днепру Словутицю: Възлелей господине мою ЛАДУ къ мне!
3. Светлое и тресветлое Слънце: Чему господине простре горячюю свою лучю на ЛАДЕ вои?
ЛАДА - ключевое слово в повести, или одно из самых значимых, которое в упор не хотят видеть в повести и пишут с маленькой буквы. О его значении можно узнать более подробно в статье: Как топили Жир на Каяле... А о слове аркучи - в статье о варягах и о храме Святовите на мысе Аркона на острове Рюген: Аркучи, прости Господи...
Давайте сравним речь Ярославны с толкованием словарей слова лада/лады. Насколько схожа её речь (плачь) с народными песнями и божеством? Сравните словарь, Даль (ТСЖВЯ): Лада об. муж, супруг, один из четы; милый, любезный, в супружск. знч. более уптрбт. в песн. ... Я сама пойду, милу ладу найду, пес. Умолёная лада милая, / Лада милая, любимая! / Провожаю тебя, горюшица, / Во солдаты новобраныи, / Далеким далекохонько. Барсов. Причит. Сев. кр., 2, 87. Так ты подумай, лада милая: / Не кукушечка кукует горегорькая, / Горюет то твоя да молода жена. Там же, 89. Тут сидит млад ясен сокол, / Это твой лада милая. Шейн. Великорусс в св. песнях, 427. А теперь, - говорить, - мне не с кем литеть: пролител и милой мой лада. Зеленин. Ск. Пермск. губ., 414. Я слыхала, печальна сиза голубушка, / Про свою милую ладу венчальную, / Страшливой-то он и бранливой-то он, / Он будет кулаками потчевати. Онеж. Калинин, 1931.
Супруг Игорь с братом Всеволодом называются в повести соколами. У русских лад и лада значат мужа и жену. А. Н. Афанасьев (Поэтические воззрения славян на природу, т. I. М., 1865, стр. 227-229): „В народных песнях ладо до сих пор означает нежно любимого друга, любовника, жениха, мужа, а в женской форме (лада) - любовницу, невесту и жену... В областных говорах: ...лад - супружеское согласие, любовь... ладковать - сватать и примирять, лады - помолвка, ладило - сват, ладинки - уговор о приданом, ладканя (галицк.) - свадебная песня, ладный - хороший, польс. ładny - красивый, пригожий, ładność - красота. Чехи также соединяют с ладою идею красоты ... как Фрея у немцев, так Лада у славян и литовцев почиталась покровительницею любви и браков, богинею юности, красоты и плодородия, всещедрою матерью. ... В Подольской губ. около Межибожья на праздник Пасхи (светлого воскресения природы) поселяне еще недавно воспевали царевну Ладу, а под Брестом Литовским - королевну Ладу; 29 июня крестьяне, выходя на пригорки смотреть, как играет восходящее солнце, сопровождают слова обрядовой песни припевом: ой Ладо! ... По преданию, занесенному в Синопсис, богу Ладу приносили жертвы, «готовящиеся к браку, помощию его мняше себѣ добро веселие и любезно житие стяжати... Ладу поюще: Ладо, Ладо! и того идола ветхую прелесть дьявольскую на брачныхъ веселияхъ, руками плещуще и о столъ биюще, воспѣваютъ»".
А. С. Фаминцын (Божества древних славян. СПб., 1884, стр. 255-259): „По свидетельству Стрыйковского, Дидис Ладо (Dzidzis Lado) был великий бог, которому приносили в жертву белоснежного петуха, которого чествовали с 25 мая по 25 июня. ... Вообще же в настоящее время в России главное чествование Лада (и Лады) происходит раньше, а именно преимущественно во время празднования «Красной горки», напр. в песне, сопровождающей игру «сеяние проса», известную в Великой, Малой и Червонной Руси; также в Семик и Троицу (в „семицких" и „троицких" песнях). ... Значение Лада, как весеннего божества, несомненно доказывается не только повсеместно распространенным в среде южных и восточных славян обычаем призывать имя его в припевах весенних песен, но главным образом тем, что пение весенних песен носит название ладования. ... Великорусс. - Ой лелю Ладо! / - Ой Ладо мое! / - Ладу, Ладу, Ладу! / - Диво Ладо! Белорусс.: Ладо - люли! Мало- и Гал.-Русс.: - Ой Дид Ладо! / - Ой Дид и Ладо! / - Та владу Ладом! / - Дид Диди Ладо! ... имя Ладо, как бога любви и веселия встречается и в припевах свадебных песен".
Н. Костомаров (Славянская мифология. Киев, 1847, стр. 27): „По сказанию Стрыйковского, божество Ладу праздновали весной от 23 мая по 24 июня. ... Ладо или Ладон означает бога всякого наслаждения и благополучия; оттого ему приносили жертвы женившиеся; от его благословения зависело счастие семейственное; к нему обращались при рождении дитяти. Из песен мы видим несомненно, что Лад был божество весны и любви.
Фрея у немцев и Лада у славян и литовцев почиталась покровительницею любви и браков, всещедрою матерью. Под иконой Жировицкой Богородицы (в монастыре деревни Жировичи) надпись: Our Lady Girovitskaya - Маці Божая Гіровіцкая, где Our Lady - Маці Божай (белор) - Богоматері (укр) - Наша Леди (русск). Источник более чем надёжный (XV век), из которого узнал, что Ладу все славяне знают в Образе Богородицы. Она же Фрея - фея, фроинд, друг в переводе, как и серб = сябр (друг) белорус - побратим сербу. Праздник «Красной горки» до сих пор отмечается с выходом на кладбище, катанием яйца, застольем. Поэтому сохранилась традиция устанавливать столики у могилок и повязывать рушники. Районный центр Брянщины, граничащий с республикой Беларусь - Красная Гора. Чехи также соединяют с ладою идею красоты, у них и столица названа - Прага (пряха), у Словен - Любляна, у русских - Ладога (первая столица Руси).
Если учесть, что Ярославна плачет (аркучи) перед битвой в канун Пасхи (Прощённое Воскресение, а аркучи - «прости Господи»), это может означать только одно, что она обращается к языческой силе. Далее могут следовать версии, язычница она или христианка? Рассуждения о значениях отдельных слов или в целом о концепции повести. Исследователь Л. А. Булаховский (в кн.: „Сл. о п. Иг." Сб. исслед. и статей. М. - Л., 1950, стр. 139), не понимая о чём говорит, принялся утверждать, что аркучи следует писать в два слова: «Обычно издания „Слова" дают аркучи одним написанием. Это не соответствует, однако, значению формы. В „Материалах" Срезневского правильно, в соответствии ее древнерусскому смыслу, пишется а ркучи. Ркучи не получало при себе дополнительного начального гласного звука вроде русских диалектных аржаной и под., а сочеталось с союзом „а", вносящим в деепричастие специальный оттенок смысла „при этом".». А как же - аркать - приговаривать (Псков, Петербург), арка, арык, аркан, Аркона, да и аркучи есть примеры в литературе, смотрите статью (Аркучи). Аркона (Яромарсбург) - существовал до XII века - город и религиозный центр балтийского славянского племени руян. Аркона - Arkati - молиться. Языческий термин. Под влиянием христианства смысл древнего слова видоизменился, аркаться стало значить - браниться, ругаться. Поганые. И, даже не зная всего этого, впервые читая СЛОВО, любой читающий уловил бы смысл плача, если бы не одно но. Не аннотации академиков школьникам и исследовательские бредни любителей в погоне за красивой рифмой...
Солнце трижды светлое! С тобою
Каждому приветно и тепло.
Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?
И зачем в пустыне ты безводной
Под ударом грозных половчан
Жаждою стянуло лук походный,
Горем переполнило колчан?
Где этот умник (не скажу кто), видит в плаче пустыню? Высосано из строки: Въ поле безводне жаждею имь лучи съпряже, тугою имъ тули затче. Вместо поля мы улетаем - в обратную сторону логики. В восьми строках 12 ошибок, наиболее вредные для произведения СЛОВО - грозные половчане и пустыня. Туга - церковная дань, уже мелочи, но её и нет. И смешон не хлебосольный колчан. Но его тоже нет в строке - есть тулие. Это всё равно что вместо Тулы написать ... на заборе. Да отведать угощения из рога... изобилия, хотя бы мысленно. Стоит ли?
Вступление закончено, теперь к сути статьи. Непонимание (отрицание очевидного) приводит к необыкновенным умозаключениям в части половцев, авторства повести, сути происходящего вообще и в частности, кто такая Ярославна? Точные годы жизни жены Игоря неизвестны. Её имя в летописях не упоминается. В «Родословнике» императрицы Екатерины II жена Игоря названа Ефросиньей. Истории известны две Ефросиньи - Полоцкая и Галицкая, какая из них? Вокруг обоих много вымысла взамен конкретных дат рождения и смерти. Ефросинья - дочь галицкого князя Ярослава Владимировича Осмомысла от брака с суздальской княжной Ольгой Юрьевной (дочерью князя Юрия Долгорукого). Существует версия, что около 1169 года её выдали замуж за новгород-северского князя Игоря Святославича (1151 г.р.). Поэтому она - Ярославна? Странно, что по отчеству. Имя известно по эпосу «Слово о полку», и воспето поэтами, мы знакомимся с образом Ефросиньи через полотна художников. Княгиня Новгород-Северская Ярославна считается символом верной жены, которая может благодаря своей любви сохранить супруга на поле сражения. Сравните две картины. Первая по времени написания: В. Г. Перов, «Плач Ярославны», картина 1881 года (Вы видите вверху цветная и яркая). Вторая через сто лет: А. Кузьмич, «Плач Ефросиньи», 1992 года. Красивый портрет, почти икона. Угадай кто из них Ярославна, и почему так назвал художник портрет Ефросиньи Полоцкой? Если Ярославна это Ефросинья, то кто из них жена князя? Одно ли лицо на картинах нам уже не сравнить ни-ко-г-да, оно неизвестно. Однофамилиц автора картины «Плач Ефросиньи» М. Кузьмич изготовил раку мощам святой. Новая рака является не копией бывшей утраченной раки, а самостоятельным авторским произведением М. Кузьмича с надписью «собеседница ангелов», в ногах - образ Полоцка XII в.
Современницы Ефросинья (дочь галицкого князя Осмомысла) и Евфросиния Полоцкая, дочь витебского князя Святослава Всеславича (внучка Всеслава Брячиславича) предстали как одно лицо. Князья Осмомысл и Брячислав оба герои эпоса. Даты смерти и рождения Евфросиньи Полоцкой приняты условно. Из истории, как дружили домами: в 1157 году Юрий Долгорукий умер, и поначалу Осмомысл поддерживал нового киевского князя Изяслава Давыдовича, послав войска ему в помощь для удержания Турова. Или Изяслав Давыдович обязал? История покажет, что Туровское княжество исчезнет с лица земли. Осмомысл означает «тот, у которого восемь умов», то есть очень умный. Другое прозвание Осмомысла (думающий за восьмерых, владеющий восемью языками). А может прозвание - от Оса или Осы, а может от мыса - скалы? А у других князей было по пять-шесть умов, а то и... Так что ли мериться? Не понимаю, для чего мне это надо знать. Не терплю подобных аксиом. Однако слово ум могу противопоставить тупости. Угол и голова одно корня. Рискну предположить, что Игорь был женат на полоцкой княжне, как и все предки и потомки знатного рода Рюриковичей были женаты на
Собеседница ангелов, чья?
https://fabulae.ru/poems_b.php?id=438473
Икона портрет Ефросиньи (здесь)