Март для нашей редакции новостей выдался горячим. Надвигающиеся выборы главы города измотали всех, от техников до высшего начальствующего звена. Кроме, наверное, одного меня. Ну не мог я понять почему все кругом так нервничают, суетятся, бегают в преддверии обычного казалось бы события. Сам я на выборы ни разу в жизни не ходил, а любая информация о политике мгновенно улетучивалась из памяти с окончанием рабочего дня. При этом меня признали лучшим предвыборным киллером по итогам 2010-го года, за тотальный разнос кандидата от коммунистов. Тогда же я, кстати, получил самую большую премию за весь свой трудовой стаж.
В то утро я по обыкновению переступил порог редакции, поздоровался с сотрудниками, которые на тот момент имелись на рабочем месте и поинтересовался у продюсеров, есть ли для меня сегодня "заказ". Ответ меня не порадовал - вчерашний сюжет о предвыборной встрече кандидата Чу..а с электоратом в очередной раз развеселил добрую половину города и потенциальный мэр решил пока повременить с мельканием своего лица в сюжетах новостей. Таким образом он обрёк меня на мучительные будни простого смертного корреспондента, а это означало лезть в яндекс, обзванивать "горячие телефоны"(скорая, МЧС, милиция), теребить своих информаторов... вобщем копать новости. Как же не хотелось напрягаться в это бодунное утро, когда тело в тотальной солидарности с головой напоминало мне о минувшем коньячном вечере.
Я, переваливаясь как сумист, добрался до шкафчика кого-то из девчонок, невзирая на протесты из противоположного конца редакции, проник в него и победоносно улыбаясь извлёк оттуда банку с кофе. Насыпал четыре ложки в свою поллитровую кружку и отправился к кулеру за кипятком. Он находился через коридор от нашего большого кабинета.
Когда вернулся, меня ждала новость. Та самая, рабочая.
- Муратов, там ветром дерево повалило на автобус, бери Валитова, езжайте на Леваневского/Промышленную.
- Каааать... ну кофе же...
- Ничего не знаю! Да ты вернёшься раньше чем оно успеет остыть. Там коротенькую УВэшку отснимите и едьте назад.
УВэ, оно же устно под видео, это когда диктор новостей читает написанный корром текст, под видеоряд с места событий. Она делается в том случае, когда не хватает материала на сюжет. Я прикинул - ну чего стоит сейчас сьездить, не напрягаясь посидеть в машине пока оператор снимает упавшее дерево и вертаться назад. И правда, часа два, а то и три рабочего времени канут в Лету, а я вновь проберусь в заветный шкафчик с целью хищения кофейных чудо-гранул.
Уже садясь в машину мы обратили внимание на то как усилился ветер. На нашем студийном дворике воздушным потоком деревья низко пригибало к земле. Когда добрались до места ураган достиг неимоверной силы. Я попытался выйти из машины, но едва не был снесён с ног - вовремя схватился за дверь. Решил пересидеть внутри. Но и этот план провалился - оператор попросил помочь держать штатив, боясь за целостность дорогущей видеокамеры. Я вышел и увидел то ради чего мы приехали. До этого автобус был скрыт от меня другими автомобилями.
Преодолевая ураганный ветер, оглядываясь, пригибаясь к земле, мы направились к автобусу. Как сказал оператор, это была одна из самых его сложных работ - кроме сшибающего с ног воздушного потока, начинал накрапывать дождь. Мы с трудом, совместными усилиями перетаскивали камеру с места на место, пока Валитов не сказал, что картинки уже достаточно. К этому времени подоспел владелец автобуса. Несмотря на головную боль, я всё же уже вошёл в рабочий режим и упустить такую возможность не мог, решив записать и его комментарии. Мы забрались в придавленную тополем железную колесницу, я достал из рюкзака микрофон, присоединил к камере, но стоило мне задать водителю вопрос, как раздался телефонный звонок. Звонила Катя, продюсер.
-Кать, мы синхрон пишем, давай я тебе перезвоню.
-Ух ты, а с кем синхрон?
-Ну с водителем автобуса.
-Круто, я звоню сказать, что в городе ещё несколько машин придавило, снимайте сюжет.
-Катя, какой сюжет? О чём? Ну деревья попадали на машины, и что?
-Татьяна Викторовна сказала, ты разберёшься, всё, пока.
Слово Татьяны Викторовны Палазюк для меня закон. Директор информационного телевещания авторитет, закон и палач. Для сюжета нужно было минимум записать комментарии трёх человек, картинки минут на тридцать, из которых в эфир попадут максимум пять и стенд-ап - появление корреспондента в кадре на фоне того, что поможет зрителю лучше прочувствовать атмосферу с места событий.
Валитова эти известия обрадовали ещё меньше чем меня, но так как до обеда было ещё два часа, он наивно уверил меня и себя, что сюжет это пара пустяков, а ему как профессионалу так вообще как орешки щёлкать.
Мы записали синхрон водителя, о том что он подойдя к окну утром, увидел как его автобус покоится под тополем, какие убытки он понёс, что теперь не с кого будет спросить за ремонт, ибо стихийный форс мажор. Затем мы вышли наружу. Чтобы не откладывать на потом, я решил записать стенд-ап прямо на фоне автобуса - ветер мог усилиться, да и дальнейшие наши сьёмки могли оказаться менее интересными. Минут двадцать мы потратили на поиски точки, в которой ветер не станет угрозой свалить камеру, не будет раскачивать меня в кадре и не создаст помех, пробиваясь шумами сквозь фильтр микрофона. Только начали, как над головами раздался треск и между мной и оператором, прямо на шнур микрофона, упала большая ветка, размером метра два и толщиной с человеческую ногу. Когда шок прошёл, мы продолжили, инстинктивно поглядывая наверх. С большим трудом, хоть и с десятой попытки, задумка была исполнена. На месте мы проверить наличие помех не могли, но на всякий случай записали три дубля. Опять зазвонил телефон. Катя.
-Да.
-Юр, езжайте Одесская/Коммунаров, там проезжую часть с машинами завалило. Возьми комментарии водителей и Землякова, он уже там...
-Да знаю я что мне делать, не учи меня моей работе, лучше обясни каким образом нам сейчас попасть в другой конец города, если Раз: дорога завалена и там наверняка пробка, Два: ты нас до этого уже отправила в другое место и Три: у Валитова скоро обед, и как только эта временная черта будет пересечена, с ним невозможно станет работать? - я уже откровенно начал психовать потому, что чутьё мне пророчествовало что-то крайне неприятное.
-Там Торговый центр "Кавказ", из-за него дворами можно проехать, я уже узнала. По первому адресу я стажёрку отправила, она с оператором там уже пишет материал. Валитов начнёт истерить, набирай Татьяну Викторовну и давай ему трубку.
У меня не осталось, что возразить и я сообщил Валитову радостную новость, заранее уведомив, что мне плевать на обеды и всё остальное и пусть он звонит Татьяне Викторовне, но не мешает мне спать пока мы едем к "Кавказу".
Поспать не удалось. Звонить он естественно не собирался, смысла не было - спорить с Палазюк, это всё равно, что голым, со связанными за спиной руками выйти на бой с тремя львами и двумя медведями. Поэтому он всю дорогу активно промывал мне мозги на тему несправедливости в этой вселенной, где ему по несчастной случайности довелось родиться.
У подножия торгового центра творился хаос - владельцы покалеченных машин, схватившись за головы бегали вокруг своих колесниц, которые едва выглядывали из под веток.
В полнейшем шоке, среди этого нонсенса бегал старший инспектор ДПС Земляков. В этот момент я окончательно понял, что день не удался - "развести" человека на комментарии в камеру и так непростое дело, а в тот момент когда он в цейтноте рабочего процесса или же убит горем, задача почти невыполнимая.
Но к тому времени мы оба были весьма злы и, чтобы не портить отношения, дружно сублимировали своё недовольство в работу. Валитов со всех ракурсов отснял автопогост с деревянными надгробиями, после чего мы с очаянной яростью набросились на людей, в наглую тыкая им в лицо микрофоном и используя допустимую лишь в редких случаях сьёмку "с плеча". Время летело незаметно. С момента нашего приезда минуло три часа. Пора было ехать на студию - написание сюжета, начитка, монтаж тоже занимали приличное количество времени. Опять звонок. Опять Катя.
-Юр. Только не кричи. В Пашковке* тоже деревья падали, только там в машине двоих насмерть. Успокойся, я туда Тому отправила, полчаса назад, звоню сказать, чтобы ты ехал уже назад, а то ещё тебе же Соня там наснимала, сюжет большой получается, можешь не успеть. - предугадывая мои действия она тут же нажала на отбой.
Я готов был разбить телефон об землю, представляя какое чудовищное напряжение готовится пережить мой интоксицированный алкоголем мозг.
-Поехали! - бросил я Валитову.
По моему виду он всё примерно понял правильно, поэтому сложил штатив и мы двинулись к машине. По пути на студию, я начал писать сюжет, упорядочил известную информацию, уложил её в синоптический порядок и расбросал насколько помнил синхроны вперемешку с начиткой.
Забежал к монтажёрам, отдал им кассету. Забежал к операторам, сунул в микроволновку остывший с утра кофе. Вернулся в редакцию, бросил ежедневник с записями на стол перед компьютером, рыкнул на вопрошающих, послал куда подальше интересующихся, начал спешно набирать в рабочей программке текст. Приехала Тома. Я наскоро переговорив с ней, выяснил каким образом можно вклинить её кусочек о Пашковской трагедии в сюжет. Соня скинула мне свой отрывок, я быстренько отредактировал его и тоже привязал к общей "повести". Позвонили из монтажной, сказали что кассета загнана в компьютер. Теперь можно было отсмотреть снятый материал и выписать дословно комментарии. Я позвонил в монтажную и попросил доброго товарища Женю Щуренко начать монтировать сюжет.
Глянул на часы - 16-20. Выпуск в 18-00. В 17-00 сюжет должен готовый лежать у режиссёра, если нет, он имеет полное право послать меня куда подальше как опаздавшего. Впереди у меня ещё вычитка- правка у редактора, начитка текста с изложением сути сюжета и монтаж. Адреналин бурлил у самой макушки головы и было из-за чего. Запороть такой материал? Пустить его не в шестичасовом выпуске, а в восьмичасовом? Выдать новость позже коллег с других каналов? Да я тогда попрощаюсь с гордостью на всю оставшуюся жизнь!
За 10 минут я вписал синхроны, отдал текст главному редактору Лере на вычитку и попытался расслабиться. Не получалось - в голову постоянно лезли мысли о том, какая титаническая была проделана работа! Ради пятиминутного сюжета целый день трудились несколько сьёмочных групп, нас чуть не придавило веткой, Валитов лишился обеда, мы объездили весь город и сожгли столько нервных клеток, что хватило бы на новый мозг. Для сравнения - обычный сюжет снимает одна съёмочная группа, и тратится на это не больше трёх часов. Работа каждого сотрудника как и простой стоят немалых денег, поэтому координаторы обязаны грамотно распределять человеко-время, дабы экономить средства компании. А в этом случае из рабочего графика вылетело аж ТРИ
А Вы не написали про кофе. Так и не выпили его?