Произведение «ФИЛОСОФИЯ ДЕПУТАТСТВА (2002год)» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 10
Читатели: 349 +3
Дата:
Предисловие:
Доклад написан в 2002 году для одной из конференций по тематике местного самоуправления.

ФИЛОСОФИЯ ДЕПУТАТСТВА (2002год)

 В ПОРЯДКЕ ОБСУЖДЕНИЯ


"Человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое место во Вселенной.
Карл Густав Юнг


ФИЛОСОФИЯ ДЕПУТАТСТВА
Л.Юрченко – секретарь краматорского горсовета

В русском языке есть одно очень емкое слово, которое определяет суть любого вида человеческой деятельности. Это слово – «предназначение». Когда юноша или девушка только выбирают для себя будущее, только начинают, например, учиться на врача, они уже знают – их предназначение лечить людей. Будущий конструктор готовится проектировать машины. Будущий сапожник – тачать сапоги. Предназначение определяет главную цель, а обучение сводится к освоению той или иной технологии, т.е. к ответу на вопросы «как лечить»  или «как тачать».
В органах местного самоуправления сегодня многое обстоит по-другому. Впрочем,  работники аппарата свою задачу, как правило, знают. Кто-то занимается регулированием земельных отношений, кто-то бюджетным финансированием, кто-то проблемами коммунального хозяйства. Каждый ведет свою тематику, и, при желании, всегда может углубить свои знания.
Иное дело депутат. Что он должен знать и к чему стремиться?
В депутаты попадают не так, как во врачи или в сапожники. Депутат рождается в процессе волеизъявления общественности, в результате голосования. Люди заведомо избирают депутатами самых достойных, но, несмотря на это, квалификация вновь избранных в своей новой общественной профессии оставляет желать лучшего. И чему учиться не совсем понятно. Существует основа - тот же Закон «О местном самоуправлении в Украине», однако, это скорее технология, отвечающая на вопрос «как делать?». Предназначение же депутата скрыто за размытым принципом «служения территориальной громаде». 
Раньше, в доперестроечные времена, ситуация выглядела иначе. К услугам депутатов была четко разработанная, жестко очерченная определенными рамками идеология, множество учебников, университет марксизма-ленинизма и т.д. Сегодня даже с основными терминами не все ясно, тем более, что многие из них востребованными стали совсем недавно. «Местное самоуправление», «громада», «третий сектор», «социальное партнерство», «гражданское общество» - десятки терминов, сотни определяющих эти термины формулировок. Как увязать все в единую систему?
Не претендуя на истину в последней инстанции, попробуем разобраться.
Не секрет, что Украина в своем развитии склоняется сегодня к модели, получившей название «Европейский выбор». В основе европейской модели лежит так называемое «гражданское общество». Последнему термину посвящено огромное количество различных трактовок и определений. При подобном информационном «изобилии», надежнее всего обратиться к классикам, в частности, к тем из них, кто закладывал основу соответствующей терминологии. Одним из первых и наиболее проницательных аналитиков и критиков гражданского общества был Гегель, который впервые разграничил государство и гражданское общество, подчеркнув нетождественность первого второму. Подобно многим авторам нашего времени, этот ученый считал гражданское общество приметой современности и особым этапом всемирной истории. Согласно Гегелю,  понятием «гражданское общество» следует обозначать такую социальную систему, которая пребывает «посредине» между семьей и государством».
Очевидно, что в нише между государством и семьей находятся территориальные общественные образования, иными словами – «громады». Столь же очевидно, что наличие совокупности громад, т.е. населений тех или иных населенных пунктов, еще не означает присутствия того состояния, которое принято характеризовать понятием «гражданское общество». Для того чтобы громады «вошли» в это состояние они должны быть особым образом организованы.
Перейдем к вопросу о структурной организации громады.
В последнее время в средствах массовой информации все чаще встречается термин «третий сектор». Имеются в виду различного рода некоммерческие общественные организации, т.е. «третьим» является сектор организованной общественности или, попросту, «общественный сектор».
Если общественный сектор называют третьим, то что представляют собой первые два? Ответ сомнений, как правило, не вызывает. «Первый сектор» - это «власть», или, применительно к конкретной громаде, - «органы местного самоуправления». «Второй сектор» - это сфера производственной и коммерческой деятельности, иначе - «бизнес». Громада представляет собой трехсекторную систему, отдельные части которой соединены между собой сложными связями межсекторного взаимодействия. 
История приучила нас во всем искать силу «руководящую и направляющую» Естественно возникает вопрос о том, какой из секторов является главным. Для ответа попробуем рассмотреть несколько аспектов взаимодействия секторов. Первый аспект касается проблемы что первично «власть», «бизнес» или «общественность». Несложно заметить, что общепринятая нумерация секторов плохо соответствует диалектике их формирования. В целом, ситуация с тремя секторами очень напоминает схему описанную З.Фрейдом применительно к структуре человеческой личности, характеризуемой триадой «ИД» («Оно»), «ЭГО» («Я») и «Супер-ЭГО» («Сверх-Я»).
По Фрейду «ИД» представляет собой средоточие инстинктивных побуждений,  стремящихся к получению максимального удовольствия и пользы для себя, отвергая критерии добра и зла и всякую мораль. В рассматриваемой нами триаде общественных секторов понятию «оно» более всего соответствует сектор - «бизнес». Достаточно открыть любой учебник экономики, чтобы понять - бизнес как явление исходит из предпосылки, что люди ведут себя так, чтобы получить для себя от других максимальную пользу, а значит максимальное количество денег, поскольку деньги сегодня, как правило, являются универсальным эквивалентом пользы. В дикой природе «ИД» первично. Также и в обществе, доминирование «бизнеса» приводит к состоянию, которое Гегель называл первичным, а другой известный философ, Гоббс - «войной всех против всех».
«Супер-ЭГО» - компонент структуры личности, представляющий собой систему моральных чувств и требований, возникающих в результате общественного воспитания. Этот компонент является носителем важнейших функций. К ним относятся: функция совести, функция самоконтроля и функция формирования Я-идеала. Если под давлением «ИД», «ЭГО» поддается чрезмерному желанию наслаждения и делает что-либо вопреки велению совести, то неизбежно наказание в форме чувства стыда и раскаяния. «Супер-ЭГО» находится в постоянном антагонизме с «ИД». В рассматриваемой нами общественной триаде понятию «Супер-ЭГО» в наибольшей мере соответствует «общественный сектор».
Наконец понятие «ЭГО» у Фрейда - результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, позволяющий переживать свою целостность и тождественность с самим собой. «ЭГО» формируется в деятельности и общении.
С учетом того, что «ИД» и «Супер-ЭГО» находятся в постоянной борьбе друг с другом, т.е. в философском смысле являются соответственно «тезисом» и «антитезисом» очевидно, что категория «ЭГО» обладает ярко выраженными синтетическими качествами.  Классическая логика говорит о том, что Синтез осуществляется в иной плоскости, в ином пространстве, нежели то, в котором сражаются друг с другом две другие стихии. Из взаимодействия двух сил появляется третий независимый элемент – «суперпозиция». Суперпозиция это то, что получается в результате взаимодействия нескольких элементов, при этом результат не может быть получен как простая сумма - он несет в себе продукт взаимодействия этих элементов друг с другом. В рассматриваемой нами по аналогии триаде «бизнес» - «общественный сектор» - «местное самоуправление» именно последняя составляющая является суперпозицией первых двух, что наделяет местное самоуправление особой общественной значимостью. Кстати,  в результате приведенных рассуждений становится понятным, почему  человечество повсеместно выбирает всенародное голосование, как способ формирования органов местного самоуправления. Только такая форма позволяет сохранить синтетический характер местной власти.
Особая общественная значимость местного самоуправления совершенно не означает главенства этой составляющей в системе рассматриваемой триады. Здесь будет нелишним снова вернуться к Фрейду и проследить, что станет с человеком, если одна из структурных составляющих личности вдруг начинает главенствовать над другими. Каждому понятно, что в результате мы получаем либо психически больного, либо преступника. Собственно, Зигмунд Фрейд и создал свою знаменитую теорию на основе анализа поведения психически больных людей.
Похоже, что подобные процессы происходят и в обществе. Разве не является война, например, для общества смертельной болезнью. А ведь война это всего лишь апофеоз власти - «продолжение политики (т.е. власти) другими средствами». Огромную опасность для общества сегодня представляет квинтэссенция бизнеса, известная под термином «глобализация». Болезнь тотальной коммунизации нам также хорошо известна. Иными словами любой перекос в триаде «власть»-«бизнес»-«третий сектор» приводит общество к болезни. Более того, запущенные перекосы в рассматриваемой системе приводят к разрушению государства и семьи. Не секрет, что некоторые теоретики коммунизма пытались отменить и то и другое. Война может смести с лица земли или отбросить в своем развитии на десятки лет целые страны, уничтожить тысячи и миллионы семей. Глобализация превращает государства в безвольные придатки мировых бизнес-хозяев.  В последнее время средства массовой информации в наиболее коммерциализованных странах мира дружно выступают против института семьи. Причина проста. Социологи обнаружили, что холостые покупают больше…
Из всего вышесказанного можно сделать простой вывод. Межсекторное взаимодействие в здоровой громаде базируется на принципах примерно равного влияния каждого из секторов на общие процессы развития рассматриваемой общности. Именно такое состояние громады можно охарактеризовать термином «социальное партнерство». Любые перекосы в системе, приводящие к гегемонии той или иной составляющей следует считать недопустимыми.
Приведенные рассуждения носят теоретический характер, но имеют при этом глубокий практический смысл. Для примера рассмотрим несколько насущных проблем…
Первая проблема – вопросы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).  Вряд ли в Украине кто-то возьмется оспаривать важность этих вопросов. И решения уже просматриваются. В контексте нашего анализа наибольший интерес представляет тот факт, что глобальных решений три. И каждое из них отражает взгляд на проблему одного из трех секторов.
«Власть» (т.е. органы местного самоуправления) идет по пути создания «служб единого заказчика», централизуя ресурсы и, тем самым, создавая определенные удобства потребителям. В своей позиции власть настойчива и упорна, а Краматорск в этом плане является лидером.

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама