Русское охранительство (консерватизм), как классическое политическое учение, возникло в середине XVII века, но берёт свои истоки в средних веках.
Если истоки западноевропейского консерватизма, как английского, так и французского, уходят в период реставрации монархии, то истоки русского охранительства (консерватизма) уходят в период становления абсолютизма в России, в период царствования Ивана Грозного.
Устои русского охранительства (консерватизма) – это устои религиозного общества.
Несомненные цели русского охранительство (консерватизма) - возрождение в новых условиях универсальных принципов: симфонии духовной и светской властей, традиций русской культуры, основанной на православии, развитых общинных институтов, воссоздание русской исторической формы государственной и общественной жизни.
В политическом плане русские охранители (консерваторы) – были сторонники самодержавной монархии, в духовном они выступали за тесный союз (симфонию) православной церкви и государства, в культурном являлись сторонниками сохранения традиционной национальной культуры, в социальном – отстаивали идею сохранения сословнокорпоративных и общинных институтов.
К сожалению, нынешняя ситуация во многом напоминает ту, которая существовала в Российской Империи 18 века. Со времени радикально-западнических реформ Петра I российская государственность была отнюдь не консервативной по своей природе. Космополитическая и западно-ориентированная часть элита, в основном завезенная Петром I, часто делали всё, чтобы ограничить и свести на нет как консервативные политические движения, так и деятельность консервативных идеологов и деятелей культуры.
Власть начинает апеллировать к русской традиции, русской идентичности лишь тогда, когда имел место цивилизационный вызов, угрожающий самому существованию империи. После Петра это фрагментарно проявлялось при правлении его дочери – Елизаветы (Взятие Берлина) и при правлении Екатерины II.
На ДЗЕНе эта статья с фотографиями
https://zen.me/Zx0dV
Гениальными основоположниками русского охранительства (консерватизма) были Михаил Михаил Щербатовым, Гаврила Романович Державин, Николай Михайлович Карамзин, Александр Семёнович Шишков.
Русское охранительство (консерватизм) окончательно оформляется как течение общественной мысли в огне войны 1812 года, когда на первый план выдвинулись выдающиеся деятели этого направления. Тогда русское охранительство (консерватизм) впервые артикулировал себя, одержал блистательную идейную победу и способствовал грандиозной военной победе над одним из величайших полководцев в мировой истории.
Если в первой половине царствования до 1812 г. правление Александра I считалось либеральным, то после окончания Отечественной войны курс резко поменялся. В основу были положены охранительные начала. С приходом к власти Аракчеева, который оказывал существенное влияние на процесс управления государством, в стране стал устанавливаться консервативный режим.
Увы, события 1825 года, на первый взгляд неудачные, снова погружают Россию в пучину либерализма и демократии в «интеллектуальной» среде.
Абсолютное большинство в русской печати середины XIX века, как, впрочем, и сейчас, представляли газеты и журналы леворадикального и либерального направлений. Консервативные издания влачили жалкое существование, подвергались диффамации, моральному (и не только!) террору и травле, в том числе на высшем уровне, и, по сути, были маргинализованы.
Это сейчас мы изучаем их авторов как великих мыслителей, но в реалиях тогдашней культурной и «интеллектуальной» жизни им приходилось крайне тяжко.
Продолжатели традиций русского охранительства это и Сергей Семёнович Уваров, и Василий Андреевич Жуковский, и, конечно же, зрелый Александр Сергеевич Пушкин.
На ДЗЕНе эта статья с фотографиями
https://zen.me/Zx0dV
Отдельно хочется остановиться на личности Сергея Семеновича Уварова. Именно он является автором самой знаменитой (и работающей и поныне - в чуть изменённом виде) Национальной Идеи. За последние 20 лет путинской эпохи целые министерства и представители интеллектуальной элиты ничего лучшего - как ни пыжились - придумать не смогли.
Уже в 20–30-х гг. XIX в. в консерватизме выделились два взаимосвязанных ответвления: государственно-охранительное и славянофильское. Между ними постепенно возникла целая гамма идей, концепций, теорий, представители которых предлагали собственные трактовки истории, судеб, предназначения и миссии России.
Основополагающие ценности, идеи, установки славянофильства были заложены А. С. Хомяковым, К. С. Аксаковым, И. В. Киреевским. Они были озабочены поисками по-своему понимаемых, особых, отличных от Запада, исторических путей развития России.
На ДЗЕНе эта статья с фотографиями
Заимствование из Европы чуждых русскому народу ценностей и обычаев, считали славянофилы, разрушило существовавшее до реформ единство русского общества, создало угрозу "исконным" началам народной жизни, уходящим в глубину истории. Отличия России от Европы состояли для славянофилов в особенностях формирования власти в России и в роли православной церкви.
Чуть позже к охранительской плеяде, несомненно, примкнули Фёдор Иванович Тютчев, Николай Васильевич Гоголь, Николай Яковлевич Данилевский, Федор Михайлович Достоевский.
На ДЗЕНе эта статья с фотографиями
Отчетливо прослеживается закономерность: подавляющее большинство видных идейных консерваторов начинали как левые радикалы или левые либералы. Наиболее яркими примерами в этом смысле выступают былые ультрарадикалы: фурьерист Достоевский и идеолог террористической «Народной воли» Тихомиров. В то же время какая‑то часть современных молодых людей изначально вполне восприимчива к консервативной системе ценностей: православная молодежь, причем весьма значительный ее сегмент, в меньшей степени – студенты-гуманитарии.
В целом консервативный характер имели так называемые «контрреформы» 1880-1890-х гг. в правление императора Александра III.
На ДЗЕНе эта статья с фотографиями
Следует подчеркнуть, что идеология консерватизма в период царствования Александра III опиралась всецело на теорию «официальной народности», разработанную ещё в начале 30-х гг. XIX в. видным государственным деятелем, президентом петербургской Академии наук С. С. Уваровым. Основой этой теории считается триада – православие, самодержавие и народность. Главные идеологи государственного консерватизма рассматриваемого нами периода – К. П. Победоносцев, М. Н. Катков, Д. А. Толстой, В. П. Мещерский.
Во второй половине XIX века появился т. н. либеральный консерватизм (Б.Н. Чичерин, П.Б. Струве и др.).
В начале XX века происходило организационное объединение консервативных сил («Русское собрание», Союз русского народа и др.), национализм стал одним из основных принципов в обосновании консерватизма (М.О. Меньшиков и др.).
После Февральской революции 1917 года идеология консерватизма утратила своё влияние в России.
В эмиграции консерватизм был представлен работами ряда русских мыслителей (И.А. Ильин, концепция «духовно свободного консерватизма» С.Л. Франка и др.).
Исторический опыт показывает, что парадигма верховной власти, которая обращается к консервативно-патриотическим ценностям лишь в моменты смертельной для нее опасности и, напротив, максимально их ограничивает, а то и подавляет в относительно спокойные для нее периоды, глубоко порочна и опасна. Более того, в определенных условиях она чревата социальной и национальной катастрофой. Поэтому усвоение и актуализация русского и мирового консервативного наследия — одна из самых главных задач современного русского общества.
Предыдущая статья:
Путин и "здоровый консерватизм"… или русское охранительство. ч.1.
https://zen.me/1RY2Iux1
***
***