Произведение «Ой, Вань, гляди, какие клоуны... или Маска за двенадцать миллионов»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Оценка: 3.5
Баллы: 2
Читатели: 520 +2
Дата:

Ой, Вань, гляди, какие клоуны... или Маска за двенадцать миллионов

(некоторые мысли о фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой»)

Вы заметили, как практически моментально перестали говорить о фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой». Ведь только что не было ни одного забора, где не висела бы афиша, все ТВшные каналы каждые пять минут крутили рекламу и буквально насильно пытались изумить нас человеком-маской – и вдруг всё, аут! Глухой занавес! Что случилось? А то, что и должно было случиться, но об этом – чуть позже…

Когда сегодня меня слишком настойчиво убеждают: «А вот ЭТО –настоящий шедевр!», то я почти не сомневаюсь: этот «шедевр» – мягко говоря, совсем не шедевр а очень даже наоборот, если не сказать более резко. Так получилось  и с мощно разрекламированным фильмом «Высоцкий. Спасибо что живой». Да, реклама была настолько напористо-беспардонно мощной, что её впору представлять для Книги Гиннеса,  а вот сам фильм получился откровенно слабенький. Как  сказал бы сам Владимир Семенович, «куда там Достоевскому с «Записками» известными…».
Вопрос первый – он же главный: О ЧЁМ ФИЛЬМ? О творчестве, о Человеке, о его душевных метаниях, о песнях и стихах? Нет. Фильм - о трёхдневных гастролях в Бухаре в 1979 году. Может, эти гастроли были чем-то из ряда вон примечательными? Может, стали путеводной звездой в творчестве великого Поэта и Барда? Да ничего подобного, всё гораздо проще, будничнее, тоскливее и примитивнее: в результате того, что называется чёсом (пять концертов в день — какое уж тут творчество?), Высоцкий надорвался и морально и физически. В результате – клиническая ( к счастью, тогда ещё не биологическая)  смерть. Это ВСЁ!
Параллельно развивается «обычный джентльменский набор», применяемый для охаивания «суровой» советской действительности. Уже на титрах зверствует кровожадный Комитет, да и сам фильм начинается душераздирающими сценами в его жутком изоляторе. Далее: глубоко порочная система тогдашнего администрирования концертов. Поганые чиновники! Пока Высоцкий обливается потом на сцене, они без всякого стыда воруют заработанные им деньги. Как не странно, но противостоит этим жирным хапугам некий опер-комитетчик. Тут лично у меня голова начинает идти кругом: оказывается воровать ( в интерпретации авторов фильма – заработать) не стыдно, а даже чуть ли не почётно (все воруют!), и вот только эта гебисткая сука со своей коммунистической правильностью… И вообще, Высоцкий  - это не обычный советский человек, а практически БОГ, и, понятно, «глупые» ( а какие же ещё?) советские законы на него распространяться не должны. Вот он рассекает по столице на «мерсе» (само наличие «мерса» по мнению авторов фильма, подчёркивает его небожительство), запросто пролетает под красный – и ничего, ему можно, он – не все! И они, которые около него, тоже не просто люди, а «особы, приближённые к государю императору». Химичат с концертными деньгами – ну и что? Они – особы, им – положено!

Теперь о наркомании. Каждому здравомыслящему человеку понятно, что это очень деликатная из-за своих хронических болезненности, актуальности и социальности тема, ГРАМОТНО показывать и интерпретировать которую под силу только специалистам. Создатели же фильма пошли  по более упрощённому варианту, когда специалистами по этому страшному заболеванию ( равно как по искусству, погоде и сельскому хозяйству) себя считают все, кому не лень. Им это было не лень – и в результате получился рассказ на уровне базарных торговок. И на самом деле: Высоцкому-наркоману требуется наркота, а его бездушное и хапужистое окружение в лице администратора Леонидова забывает её с собою взять.

И так очень печальных даже не нестыковок, а каких-то унылых тоскливостей в фильме полным-полно. В результате создаётся впечатление, что это фильм о… А, собственно, о ком? О Высоцком-барде, о Высоцком-поэте? Совершенно нет, потому что песни в фильме почти не представлены. О Высоцком-личности, борце и с собой и с окружающей серостью, алчностью и хамством? Тоже нет. Вот и получается, что фильм о наркомане и алкоголике, окружившем себя хапугами – или о резиновой маске стоимостью в двенадцать миллионов долларов. О этике и говорить не приходится: со слов Марины Влади, она собственными ушами слышала, как Никита Высоцкий хвастался, что, добиваясь для актера наибольшего сходства с Высоцким, была сделана копия из силикона с посмертной маски Владимира Семёновича. Это уже не просто неэтично, но и жутко, и всё это, конечно, факты, и никуда от них не скроешься, но всё равно: зачем же так обидно и бесцеремонно?  
Реклама
Обсуждение
     20:58 15.01.2012
Я с вами полностью согласна. Фильм отвратительный. Очень надеюсь, что со временем его просто забудут, как фильм-однодневку. И позор Никите, снять такое про своего родного отца.

***
Искренность нынче не в моде.
И ни стихи. И ни личность.
Деньги с пиаром в почёте,
Куш от "Коламбии пикчерз".

Сделали слепок умело,
Совесть под ним не пробьётся,
Смешано черное с белым,
Главное - внешнее сходство.

И замешали безбожно
Правду на лживой закваске.
И остаётся здесь что же?
Только посмертная маска.

И по широким экранам
Этот "шедевр" разошёлся,
Растиражировать драму.
Гамлет мол тоже кололся.

Хавайте, милости просим!
Не задавая вопросов,
Будем вам вкусно и слёзно -
Пиво, поп-корн и...Высоцкий.

Песни? А песен не надо,
Да и стихи не форматом.
И не просите, ребята,
Творчества в фильме не надо.

А от души что осталось?
Что стало с нашим народом?
Пел для него и страдал ты...
Больно... Прости нас, Володя!
     18:17 15.01.2012
Было б там чего обсуждать... Еще один одноразовый коммерческий проект, эксплуатрующий ностальгию по советским реалиям. Причем, реалии эти воспроизводящий голливудским манером. Коммиксно. Вдогонку к Иронии-2 и раскрашенным 12-и мгновениям. Пакостное впечатление оставляет. Я-то думал, отчего от В. там оущение "мумия возвращается", а это посмертная маска, оказывается...
     18:02 15.01.2012
Не согласен с Автором. Мне кажется просто зарисовка из обычной жизни необычного человека. Как может человек с обычным сознанием писать пророческие песни? В фильме это и показано - под действием наркотиков.Если посмотреть на творчество других великих (Булгаков и тд), то это обычное дело. Что толку "разбираться" в былом. Это напоминает червей на помойке. Почувствовать, вспомнить ВСВ думаю фильм этого достиг.А Никиту я сам не воспринимаю: "предатели останутся собою".
Реклама