Отличие книжника от духовногоНАСТАНЕТ ВРЕМЯ И НАСТАЛО УЖЕ, КОГДА ИСТИННЫЕ ПОКЛОННИКИ БУДУТ ПОКЛОНЯТЬСЯ ОТЦУ В ДУХЕ И ИСТИНЕ, ИБО ТАКИХ ПОКЛОННИКОВ ОТЕЦ ИЩЕТ СЕБЕ. (Иоанн 4:23). Да, не на самаритянской языческой горе, не в Иерусалиме требуется место поклонения Богу, но поклоняться надо в духе и истине, потому что Бог есть Дух(Иоанн 4:24). Однако же благодаря росту и последовательности осуществления всяких дел язычество вовсе уж не отрицается да и ИЕРУСАЛИМ, УСТРОЕННЫЙ КАК ГОРОД, СЛИТЫЙ В ОДНО, КУДА ВОСХОДЯТ КОЛЕНА, КОЛЕНА ГОСПОДНИ, ПО ЗАКОНУ ИЗРАИЛЕВУ, СЛАВИТЬ ИМЯ ГОСПОДНЕ(Псалтирь 121:3-4), является отправной точкой для развития и умножения веры. Не зря же псалмопевец Давид усмотрел восторженный интерес к Иерусалиму: БЛАГОСЛОВЕН ГОСПОДЬ, ЧТО ЯВИЛ МНЕ ДИВНУЮ МИЛОСТЬ СВОЮ В УКРЕПЛЕННОМ ГОРОДЕ!(Псалтирь 30:22) И братья Кореевы в том же Псалтире не менее аллегоричны: ПРЕКРАСНАЯ ВОЗВЫШЕННОСТЬ, РАДОСТЬ ВСЕЙ ЗЕМЛИ ГОРА СИОН; НА СЕВЕРНОЙ СТОРОНЕ ЕЁ ГОРОД ВЕЛИКОГО ЦАРЯ(Псалтирь 47:3). Ветхозаветная еврейская Библия построена на непримиримой вражде евреев к окружающим народам, и Бог к избранному этносу периодически благоволит, но нам, христианам, это следует понимать аллегорически, как кование веры против сатанинских сил. А превозмочь силой злых духов можно только благодаря посту, собиранию небесной манны, небесного хлеба. Небесным хлебом заявляет себя Иисус Христос(Иоанн 6:35, 48, 50, 58). Но пророк Даниил ещё до прихода Христа возводит аналог и как бы синоним Божьему помазаннику в виде цикла Иерусалима — семьдесят седмин(Даниил 9:24). Столько небесной манны надо насобирать, чтобы семидесятой седминой, семенем в вечную жизнь, заключить завет с Богом(Даниил 9:27). КТО НЕ СО МНОЮ, ТОТ ПРОТИВ МЕНЯ; И КТО НЕ СОБИРАЕТ СО МНОЮ, ТОТ РАСТОЧАЕТ(Матфей 12:30) — в этом предостережении Иисуса Христа секрет действия вечного двигателя, вечной жизни. Для примера можно рассмотреть знамение луны: собиранием света она дорастает до полноты, но разбазариванием его доводится до плачевного ущерба. Циклическая история Иерусалима предстаёт таким же подобием: слава его заканчивается поголовным фиаско, так что камня на камне не остаётся(Матфей 24:2). Но и цикл христианской церкви, увы, такой же — от благословенного дома молитвы до вертепа разбойников. Так что собирать, восстанавливать, объединять разделённое — жизненная непреложность. И Христос, возносясь на небо, повелел ученикам оставаться в Иерусалиме, ожидать нового циклического обетования, которое Он пошлёт на них как раз в виде Духа, Утешителя, на чём бы закончилось их бесславное фарисейское книжничество(Лука 24:44-49). Это важный императив повторяется и в Деяниях: НЕ ОТЛУЧАЙТЕСЬ ИЗ ИЕРУСАЛИМА, НО ЖДИТЕ ОБЕЩАННОГО ОТ ОТЦА, О ЧЁМ ВЫ СЛЫШАЛИ ОТ МЕНЯ, ИБО ИОАНН КРЕСТИЛ ВОДОЮ, А ВЫ, ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ПОСЛЕ СЕГО, БУДЕТЕ КРЕЩЕНЫ ДУХОМ СВЯТЫМ(Деяния 1:4-5). ВЫ ПРИМЕТЕ СИЛУ, КОГДА СОЙДЁТ НА ВАС ДУХ СВЯТЫЙ, И БУДЕТЕ МНЕ СВИДЕТЕЛЯМИ В ИЕРУСАЛИМЕ И ВО ВСЕЙ ИУДЕЕ И ДАЖЕ ДО КРАЯ ЗЕМЛИ(Деяния 1:8). УТЕШИТЕЛЬ ЖЕ, ДУХ СВЯТЫЙ, КОТОРОГО ПОШЛЕТ ОТЕЦ ВО ИМЯ МОЕ, НАУЧИТ ВАС ВСЕМУ И НАПОМНИТ ВАМ ВСЕ, ЧТО Я ГОВОРИЛ ВАМ(Иоанн 14:26).
Фарисей и книжник Савл, ревнивый противник христианства, никогда не видел Иисуса Христа в человеческой личине, но обличительный зов с неба превратил его в рачительного апостола Христа, причём человека, как Бога, он убеждал подопечных христиан не именовать(2 коринфянам 5:16), но только как Духа Святого: ЗНАЕТЕ, ЧТО КОГДА ВЫ БЫЛИ ЯЗЫЧНИКАМИ, ТО ХОДИЛИ К БЕЗГЛАСНЫМ ИДОЛАМ, ТАК, КАК БЫ ВЕЛИ ВАС. ПОТОМУ СКАЗЫВАЮ ВАМ, ЧТО НИКТО, ГОВОРЯЩИЙ ДУХОМ БОЖИИМ, НЕ ПРОИЗНЕСЕТ АНАФЕМЫ НА ИИСУСА, И НИКТО НЕ МОЖЕТ НАЗВАТЬ ИИСУСА ГОСПОДОМ, КАК ТОЛЬКО ДУХОМ СВЯТЫМ(1 коринфянам 12:2-3). То есть книжников апостол приравнивает к язычникам и в первом послании к римлянам у таких горе-деятелей веры, славу нетленного Бога превративших в образ тленного человека, крылатых птиц, четвероногих и пресмыкающихся, демонстрирует злейшие пороки, в том числе набивший оскомину монашеский гомосексуализм(Римлянам 1:18-32).
По Писанию получается, что Дух Святой приходит на грани мер, когда конец становится началом, то есть на завершении круга, витка спирали, - и могильные даты рождения и смерти на обратной стороне тире об этом знаменуют. Весна тоже является такой реперной точкой, - распускающиеся листья смоковницы помечены в Евангелии символом обновления и восстановления(Матфей 24:32). Евнуху, который уже не женщина, не тьма, но ещё не мужчина, не свет, Христос и пророк Исайя называют не сухим деревом, а живоносной тканью. Ведь евнух, единый, как раз находится на пересечении конца и начала. Но и сухое энтропированное древо Ян можно оживить, если вывернуть его наизнанку рожающей свет Инь, и пророк Иеремия провозглашает: женщина спасёт мужа(Иеремия 31:22), так показывают фазы луны. Если посмотреть на начало седмины творения, на первый день, здесь тоже над водами парит Святой Дух, тогда как под водами похоронена изжитая седмина, изжитая жизненная мера, вовремя передавшая эстафету жизни. То же самое можно говорить о конце египтян, нашедших его в Красном море, и начале еврейских пилигримов, перешедших водяную преграду. Другая водная преграда расступается перед входящим в землю молока и мёда еврейским народом в русле Иордана. Негодная горькая вода в Мерре сделалась сладкой, питьевой, и это тоже обновление и восстановление жизни. Солнце и луна остановились над Гаваоном и долиною Аиалонскою для того, чтобы народ водимый Иисусом Навиным успел отомстить врагам. Сирах уточняет, что солнце стояло два дня: ОДИН ДЕНЬ БЫЛ КАК БЫ ДВА(Сирах 46:5). Но чуда здесь никакого нет: конец и начало, семёрка и единица, смерть и возрождение — эти два на самом деле одно.
И опять я подвожу к вопросу, почему Духа Святого, Утешителя, надо ожидать только после вознесения плотского Иисуса Христа, тогда как примеры помазания Духом Святым уже были? И даже к семидесяти седминам поста не надо прилагать усилий — возложением рук передаётся помазание Святого Духа, и неофит чувствует такое умиление, что хочется прыгать и танцевать, а некоторые даже получают дар иноговорения.
На этот вопрос просто ответить, если развернуть картину образов Божиих. Образ Божий и подобие Его — человек в качестве андрогина или мужчина и женщина в совокупности(Бытие 1:26-28). Подобие заключается в спирали с янскими и иньскими охвостьями: Ян благодетельствует, упитывает, созидает, Инь улавливает отработанную энергию в чёрную дыру, возвращая её в первоначало для восстановления. Человек признан образом Божиим потому, что сотворён в полноте. Хотя Коран уверяет, что планеты и звёзды выше, чем творение человека. Но я полагаю, что Бог творит всё по своему подобию. Дерсу Узала, наивное дитя природы, все природные явления называл людьми. Дерево разве не человек, у которого ствол — сердцевина спирали с иньскими корнями-охвостьями и янскими ветвями-охвостьями. Благодаря работе охвостий — начал и концов, сердцевина кольцуется и умощняется. Ветер разве не человек, одаривающий посредством антициклона солнечной янской погодой, а женский циклон — ненастной. Круговорт воды в природе — точно такая спираль. Море-океан — сердцевина её, испарения в виде янских охвостий питает землю дождём, а больные иньские речные потоки возвращаются в сердцевину для новой дистилляции. Кровеносная система человека и животных подобна круговороту воды: артериальная, насыщенная кислородом кровь питает тело, а отработанная венозная(иньская) возвращается к сердцу и лёгким для восстановления. Даже телефон всего лишь спиралька с входящими и исходящими звонками, копия и репродукция макрокосмоса. Потому что Космос — оригинал, идеал, истина, и это тоже спираль, где сердцевина находится в неприступном для человека свете и огне, тогда как мириады звёзд — это охвостья искр, исходящих и входящих в поядающий огонь. Конечно, я упрощаю небесную картину, потому что в Коране сказано, что небес семь, и как это всё интегрируется, трудно представить. А меры, они ведь тоже разные: век, год, месяц, неделя, день, и все подобны друг другу. Так что молоко может быть женёным, разбавленным водой, а можно из него сделать сливки, сыр и масло. Казалось бы, в притче о нанятых работниках в виноградник мзда даётся одинаковая независимо от отработанного времени(Матфей 20:1-16). Но это только кажущееся равенство, ведь в конце притчи подчеркивается в чём суть роста: последние будут первыми, а первые — последними. Поэтому апостол Павел, забывая заднее, ориентируется на собирание последок как в посте, так и во всех прочих тяготах. Здесь формула успеха, назначенная Христом, однозначна: Я ПОСЛАЛ ВАС ЖАТЬ ТО, НАД ЧЕМ ВЫ НЕ ТРУДИЛИСЬ: ДРУГИЕ ТРУДИЛИСЬ, А ВЫ ВОШЛИ В ТРУД ИХ(Иоанн 4:38). И апостол Павел в одиннадцатой главе послания к Евреям подтверждает эту формулу, упоминая за века сонмы праведников, отшельников, мучеников, И ВСЕ СИИ, СВИДЕТЕЛЬСТВОВАННЫЕ В ВЕРЕ, НЕ ПОЛУЧИЛИ ОБЕЩАННОГО, ПОТОМУ ЧТО БОГ ПРЕДУСМОТРЕЛ О НАС НЕЧТО ЛУЧШЕЕ, ДАБЫ ОНИ НЕ БЕЗ НАС ДОСТИГЛИ СОВЕРШЕНСТВА(Евреям 11:39-40).
Вот так по-детски просто, методом подобий, Бог решает задачу управления своим творением. Всевышнему только стоит чему-нибудь одному сказать «Будь!», и оно бывает во всех образах и подобиях. Когда Христос говорит, что они с Отцом небесным одно(Иоанн 10:16, 30, 38), это вовсе не означает, что Христос напрашивается в комплект языческой Троицы, нет, Он напоминает о подобиях, в единство которых и своих последователей вносит(Иоанн 17:11, 21, 22).
Изучай природу неудач,
И прозреешь, если ты незряч,
И озлеешь, если ты не зол,
Обрастёшь шерстями, если гол.
Постигай архитектуру зла,
И зубастым станешь, как пила,
Изучай фармакопею бед,
Атлас поражений и побед.
Не решай задачи про купца,
А решай задачу про глупца,
Про того, кто хочет в дважды два
Втиснуть все законы естества.
(Давид Самойлов, Наука)
Я посмотрел в словаре синонимов, кому уподобляется книжник - книгоед, книгочёт, читака, читарь, книгожора, книгоман. А ещё можно его сравнить с хунвейбином, с тетеревом, токующим чужие авторитетные цитаты. Кто сегодня помнит о Конфуции, если только не на родине, в Китае? Я привожу его вопрос как раз на тему моей статьи о книжниках как ничтожному противовесу духовным в нескольких переводах:
Философ сказал: «Сы, ты считаешь, что я много учился и потому знаю её(истину)?» Цзы-гун ответил: «Да. Разве нет?» Конфуций сказал: «Нет. Я един и тем самым пронизываю её» (перевод А.М.Карапетьянца).
Учитель говорил: «Сы, ведь ты считаешь меня многоученым и многознающим?» «Да, - ответил тот, - Разве это не так?» «Нет, - сказал Учитель. - Я всё нанизываю на одну-единственную мысль». (перевод В.Т. Сухорукова)
Учитель спросил: «Сы, ты думаешь я из тех, кто многое изучил и всё держит в памяти?» - «Да, а разве не так?» - «Нет! Просто я знаю то, с помощью можно постичь всё». (перевод Л.С. Васильева)
Философ сказал: «Сы (Цзы-Гун)! Ты из меня делаешь многоучившегося и знающего (запоминающего)? Тот в ответ сказал: «Да, разве нет»? Конфуций сказал: «Нет! Я одним проник до всего». (перевод В.П. Васильева)
Философ сказал: «Цы(Цзы-Гун), ты считаешь меня многоучёным и знающим». Тот ответил: «Конечно. А разве нет?» «Нет, - сказал Философ — Я одним всё связываю». (перевод П.С.
|