Произведение «Льюис Кэрролл-4: Доджсон фотографирует юных прелестниц» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Сборник: Эссе
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 373 +2
Дата:

Льюис Кэрролл-4: Доджсон фотографирует юных прелестниц

Детскими фотографиями Доджсон стал заметен на общем фоне любителей, кто снимал неподвижную натуру, чаще всего пейзажи. Дети не были популярным объектом съемок. Им было трудно сохранять неподвижность, они неохотно шли на контакт с фотографом.

В профессиональных студиях за снимки детей просили денег больше, чем за портреты взрослых.

Доджсон выбирал достойные объекты для знакомств и фотосессий. Стиль в фотографии и свой творческий путь он выстроил на взаимовычитании реалий тогдашнего общества, а не на их подлинном изображении.

В XIX веке на смену эпохе Просвещения (The Enlightenment, период: «Славная революция» в Англии, 1688 - Великая французская революция,1789) пришла Викторианская эпоха правления королевы Виктории (1837-1901).

Правила приличия и пристойное поведение стали главными ценностями в обществе. Пример этому подавала сама королева Виктория, идеалом женщины стала вновь целомудренная, благородная и ранимая дама.

Викторианской морали не противоречили нравы истеблишмента. Ничто не мешало истинным джентельменам регулярно пользоваться услугами городской клоаки, в обитателях которой они оставляли свою сперму.

В то время проституция не разделялась по возрастам, на двенадцать мужчин в крупном городе XIX века в среднем приходилась одна проститутка. Проституция была четвертой по распространенности профессией у женщин в Англии.

Девственные девочки-подростки в свои тринадцать-четырнадцать лет пользовались особенным спросом. Десяти-двенадцатилетних в публичные дома не брали, - девочки быстро уставали, много ели и часто плакали. Они приставали к взрослым на улицах. Детскую проституцию никто не осуждал и не преследовал.

Куда проще было завязывать отношения с малолетними шлюхами и делать их портреты в аристократических борделях или домах терпимости для рабочего класса. Однако этот путь не приводил к знакомствам с верхушкой аристократии, противоречил духовному сану Доджсона и мог разрушить его имидж «эксцентричного ученого-джентльмена» и «образованного джентельмена-фотографа» (well-known gentleman-photographer).

В отличие от других известных фотографов того времени, Доджсон не сделал ни одного снимка распутных женщин.

С другой стороны, в период викторианства подчеркивалась особая роль семьи, брака. Основная задача женщины - хорошо вести домашние дела, получил распространение образ ангелоподобной и невинной женщины.

Пуританская культура викторианской эпохи является крайним выражением христианства в вопросах тела и секса. Цензура кастрировала произведения классиков; из медицинских журналов и книг изымалось все, что могло задевать мнимое моральное чувство.

Врачи рекомендовали кастрировать детей, проявляющих чрезмерную активность и половой интерес. Соитие имело оправдание лишь с точки зрения возможности зачатия.

Супругам рекомендовалось сожительство один раз в месяц. За гомосексуальность полагалась смертная казнь. Врач обследовал больных через одежду. Библия регулировала все нормы и патологии.

Аристократическое общество не поощряло эксперименты с образом светской женщины ни на полотнах художников, ни в фотографии. Градус морали достиг той степени, что были музыкальные инструменты, на которых женщинам категорически запрещалось играть.

Среди них - флейта и виолончель, поскольку она размещается между ног. Тканью прикрывались ножки у фортепиано. До призыва: «Пиво, телки, рок-н-ролл!», - оставалось более ста лет.

В удушающей атмосфере викторианской лицемерной морали священник-математик Чарлз Доджсон купил фотоаппарат и начал личный крестовый поход за красотой как добродетелью.

На художественном полотне есть возможность дополнить натурщицу недостающими ей в жизни качествами и подправить пропорции тела. С фотографией в подмене действительности дело обстоит скверно.

Фото лишь отображение части реальности перед объективом, при тогдашнем уровне развитии фотоматериалов - в сине-фиолетовом спектре. Оно обладает свойством документальности, объекты на нем легко узнаваемы, и в неотложном случае найти отступницу высоких нравов, осудить и отлучить от церкви несложно.

Барышня, родившая семерых детей и скованная узами брака, выглядит на фото всяко менее привлекательно, чем безмятежная девочка.

Девочку можно фривольно разодеть или полуобнажить, а скучную тетку-аристократку в XIX веке - нет. Корсеты делали плоским бюст, кринолины закрывали ноги. С какого ракурса мадам-миссис не фотографируй, на снимке будет виден лишь ворох материала платья с торчащей из него головой, зачастую еще и в шляпке.

Смертность в ту пору была высокой, в семьях заводили детей «с запасом», по десять-двенадцать малышей. При всем нравственном облике той эпохи, к ним относились больше как к расходному материалу.

Детской моды не существовало, одежда копировала взрослую.

В мальчиках не сокрыта тайна. На снимках они невыразительны. Какой предмет им в руки не дай для оживления воображения, и в каком образе не представь, это будет смотреться если не травести, то издевательством над объектом съемки.

В дальнейшем исключение составила военная тематика, но тогда не существовало матросок, бескозырок, автоматов и пулеметных лент. Их еще не изобрели.

Отцы контролировали воспитание сыновей; к дочерям, будущим домохозяйкам, относились снисходительно или вовсе ими не интересовались. Матери охотно шли на контакт с фотографом, приводя в студии дочерей. Для них это был весомый повод выйти за пределы дома, элегантный обход запрета общаться с посторонним мужчиной наедине.

Доджсон овеществлял на фото дерзкие возвышенные мечты будущих поколений женщин. В то время женское общество начинало подавать робкие голоса, чтобы сменить тесные корсеты на бюстгалтеры. Женской части населения Европы это удалось сделать с началом первой мировой войны; после второй мировой войны стали бороться, чтобы снять бюстгалтеры и надеть короткое облегающее платье на голое тело.

Логик-математик Доджсон сделал подмену понятия на фото, надев на девочек одежду, в какой нельзя было показаться в обществе дочерям из благородных семейств.

В условиях тотального запрета на благородных женщин Доджсон придал детям сексапильность (англ. sexappeal), спрогнозировал и скалькулировал элементы взрослой женской привлекательности на схожий по идентификации объект-девочку, изображение которого не было под запретом.

Доджсон выработал свой стиль в фото. Он противопоставил истинных миледи простолюдинам, используя для фотоснимков нелогичные элементы одежды, антуража, естественные позы юных моделей и их раскрепощенность.

Включенности модели на личность фотографа, прямое обращение девочек к фотографу как к мужчине в то время не придавали значения.

Детей не рассматривали как объекты для получения удовольствия. Термин «сексуальность» (англ. sexuality) появился в 1889 г. в работе, посвященной анализу женских заболеваний, не встречающихся у мужчин.

Изображение нагих и полунагих детей не было вызывающим для строгих нравов Англии второй половины XIX века. Образ девочки Victorian Child Cult предполагал его божественность и чистоту.

До Доджсона никто не фотографировал будущих юных леди в позах, больше концентрирующих ауру вульгарности борделей, чем античных мифов. Полураздетых и с оттенком детской страсти.

На фотографиях Доджсона девочки часто смотрят в объектив, и этот взгляд не всегда невинен. Доджсон вел себя не как другие фотографы, усатые и пузатые дядьки, он влюблял в себя натурщиц.

Делал ВИЗУАЛЬНЫМ на фото ЗАПАХ ОТНОШЕНИЙ с юной моделью. На его снимках девочки реагируют не на фотокамеру или предполагаемые обстоятельства, а на него самого. Доджсон первым привнес в ход съемки личностный аспект.

Он первым стал приглашать объекты съемки на заключительный этап - печать фотоснимков. Приоткрывать завесу таинственности. Показывать героине снимка, как проявляется ее собственное изображение на фотобумаге. Как бы сказали его товарищи-прерафаэлиты, делая ее полноправным участником при создании произведения искусства.

Девочки наравне с Доджсоном, - и наедине с ним, - становились соучастницами преступления в его artist-runspace, фотостудии. Вместе с фотографом они проникали в тайну фотоискусства, становясь главными героинями проявляемых снимков и возмутительницами спокойствия окружающей среды (англ. environment).

В мемуарах Алиса Лидделл писала:

«Гораздо интереснее, чем фотографироваться, было получить допуск в темную комнату и смотреть, как он проявляет большие стеклянные пластины».

Спустя десятилетия миссис Лидделл помнит волнующие моменты детства: затаив дыхание, они следили за тем, как он мерно покачивал ванночки с погруженными в раствор отснятыми фотопластинами, на которых постепенно, словно в сказке, проступали лица:

«Темная комната к тому же была так таинственна — там могло случиться любое приключение! Нас завораживали все эти приготовления, мы предвкушали чудесные результаты и от души радовались тому, что участвуем в таинствах, обычно доступных лишь взрослым!»

Готовые фотоотпечатки Чарлз Доджсон представлял форматом cabinetcard (8х10 дюймов, примерно 11х16 см), ставшим общепринятым в портретной фотографии с 1870 года. Бумажный снимок наклеивался на специальную картонную подложку, которая придавала фотографии жесткость, и назывался паспарту (фр. passepartout).

На лицевой стороне (recto) ставилось имя или подпись фотографа, оборотная сторона фотографии (verso) содержал подпись, печать автора и прочие выходные данные.

Доджсон придумал, чтобы девочки подписывали ему фотоснимки. На большей части его фотографий с обратной стороны девочки цветными чернилами писали свои имена, включая те снимки, где они полунаги.

Это был заключительный этап фотосессии. Девочка подписывает снимок, собственноручно ставит точку в изготовлении своего фото, авторизуя его. За ней - последнее слово, ее подпись.

Подобная личная маркировка фото - художественный акт, каждая новая подпись девочки - представление для зрителей (англ. perfomance). Снимок становится произведением искусства, превращаясь в арт-объект.

Термин contemporary art («современное искусство») впервые прозвучал столетием позже в 1977 году.

Странно, что Доджсон не делал снимков вроде: «Александра Экси подписывает свое фото», соединив в одном кадре девочку и ее фотографию. До подобных творческих идей, как у бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта (Rene Francois Ghislain Magritte; 1898-1967) оставалось полвека.

Маленькие девочки как объекты восхищения миром бесконечны. Занятия фотографией принесли Доджсону определенные преференции: для съемок девочку, какая ему приглянется, можно было нарядить по своей фантазии или обнажить, сфотографировать для себя на память и в дальнейшем поддерживать с ней отношения, проводя в ее обществе немало времени.

Доджсон один из первых стал работать с моделями в течение многих сеансов съемки, фиксируя, как они взрослеют. Не разово снимал их в фотостудии, но и в дальнейшем не терял контакт со своими юными моделями.

В своей фотомастерской он отмечал рост девочек, прося юную модельку встать к стене без туфель и проводя черту над ее головой.

Он мог планировать фотосессии сообразно личным

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама