Произведение «Есенин. Гибель. Призрак схимницы»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 6
Читатели: 247 +1
Дата:
Предисловие:
Захар Прилепин о Есенине... 

Есенин. Гибель. Призрак схимницы

*
В 2000 –ном году, к 75-той годовщине гибели Есенина,
сбежавший в Америку от «Лебединого озера - 91»  главный редактор журнала «Огонёк» Виталий Коротич,
привёз в Россию из Гуверовского архива Стенфордского университета
воспоминания никому не известного литератора Вацлава Скальского
о последнем вечере Есенина 27 декабря 1925-го года…
*
… согласно Скальскому, после обеда в пятом номере «Англетерра»,
когда гости расходились «поспать часика на два», до следующих посиделок,
Есенин тоже прилёг
и настойчиво попросил своего приятеля Георгия Устинова, который тоже жил в «Англетерре»
разбудить его через полтора часа, точно в условленное время…
*
… Устинов пообещал, они «сверили часы» и гости ушли…
*
… когда настало время Ч,
Есенин решил пошутить –
взял верёвку, залез на тумбу в углу, привязал верёвку к трубе парового отопления, обмотал вокруг шеи
и затаился…
*
… когда в коридоре за дверью раздались шаги,
Есенин оттолкнул из-под ног тумбу и повис,
в надежде, что его сейчас спасут…
*
… а шаги прошли мимо – это был другой человек – Устинов проспал…
*
… так отметили 75-летие гибели Есенина –
сделав его уже даже не самоубийцей,
а слабоумным удавленником.
*
Но худа без добра не бывает –
по этой  ахинее Скальского (со слов Георгия Устинова),
воспоминаниям артистки Нины Гариной
и милицейскому протоколу от 28 декабря 1925-го года,
как сквозь щели в заборе из лжи,
можно вычислить время гибели Есенина –
27 декабря 1925-го года между 18.00 – 19.30
«Чёрные клоуны. Скальский» - http://proza.ru/2019/09/24/189
*
… прошло двадцать лет, настал 2020-тый – 95 лет гибели…
*
… на это раз – Есенина поздравили не из Америки –
бывший омоновец, а ныне писатель, но больше журналист Захар Прилепин,
(не сомневаюсь - с литрабами - год писали),
издал толстенную книжищу, аж в тыщу страниц – «Обещает встречу впереди».
*
Всю книгу - пусть литературоведы оценивают –
я только об одном эпизоде…
*
… начинается книжища леденящей душу читателя историей,
как поэты Николай Клюев и Сергей Есенин в 1916-том, в Москве,
вошли ночью в Храм Христа Спасителя.
От стены отделилась чёрная фигура монахини-схимницы и тихо сказала Есенину:
- «Уходи отсюда, висельник!»
*
Все остальная тыща страниц – подгонка Прилепина под это «пророчество схимницы».
*
И все взахлёб давай это обсуждать.
И никому в голову не приходит  -
а откуда она взялась, эта схимница?
Раньше её  в есенинской биографии не было.
*
… а появилась она в журнале «Слово» №1 за 2002 год  (январь-февраль)
в статье С.И.Субботина «Встречи с Григорием Свиридовым».
*
Лето 1982-го, тёзка Есенина Субботин, химик по образованию и историк литературы по призванию,
собрав материалы по поэту Николаю Клюеву, приехал к композитору Свиридову на дачу,
который тоже интересовался Клюевым.
Субботин:
- «Затем разговор перешёл на воспоминания современников о Клюеве,
которые к тому времени удалось мне услышать изустно или получить по переписке.
Немало интересного я узнал от Марины Ивановны Голгофской —
свидетельницы встреч Клюева с Антониной Васильевной Неждановой
на квартире певицы в конце 1920-х - начале 1930-х годов…»
*
… кто такая Голгофская ни Субботин, ни редакция объяснить не удосужились –
придётся гуглить, выполнять работу литрабов Прилепина:
«Голгофская Марина Ивановна
Родилась: ?
Отец: Голгофский Иван Александрович (?-1959)
Мать: Душина Нина Константиновна (?-1918)»
*
«Голгофская Марина Ивановна (р. 1903)- консультант Вокально-творческого кабинета им. Неждановой А. В. (Москва)»
*
Чуть теплее, но это и всё – больше о Голгофской вы ничего не найдёте.
*
И всё же - круг немного сужается –
в квартире певицы Неждановой, в доме № 7 по в Брюсову переулку,
после её смерти был создан музей и «вокально-творческий кабинет»,
там проходили встречи, концерты, писались радиопередачи
и Голгофская была  там  «консультантом».
*
Возвращаемся в лето 1982-го, на дачу к Свиридову -
Субботин:
- «В тот вечер за столом у Свиридовых прозвучал клюевский рассказ о Есенине,
изложенный мною (со слов М. И. Голгофской)…»
*
… то есть – Николай Клюев, в конце 20-тых, начале 30-тых в квартире Неждановой
рассказал ей историю о Есенине в присутствии Голгофской…
*
… смотрите, как ползут слухи:
Клюев - рассказал через 15 лет (около 1930-го)
Голгофская Субботину – через 50 лет (начало восьмидесятых)
Субботин опубликовал в журнале – через 85 лет (2002)
и наконец, Прилепин растиражировал в 2020-том -
век уже ползут…
*
Субботин:
- «В тот вечер за столом у Свиридовых прозвучал клюевский рассказ о Есенине,
изложенный мною (со слов М. И. Голгофской) приблизительно в таких выражениях:
- 1916 год. Зима. Россия падает...
Мы идем с Серёженькой по Москве и уже в третьем часу ночи заходим в храм Христа Спасителя…»
*
… вроде, всё сходится –
Клюев с Есениным, действительно, приехали в Москву 4 января 1916-го,  выступали в Марфо-Мариинской обители
и в резиденции Великой Княгини Елизаветы Федоровны, сестры Императрицы
и пробыли в Москве почти три недели –
пока всё сходится…
*
Субботин:
- «… заходим в храм Христа Спасителя
и тут от стены отделяется схимница в чёрном плате по брови
и, обращаясь к Есенину, говорит: «Уходи отсюда, висельник!»
*
… и опять, вроде, всё сходится:
и Рождество 7 января, и ночная Литургия, поэтому и «третий час ночи», …
Да и фамилия рассказчицы – не как-нибудь, а Голгофская!...
*
Субботин:
- «… и, обращаясь к Есенину, говорит: «Уходи отсюда, висельник!»
- Это, конечно, так оно и было, - заметил Свиридов».
*
… что за наивность!
При всём почтении к выдающемуся композитору –
а откуда Свиридов знал, как «оно было»,
если его там не было? –
он родился за год до того!
*
… и никому из них и в голову почему-то не пришло –
в годичном цикле богослужений Русской Православной Церкви
ночные службы – две - на Рождество и на Пасху –
в силу большевистского сдвига календаря Рождество ныне празднуется  в январе
но поэт Клюев к 1930-тому году слегка подзабыл,
что Рождество до революции, в 1916-том, было – в декабре, 25 числа.
В январе 1916-го, в храме Христа Спасителя, как впрочем и в любом другом храме страны
НЕ БЫЛО И НЕ МОГЛО БЫТЬ НИКАКОЙ НОЧНОЙ СЛУЖБЫ.
Аминь! Аминь! Рассыпься!
И вся эта клюевская байка – сыпется, как пыль.
И пророческая схимница тает, как призрак…
*
… поэт Клюев был – баа-альшой фантазёр!
Вот тут – «Бла-блапророчество» –
http://proza.ru/2019/01/30/165
уже его собственное, якобы, прозрение о висельнике-Есенине, октября-ноября 1923-го.
А здесь – «Ezenin-killer, ля»  -
http://proza.ru/2019/05/06/102
как этот негодяй Есенин хотел убить своего учителя поэта Клюева.
*
Но что за бесовское наваждение – как им всем хочется:
и Клюеву хочется, и великой певице Неждановой, и «консультанту вокального кабинета» Голгофской,
и композитору Свиридову, и химику Субботину –
как им всем нестерпимо жадно хочется, чтоб Есенин повесился!
*
И Прилепину, конечно, тоже хочется – куда старшенькие, туда и мелочь пузатая.
Но с Прилепина какой спрос – журналист, он и есть журналист,
за плату, да для красного словца – наплетёт и понапишет что угодно.
Но в «Летописи жизни и творчества Сергея Есенина» в пяти томах,
издания ИМЛИ (Института Мировой Литературы при РАН - Российской Академии Наук) –
эта байка от Клюева повторена со всей академической сУрьезностью –
и «акадЭмикам» тоже хочется, ой как хочется, чтоб Есенин был висельник!
А охота – она пуще неволи…
*
                продолжение следует…
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама