В далёкие, далёкие времена, в одном царстве государстве, где синее небо ложится на зелёную землю, а острые, как иглы, сосны, вонзаются в эту синеву. Жил, да был народ, который спокон века старался жить по правде, но она, эта самая правда почему-то обходила стороной это государство.
Люди часто поминали правду и выражали сожаление, что её нет рядом, что она их не защищает от произвола властей.
Выберут из народа нового Царя лучшего из лучших, который клялся и божился, что будет радеть за народ, кругом наведёт порядок, приструнит жадных до злата бояр.
Но проходит малое время, и народ начинает жить ещё хуже. Ибо хитрая колдунья Кривда привольно поселилась в самом народе.
В каждом человеке в отдельности должна жить частичка кривды. Но Люди все желая правды, жили по кривде.
Каждый рассуждал: ну подумаешь я только чуть-чуть, совсем немного, нарушу правила в свою пользу, ни чего плохого от этого не будет.
Государство оно большое, у него всего много, ну и что из того, что я взял немного, от этого в казне не убудет.
Каждый тащил и воровал в меру своего положения и разумения. И не понимали люди, что их толкала на эти поступки хитрая Кривда. Которая тихо шептала внутри каждого: посмотри, другие вон чё, а ты совсем ни чё.
И вот, в этом царстве государстве, почти рядом со столицей в красивом, хвойном лесу вольно, по не очень крутому косогору, раскинулась деревенька.
Все дома чисто побелены, соломенные крыши отливали на солнце золотом, наличники на окнах голубые, а крылечки то все резные.
И стояла она у неглубокого оврага. По которому весной утекали талые воды в близ лежащую реку. А река медленно катила грязную воду вглубь через все государства, к самому синему морю.
Можно было бы сказать, что воды были чистыми, но не поворачивается язык сказать такое.
Золотари, так в старину называли тех, кто чистил выгребные ямы в городе и в селениях, должны вывозить нечистоты далеко в степь. Дабы выливая там, вдали от рек и жилья, удобрять почву, а они, прикрываясь тем, что им жалко мучить далёкой поездкой лошадок, сливали нечистоты в реку. И так в каждом городе!
Поэтому во всех реках вода была поганой и грязной, непригодной для питья. Рыба в реках не водилась, даже русалкам хорошо не жилось.
Людям, в постные дни, ловить было нечего
Бедно и голодно жил народ. Дичи в лесах нет, её всю изничтожили Боярские охоты, которые убивали животных не ради еды, а для развлечений.
Бедному человеку в лесу делать нечего. Если он и поймает в силок зайца, то сосед обязательно напишет на него донос и угонят Царские Опричники, провинившегося селянина в Тьму-таракань, где он будет работать бесплатно на Царя и Бояр, а то и вовсе плетьми запорют до смерти!
Вот такая жизнь была не только в той деревеньке, а везде, во всём Царстве государстве, зараженном Кривдой.
Как-то молодой парень Василий, который жил в большой избе почти в центре деревни. Вышел на крыльцо избы доставшейся ему от родителей.
А один остался Василек, по причине смерти родителей, которые умерли в один день в прошлом годе. Или съели чего, или время им подошло умирать?
Так и остался он бобылём в новой избе и при большом хозяйстве. Завидный жених, почти все девушки на выданье, которые созрели в этой деревне, по нему сохли, замуж за Васю хотели, а он ни на кого внимания не обращал.
Как-то раз поутру, когда солнце только начинает выглядывать из-за горизонта и тёплыми лучами ощупывает вершины деревьев, на которых драгоценными каплями вспыхивают капельки росы, Василий вышел на крыльцо и обомлел, на ступеньках хаты лежит в беспамятстве старушка, одетая в такую рванину, которую хороший хозяин на огородное пугало бы постеснялся одеть.
Перевернул Вася незваную гостью на спину и заглянул в лицо. В этот миг лучик солнца, как бы невзначай осветил умирающую. Удивился Василий, лицо не лишено приятности.
Да и не старуха это вовсе, а девушка молодая. Хотя сильный загар говорил, что она большую часть времени проводила под лучами солнца ветром и непогоде.
Взял на руки и удивился, в гостье почти не было веса, она худенькая и лёгкая, как пушинка.
Занёс её в хату.
Уложил девушку на лавку, раздул огонь в печке и вскипятил воду, кинул в кипяток горстку сушеной малины и пару щепоток трав целебных, что остались от матушки. Мама у Василия немного в знахарстве ведала и целебные травы собирать не ленилась.
Отрезал кусок хлеба, поставил на стол и хлеб, кашу, что в печи томилась, и питьё целебное. Затем вынул из сундука одежду женскую, которая сохранилось, как память о маме. Положил на лавку рядом с гостьей и ушел из хаты. Надеясь, что девушка упала на крыльцо по причине голода.
Так оно и было. Голод свалил с ног странницу.
Спустя достаточно долгое время он робко вошел в собственный дом, и был приятно удивлён. За столом сидела чисто прибранная красавица, маленькими глоточками пила чай и понемножку откусывала от краюхи хлеба беленькими зубками. Видно, что голодная, но с хлебом и едой обращалась деликатно.
--- Как звать величать тебя, девица, какая нелёгкая судьба привела тебя в наше глухое село? ---
Засмущалась девушка, зардела, как маков цвет чуть отвернулась от пристального взгляда, невольным движением рук поправила золотистые волосы и посмотрела в глаза Василия.
Поразился Василий красоте глаз девичьих, будто взлетел он в необъятную синь чистого неба.
Стало на душе у него легко и привольно, как в детстве, когда не приходили к нему мысли тяжелые, о жизни размышлять заставляющие.
--- Полиной меня нарекли, но каждый зовёт по-разному, как на душу придётся. Ты позволишь пожить у тебя денёк другой, сил нет брести дальше, отдохнуть бы мне немного надо. ---
Возрадовался в душе Василий, что не так одиноко ему будет в хате и с радостью согласился, указав госте на кровать за занавеской.
--- Сам я могу или на печке или на лавке лечь, не барин, что бы на перинах бока парить. ---
На том и порешили.
Василий ушел на двор, по хозяйству управляться, а Полина тоже гостьей не сидела. Стала наводить в хате чистоту. Из всех углов да закоулков паутину собрала, грязь выскребла, пыль вымела, пауков, тараканов прочь выгнала и между делом обед приготовила.
Зашел Вася в дом и удивился, стало в доме чисто и прибрано, как при матушке.
Жилым духом запахло в доме, а не бобылячим логовом. А Полинка ему улыбается да за стол приглашает, отведать того, что она приготовила.
Стали они жить в тиши и радости, Василий в поле да со скотиной управляется, Полина дома остается обед готовит и по хозяйству управляется.
От её забот стало в сараях да амбарах чисто и приглядно, каждая вещь своё место узнала, живность какая у Василия была, хорошела и тучнела.
Только заметил Василий одну особенность, не выходила Полина за ворота вся в делах и заботах, с соседями и словом не перекинется, а ему так хотелось пройтись с ней по главной улице, показать народу свою красавицу. И всё чаще думал он, что бы повенчаться с ней, а то живут в одной хате как братец с сестричкою и спят по разным углам.
Только стало твориться в деревне не ладное. Стали люди сориться меж собою, говорить друг другу слова неприятные.
--- Молоко у коровы твоей противное и горькое, ты ленивая не смотришь за ней, вот и жрёт она полынь, где ни попадя, а сама ты мордой на корову похожа, да и пузо наела коровье.---
Вдруг ни с того ни с сего стали деревенские женщины говорить друг дружке.
Начались ссоры да скандалы, стали вспоминать кто чего, где украл, кто к жене чужой ходил ночкой тёмною, вначале все меж собою бранились, попрекая друг друга грехами давними, а затем принялись доносы писать Боярам, желая досадить обидчику.
Понаехали опричники Боярские, что бы разобраться, с жителями деревни, которые вдруг ни с того, ни с сего решились вслух правду кричать.
--- Так они и до наших грехов докричаться могут. ---
---Не думают горемычные, что от правды той, горе будет всем, каждый где-то и чем-то испачкан, каждый виновен пред каждым. ---
--- Коль хотите вы жить в спокойствии! ---
Рассудили Бояре приезжие:
---Прекратите общаться с правдою где-то тут среди вас она затаилась. Разыщите её и гоните прочь, но убить вы её не сможете, ей от Бога дано бессмертие. ---
Помогала им в поисках Кривда, указала перстом на Полинку, не сумел защитить её Вася, всей деревней прогнали её за околицу.
Не стерпел он обиды от общества, бросил всё, что годами нажито и ушел в чисто поле вслед за Правдою, что назвалась ему Полиною.
Бродит он по полям и дорогам и в деревни заходит разные, ищет всюду свою Полинку, что народ нарекает Правдою и прочь гонит из жизни общества. Только лишь иногда, в годы горькие когда становится невтерпёж от обид Боярских, восклицают люди горестно:
---Где же бродишь, ты, Божья, Правда, почему не накажешь злодеев, тех что грабят народ бессовестно и ещё над тобой насмехаются.---
Прежде чем обращаться к Правде, посмотри на себя внимательно, нет ли у тебя в душе такого, от чего тебе станет стыдно, а людям смешно и гадко. Ибо правда она такая, она не станет кривить душою. И покажет людям сокрытое, что не хочется людям показывать.
Правда та, едина для всех, да не всем она приятна и не все жить по правде желают.
Если в деревне появились вши,
Значит в деревне живут гниды.
(Артем Глазунов)