«Рубин Кuruwinda» | |
Память сердца Kuruwinda гл.4Kuruwinda - камень власти
Недаром был владыками любим
Жар тёмный источающий РУБИН -
В коронах императорских сверкал.
...Признаюсь, откровенно говоря
И я, когда в руках его держал,
Невольно жажду власти испытал.
(mineralforum.ru)
В Римской империи рубин был чрезвычайно почитаем и ценился выше алмаза. Говорили, что этот камень связан с богом войны Марсом и титаном Кроносом (Сатурном), которые управляют человеческими страстями и эмоциями.
"Пять эмоций, мешающих нам жить:
гордость, зависть, злоба, жалость и страх"
(Восточная мудрость)
Рубин оказывает положительное воздействие на людей смелых, честных и не гнушающихся никакого труда. Избирательную способность рубина влиять на своего владельца иллюстрирует пример с римским императором Нероном - человеком завистливым, алчным злобным. (1)
"An hercis longas regibus esse manus"/
"Разве ты не знаешь, что у царя длинные руки?"
(Овидий)
У Нерона были другие драгоценные камни, однако именно рубин сыграл в его жизни роковую роль. Лишь только Нерон завладел рубином, как жестокость и жажда крови вытеснили из его души остатки былых добродетелей. В императоре зародилась сексуальная страсть даже к своей матери Агриппине, не говоря уже о многих женщинах и мужчинах, с которыми он безудержно предавался paзврату. (2)
Чем чаще Нерон созерцал рубин, тем сильнее им овладевали похоть и жажда кровопролития. Он не гнушался устраивать оргии прямо на арене цирка, а однажды изнасиловал девственную весталку.
Доходило до того, что Нерон, одетый в звериную шкуру, выскакивал из клетки и набрасывался на обнажённых женщин и мужчин, привязанных к столбам. Потом, удовлетворив свою похоть, отдавался в качестве сексуального партнёра вольноотпущеннику Доримаху.
В ночь с 18 на 19 июля 64 года от Рождества Христова начался Великий пожар Рима. Император Нерон, стоя на холме, читает свои стихи, вдохновляясь зрелищем горящего Рима, подожженного по его приказу. Этот сюжет хорошо помнят даже те, кто в школе не был в восторге от истории древнего мира.
Закрепил в памяти образ "Нерона-поджигателя" и популярный фильм "Большая перемена".(3) Учитель Нестор Петрович рассказывает своим великовозрастным ученикам - рабочим сталелитейного завода историю о поджоге Рима. При этом герой в исполнении Михаила Кононова добавляет:
"Народ Рима восстал против безумного императора, и тот, в страхе перед расплатой, приказал своему слуге убить его".
И артистично произносит слова Нерона перед смертью:
"Какой великий артист погибает!"
Правда в том, что пожар был, и Нерон умер примерно такой смертью, возможно, произнеся эти слова. Вот только его гибель с реальным пожаром никак не связана, потому, что император Рима не поджигал.
Нерон несколько часов любовался заревом пожарищ сквозь драгоценный кристалл рубина.
Это действительно был самый страшный пожар в истории древнего города, один из наиболее разрушительных в истории человечества.
Большинство историков сходятся в том, основной пожар бушевал на протяжении шести дней. Затем огонь охватил Марсово поле, но там уже не было больших разрушений. Окончательно справиться с огнем удалось только к 27 июля.
Из 14 районов города полностью выгорели четыре, значительные разрушения произошли в семи. Роскошные дома, сады, памятники - потери Рима не поддаются подсчету. Полностью сгорел храм богини Луны, очень сильно пострадали храмы Юпитера, Аполлона, Весты.
Священная улица, главная дорога Римского форума, ведущая с Капитолия на Форум, сгорела практически полностью.
Сколько людей погибло в огне, неизвестно, но жертв было очень много. Искривленные узкие улочки не позволяли сбивающимся в толпы, паникующим римлянам уйти от быстро наступающего пожара.
Жертвами были рабы, сезонные рабочие, нелегальные жители Рима, прибывшие в поисках лучшей доли из других государств и районов Италии.
Но откуда пошли разговоры о вине Нерона?
Наиболее ярко о ней писал Гай Светоний Транквилл:
"Словно ему претили безобразные старые дома и узкие кривые переулки, он поджег Рим настолько открыто, что многие консуляры ловили у себя во дворах его слуг с факелами и паклей, но не осмеливались их трогать; а житницы, стоявшие поблизости от Золотого дворца и, по мнению Нерона, отнимавшие у него слишком много места, были как будто сначала разрушены военными машинами, а потом подожжены, потому что стены их были из камня. Шесть дней и семь ночей свирепствовало бедствие, а народ искал убежища в каменных памятниках и склепах....горело все достойное и памятное, что сохранилось от древних времен. На этот пожар Нерон смотрел с Меценатовой башни, наслаждаясь, по его словам, великолепным пламенем, и в театральном одеянии пел "Крушение Трои".
Гай Светоний - автор "Жизни двенадцати цезарей" появился на свет уже после Великого пожара Рима и после смерти Нерона, так что сам свидетелем этих событий не был. Кроме того, за Светонием закрепилась слава собирателя самых различных сплетен и слухов, и много из того, что он внес в свою книгу, не подтверждается другими источниками.
Только обвинял Нерона в поджоге Рима не только Гай Светоний. Мотив называли чисто практический: император желал очистить Рим от трущоб, чтобы застроить его новыми зданиями.
Это, к сожалению, остается привычным и в XXI веке - нередко старые дома в местах, где собираются возводить элитную недвижимость или торговые центры, внезапно начинают гореть один за одним. (4)
Но в Риме горели отнюдь не только трущобы, но и самые богатые районы. А вот Трастевер, считавшийся тогда одним из наиболее ужасных районов Рима, вообще не пострадал.
Пожар начался в лавках, расположенных с юго-восточной стороны Большого цирка, и быстро распространился по городу, затронув и дворец самого Нерона. Император был большим любителем ценностей, и совершенно неясно - для чего ему было наносить вред самому себе?
Самое интересное, что в момент начала пожара Нерона вообще не было в Риме. За неделю до этого из-за ужасающей жары он уехал на морское побережье, в Анций. Может ли так вести себя человек, который специально собирается поджечь город, чтобы насладиться страшным зрелищем? Нелогично.
Публий Корнелий Тацит, переживший пожар Рима ребенком, пишет, что Нерон, вернувшись в Рим, возглавил борьбу с огнём. Для оставшихся без крова римлян он открыл свои дворцы, а также предпринял всё необходимое, чтобы обеспечить снабжение города продовольствием и избежать голодных смертей.
При этом свидетели утверждали, что император в эти дни выглядел потрясённым, а римляне, наоборот, приветствовали его, оценив оказанную им помощь. То есть среди простого народа слухи о вине Нерона как-то не прижились.
Император лично руководил восстановление города. Благодаря ему были расширены улицы и приняты другие меры, чтобы избежать повторения подобной катастрофы в будущем. Провинции империи были обложены единовременным налогом на восстановление Рима, благодаря чему город очень быстро отстроили заново.
"Предал казням тех, кто своими мерзостями навлёк на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами" - это ещё одно утверждение, связанное с Нероном и Великим пожаром. Стремясь найти виновных, он обвинил в поджоге христиан, после чего начались их массовые казни.
Публий Корнелий Тацит в "Анналах" писал об этом так:
"И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощрённейшим казням тех, кто своими мерзостями навлёк на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается всё наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими к этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих, изобличённых не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому. Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обречённых на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения".
Историки отмечают, что работа Тацита известна в виде рукописи XI века, так что велика вероятность, что в неё внесли правки уже во времена, когда христианство стало доминировать в Европе, а сам Нерон воспринимался как "мерзкий язычник".
Христиан в Риме в ту пору действительно рассматривали как опасную секту. В случаях массовых бедствий истеричные граждане нередко начинают искать виновных - в одну эпоху ловили ведьм, в другую - евреев. Не исключено, что во время Великого пожара простые римляне всё свалили на непонятных им почитателей Христа и стали вершить самосуд. Нерон же, прибыв в город, присоединился к происходящему, сочтя это меньшим из зол.
Красный рубин, так почитаемый Нероном, в конце концов свёл его с ума. Разбив мечом обожаемые им хрустальные кубки, он бежал из Рима, заколов себя на одной из сельских дорог.
Это случилось спустя четыре года после пожара, в июне 68 года. Поссорился император не столь с народом, сколько с представителями высшей аристократии и армии, уставшими от его экстравагантных выходок. Оказавшись перед неизбежной угрозой потери власти, а вместе с ней и жизни, он попросил слуг, оставшихся ему верными, помочь ему свести счеты с жизнью. Добить себя сам не смог, рука дрогнула. Умирая, Нерон высокопарно, как на сцене, произнес: "Какой великий артист погибает!"
Смерть Нерона вызвала ожесточённую гражданскую войну между четырьмя претендентами на титул. Этот период в истории известен как "Год четырёх императоров".
Однако, это уже не относится к Великому пожару Рима...
У Нерона, конечно, было немало грехов и преступлений, но Рим он, скорее всего, не сжигал. Однако образ, закрепившийся в литературе, сильнее любой исторической правды. Так что императору уже не оправдаться, как никогда не сможет оправдаться несчастный Сальери, и в мыслях не имевший травить Моцарта.
"Оправдание можно найти всегда - труднее найти объяснение"
(Нейах)
(1) Нерон (15.12.37 - 9.06. 68) - римский император c 13 октября 54 года, последний из династии Юлиев-Клавдиев. Также принцепс сената, консулярный трибун, отец отечества, великий понтифик, пятикратный ординарный консул.
(2) Магия камней. Путь к себе. Рубин с сайта: magicstones.net.ua
(3) "Большая перемена" - советский четырёхсерийный художественный телевизионный фильм, снятый в 1972-1973 годах режиссёром Алексеем Кореневым по мотивам повести Георгия Садовникова "Иду к людям" (1962). В последние годы издаётся под названием "Большая перемена".
Алексей Александрович Коренев (2.05.1927 - 26.02. 1995) - советский режиссёр-комедиограф, сценарист, актёр. Заслуженный деятель искусств Дагестанской АССР (1971). Член КПСС с 1958 года. Отец актрисы Елены Кореневой (род.3.07.1953)
Георгий Михайлович Садовников (27.04.1932 - 24 11.2014) - советский детский писатель и киносценарист.
(4) "Аргументы и
|
Спасибо, продолжу читать !!!