Произведение «Чудовищно лицо войны» (страница 2 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Произведения к празднику: День Победы в ВОВ
Автор:
Оценка: 5
Оценка редколлегии: 9.5
Баллы: 55
Читатели: 1567 +2
Дата:
«Чудовищно лицо войны» выбрано прозой недели
26.04.2021

Чудовищно лицо войны

чувствую, Гюнтер, я её сломаю. Она что-то знает. Я видел, как под пытками ведут себя люди, которые не знают ничего. А эта русская красотка недаром вокруг столов крутилась, она врёт, что не понимает. Вижу, что врёт.
- Жаль, такая красивая, - ответил Гюнтер. – Ты её убьёшь?
- Что, хочешь попользоваться? Ладно, отдам тебе, если скажет, кто тут против нового порядка выступает. Позабавишься.
- А ребёнка-то зачем? Совсем маленький ребёнок. У меня в Берлине такая же дочь, ещё ни разу не видел.
- Ты идиот, Гюнтер, ребёнок – мой козырь. Эту девку можно заставить говорить только при помощи ребёнка, - садист повернулся к Оксане. – Ну, быстро, имена. Смотри, - Оксана закрыла глаза. – Смотри, говорю, сука. Я беру раскалённый прут и подношу его к глазу твоего щенка. Представляешь, как ему будет больно? Назови имена, и, слово чести, я  тебя и ребёнка  отдам Гюнтеру. Он жалостливый, -  гестаповец захохотал. – Смотри, русская свинья. Неужели твои коммунисты тебе дороже собственного ребёнка?
Оксана взглянула на пыточный стол. Садист действительно держал раскалённый железный прут около глазика  Марийки, и она, что было сил, закричала по-немецки:
- Нет! Оставьте девочку, - её трясло, зубы стучали. - Я скажу… скажу.
И понимала, что предаёт, и не могла отдать на растерзание садисту малышку, кровиночку свою. Будто в бреду, Оксана назвала имена пяти известных ей подпольщиков, в том числе и мужа тёти Анны.
Их взяли той же ночью.
То ли  гестаповец, заполучив ценную информацию,  решил, что девушке больше ничего неизвестно, то ли ему некогда было ею заниматься, или у него были свои понятия о чести, но он передал Оксану вместе с ребёнком тому, кого называл Гюнтером. Немец с сочувствием смотрел на Оксану, проснулась в нём капля жалости к кормящей матери с грудным ребёнком. Видно, человеческое оказалось ему не чуждо, - своя малышка росла в Берлине. Разные люди были и среди врагов. Он с интересом наблюдал, как  мать кормила грудью девочку.  Наверное, пытался представить свою кормящую жену. Наутро он отдал молодой женщине дочь и просто отпустил. Оксана, растрёпанная, в разорванной окровавленной одежде, до темноты блуждала по городу, прижав к себе родной комочек, и убедившись, что слежки нет, известной дорогой пошла в лес. Иногда ей хотелось упасть на землю и больше не двигаться, но поддерживала одна мысль: она должна отдать дочку отцу, он поймёт - не могла мать поступить иначе. Или могла? Увидеть, как страдает её девочка, а потом умереть самой. «Лучше бы садист убил меня…» - крутилось в голове.

*  *  *
В отряде царила гнетущая тишина, все переживали страшную новость. Тёте Анне удалось спрятаться, когда ночью немцы пришли за мужем, а на рассвете она видела, как казнили  подпольщиков. Не знала она только о судьбе Оксаны и малышки, которую немцы буквально вырвали из её рук. В отряде строили планы нападения на гестапо, чтобы освободить семью командира. О  роли его жены в гибели подпольщиков никто даже не догадывался.
Оксана появилась у партизан бледная и потерянная. Не отвечая на вопросы, она сразу вошла в землянку к Ивану и молча протянула ему дочь. Он осторожно взял ребёнка на руки, рассматривал, знакомился с малышкой, о существовании которой ещё два дня назад и не подозревал, и не сразу заметил, что творится с женой. Тяжело вздохнул, проговорил:
-  Надо же, кроха какая. Красивая. Вся в маму. А я даже порадоваться толком не могу. Беда у нас, Оксана. Кто-то выдал дядю Гришу и его товарищей. Ночью взяли всех, а на рассвете повесили. Найдём предателя, поквитаемся.
- Ваня, я… - Оксана не могла говорить из-за слёз, застрявших внутри. Она задыхалась.
- Что случилось, родная?
- Это из-за меня они погибли. Он  Марийку… в глазик… хотел раскалённым прутом… кровиночку мою, - сбивчиво говорила Оксана. Иван не сразу даже понял, о чём это она. – Я предала. Нашу дочь спасала. Такое можно простить?
- Этого не может быть, как же... Простить? – Иван положил ребёнка, чтобы не уронить, так дрожали руки. - Ты понимаешь, что говоришь? Пять человек, коммунистов-подпольщиков повесили, - он смотрел на женщину, которую любил: вот она – её брови, глаза, губы. Голос родной, слегка хрипловатый. Но его жена не могла предать. Это чужая женщина. Чужая. Почему же так больно?
Командир, постаревший в одночасье, созвал отряд. Казалось, даже лес замер, когда он зачитывал приговор:
- За предательство подпольщиков, повешенных фашистами, Соболева Оксана по законам военного времени приговаривается к смертной казни через расстрел.
Тётя Анна бросилась к девушке. И застыла, глядя на измученное лицо Оксаны.
- Ты? Это зробила ты? - она не могла поверить: девушка, ставшая ей почти дочерью, предатель. – Как? Ты же нам как родная…
И тогда Оксана впервые за последние жуткие часы заплакала, как будто со слезами выходило всё, что так мучило её – боль, страх, долг, предательство, любовь. Она хотела встать на колени, но ноги не слушались.
- Простите… Хотя да, такое не прощают, - Оксана не могла найти слова, да и не было таких слов, которые бы смогли выразить то, что творилось у неё на душе. - Крошка моя ни в чём не виновата,  не могла я видеть, как её пытают. Я жизнь девочки спасала. Цена, понимаю, слишком высока. Нет мне прощения. А Марийка будет жить. Прошу только, очень прошу, позаботьтесь о моей девочке.
Иван сам привёл приговор в исполнение. Потом похоронил Оксану под старой берёзой, сутки просидел над могилой, и больше никогда даже не смотрел в ту сторону. После освобождения Украины он нашёл свою часть, с боями дошёл до Праги, где и погиб девятого мая сорок пятого года.
Чудовищно лицо войны.
А девочку вырастила тётя Анна. Каждый год носит Марийка цветы к той берёзе и к памятнику казнённым подпольщикам, чья страшная смерть подарила ей жизнь. Была она и в  Праге на кладбище в Ольшанах, где похоронен её отец.




Реклама
Обсуждение
     18:35 06.05.2023 (1)
Нет такого человека, который бы не сломался под пытками.. Если пытают на скорую руку и торопятся, то конечно, могут убить и не дожать до нужного результата.. Если же, ты оказался в руках садиста профессионала, то результатом будет предательство. Я понимаю, что это звучит не патриотично и может ставить под сомнение подвиги героев.. Ни на чем не настаивая, всего лишь делюсь своими мыслями. Опытные бойцы, всегда предпочтут самоубийство плену. Попав в плен, в какой то момент смерть будет вожделенным исходом и совсем не факт, что тебе эту милость окажут. У меня есть рассказ "Восемьсот грамм достаточно", в котором я пытался показать эту картину..
Вы, Галина, написали хороший рассказ. Я не могу ставить под сомнение действия Иваны и реакции бойцов отряда.. Ментальность людей меняется. Мы очень отличаемся от тех, кто воевал в ВОВ.. Вместе с тем, предположу, что после убийства жены, Иван сошел бы с ума и продолжал воевать будучи не в себе..
     19:50 06.05.2023
Я верю в то,что сильные духом лучше умрут под пытками, чем предать. А вот когда у матери на глазах пытают её ребёнка - вот тут, мне кажется, ни одна нормальная мать не смогла бы это пережить...
Спасибо за отклик.
     00:15 05.05.2023 (1)
Необыкновенно сильный рассказ.
     10:21 05.05.2023
Спасибо, Алёна!
     10:33 01.05.2021 (1)
     21:15 04.05.2023 (1)
     23:29 04.05.2023
     22:17 04.05.2023 (1)
Психология, однако!
По твоему рассказу, Галя, фильм снимать нужно. 
Не думаю я, что нашлась бы мать, которая не сломалась бы. 
Конечно же, дети и родители - самые уязвимые места для любого человека. Насколько легче воевать и совершать подвиги, когда родные в глубоком тылу. 
Я могу найти оправдание главной героине! 

Галина! Это шедевр! 
     22:26 04.05.2023
Спасибо, Лёша! Это один из моих первых рассказов. Трудно мне достался - всё через себя пропускала.
     21:57 20.04.2021 (1)
Хорошо, трогательно написано.
Конечно, нам не испытавшим, ужасы той войны, может быть и трудно писать о том времени, но писать, считаю, надо.
Тем более темы предательства, трусости и мужества, любви к ближнему, к Родине, защиты их были и наверное будут вечны.
Мы и сейчас стоим перед теми же вопросами, что стояли наши родители в июне 41 и после.
Жить все хотели, вот и разбрасывало людей по разные стороны окопов.
Это хорошо в своих повестях описал Василь Быков. У него не было сражений, а какие психологические метаморфозы происходили с его простыми людьми.
Вдвойне ценна Ваша работа для Вашей семьи.
В общем мы все горазды говорить, а здесь судьба конкретных людей. Кто ее передаст, как мы, знающие ее?
Спасибо.
     22:08 20.04.2021 (1)
1
Спасибо большое, Леонид! Это лишь один эпизод о тех страшных годах. Не могла не написать.
     22:36 20.04.2021 (1)
Я Вас понимаю и приглашаю прочитать мой рассказ "О смерти не думать!"
     22:39 20.04.2021 (2)
1
Не нашла. Ссылочку дайте, пожалуйста.
     23:10 20.04.2021
Что то я не умею кажется делать ссылки.
     23:06 20.04.2021 (1)
https://fabulae.ru/prose.php?v=1&v2=13
     23:15 20.04.2021 (1)
1
Откройте рассказ, скопируйте ссылку и вставьте ее в квадратик ссылка в строке (перед смайликом).
     23:18 20.04.2021 (1)
Рассказ открыл, а где скопировать ссылку не знаю.
     23:39 20.04.2021 (1)
Наверху, сразу над названием сайта.
Гость      21:22 29.04.2021 (1)
Комментарий удален
     21:27 29.04.2021
Спасибо! Я не против.
     16:53 16.04.2021 (1)
2
чудовищно...  ХорОш муж... 
     17:15 16.04.2021 (1)
2
Спасибо за отклик, Танечка! Но таковы реалии. В отряде никто его не осудил. Я вот думаю, что он мог сделать, чтобы и жизнь жене сохранить, и предательство наказать...
     17:23 16.04.2021 (1)
2
Просить, умолять... ведь жена - мать кормящая! Я понимаю- долг, предательство...но ребенок! он- самое святое . Ужасная ситуация..
Спросить бы у судей- как бы они себя повели , если б их детям подносили к глазам раскаленную железяку...
А то судить- все такие правильные..
     17:39 16.04.2021 (1)
2
Чем и чудовищна война - без суда и следствия. Представить страшно, как Марийка жила с таким грузом. У нас давно связь прервалась, к сожалению. Историю эту мне бабушка рассказала.
     17:45 16.04.2021
1
Сочувствую девочке Ее же задразнят "дочкой предательницы"...Народ-то у нас "до-о-обренький"...блин...
Гость      19:16 29.04.2021 (1)
Комментарий удален
     20:19 29.04.2021
Спасибо за отклик! Девочку вырастила тётя Анна, ещё подростком стала моей крёстной. Но в дальнейшем наши пути разошлись, к сожалению.
     07:18 28.04.2021 (1)
Сильное произведение. Про войну столько написано, что добавить трудно. Вам удалось. Очень здорово изложен материал, который не растворится в общей массе военных трагедий.
     11:42 28.04.2021
Спасибо за отклик!
     21:07 19.04.2021 (2)
3
Давно это все было, и у всех, кого давно нет в живых, или, кто оставался под оккупацией или вне ее от голодухи пух - будет масса расхожих мнений, где была правда или что было на самом деле. Частности, как страшилки - прочел и забыл. А как выжить за несколько лет, на какие преступления для этого пойти -  ни от кого мы не услышим никогда.
Поставил "очень понравлось", но не тронуло. Не обижайтесь на мня, пожалуйста, уважаемая Моряна - врать не привык, а эмоции давно приняли правильную форму. 
Просто слышал очень давно рассказ одной своей родственницы, как она вернулась из Германии, когда угнали в 41-м, и осталась жива. Собеседница ее оставалась тогда здесь, не знала что есть где-то и оккупация - но двое ее детишек представились Богу, саму с того света вытащили. Две бабки, пережившие войну - в итоге старость и оценка прожитых лет, без ахов и патетики, идеологии и патриотизма: кто был угнан и уцелел - тот не завидовал тем, кто отпахал здесь. Мерзко звучит? Зато честно. 
Кого пытаемся разжалобить сегодня? Да современному поколению все до одного места. Мне - практически так же, у меня своя жизнь и она ОДНА. Я чет помню из рассказов своих дедов? Наверно есть, но, почти ничего. Жалею об этом? Ничуть. Это была их эпоха, я своего нажрался.
Вы меня, конечно же, извините, но я думаю, что подобные рассказы о том времени может писать только тот - кто САМ пережил те времена. А мы, кто мы такие, что сидим и выдумываем то, чего через сердце и душу не пропускали?
Я считаю, стоит очень осторожно относиться к память наших предков, которые и десятой доли нм не рассказал того, что они на самом деле пережили. Это не наша ниша, не для нашего поколения - мы ее все равно не пропустим через души, чтобы писать о том времени. Были писатели - очевидцы, но никого нет в живых.
Пересказать историю услышанную и запомнившуюся от наших дедов, да, допускаю - это святое. Но завтра пролетит 9 мая и снова все по старому - свои дела и заботы. А нам покажут волонтеров, которые разнесли старушкам ветеранам по пакетику жратвы, причем не за бесплатно, тв отчитается о работе, и снова Байден, шмайден, война и прочее. Миг, и все сразу забывается. И снова покрытые пылью могилки воинов, дети в гаждетах, реклама на водку и лекарства - все!!! Проехали праздник! Отчитались!

С уважением к вашему творчеству  Н.А.
     22:11 20.04.2021 (1)
Уважаемый Никита! Извините, Вы не правы в принципе
Говорить, писать о всех сторонах войны, даже тем кто ее не пережил, надо!
По Вашей логике когда умрет последний участник той Великой войны, тогда тема будет "закрыта"?
Война - это не только открытый бой на виду, но психологические муки внутри человека.
Здесь мы за 80 лет внутри ничем не изменились. Так же хотим жить и выжить.
И выдумывать что-то на поставленные любым Автором вопросы, как остаться человеком в оккупации, на фронте, в тылу не надо.
Все сейчас рядом с нами. Верность человеческим идеалам и приспособление к начальнику без "царя в голове". Воровать или нет . Делать подлость или нет.
Это хорошо описал в свое время Василь Быков.
Как становились предателями тогда, так становятся и сегодня. По большому счету в области психологии человека ничего не изменилось.
Целый год говорить о войне тоже глупо, поэтому и вспоминаем о ней в определенные дни.  Нам простым людям отчитываться не перед кем, разве, что перед своими родителями.
     22:44 20.04.2021 (1)
2
Уважаемый Леонид! Ни коим образом даже возражать вам не буду - пожалуйста, пусть пишет каждый, что может.
Только, среди эмоций есть одна страшная категория - горе. Как его может описать из пальца человек, который САМ его не пережил? Скупые воспоминания возможны, но, придавать им художественный подтекст, описывая, что мог сам человек переживать, мне кажется излишним. 
Я один раз говорил с человеком, который горел в танке, в Анголе, механик водитель. Он не много рассказывал, но, передать его воспоминания красками - я бы на это не решился, а если бы для этого был маг. или блокнот с записями, то смог бы это сделать только профи.
Вы верно отметили - война, это психологические муки. Да, мы все хотим жить, но, ЧТО МЫ ИСПЫТАЛИ НА СЕБЕ, чтобы касаться темы горя? Какое имеем право, кроме возможностей, если не передать услышанное, причем слово в слово, без личных фантазий? Что мы знаем о том времени, кроме того, что слышали в школе и по тв? НИЧЕГО!  
Поэтому, мое мнение не на что не направлено, а просто выражает просьбу - ничего не выдумывайте от себя, писать нужно только по памяти услышанное. 
Вспоминать о войне надо, но, не хочу углубляться в свои личные взгляды - малоискренним все больше и больше предстает этот день в моих глазах. Похоже это больше на дежурный отчет, уж простите меня великодушно, тем более, вы военный человек.
А старые фотографии тех лет я бережно храню и иногда целую, как прощаюсь с родственниками, которые столько пережили в те страшные годы. Ни радости тогда я не видел в их глазах, а больше слез, просто для них был повод собраться и покушать за столом. Так тогда отмечали то день настоящие ветераны. Они в заградотрядах не служили, а по два-три года на передовой - у одного култышка ноги, у другого не было кисти, а он еще и плотничал. Были и другие родственники, но все молчали о той войне - не спрашивал, почему, как и наград не одевали. 
Патриотизма в этот и последующие дни не наблюдаю - в ленточках победы можно увидеть мерседес, а байкеры катаются в солдатских касках вермахта - тоже шоу в этот день. И ничего в моей голове не стыкуется потом - зачем столько шума тогда вокруг этого дня? Как и на фабуле - меня это не трогает. Было и было.
     23:04 20.04.2021 (1)
Уважаемый Никита, извините и опять я с Вами не соглашусь.
Если бы этот наш с Вами разговор произошел на улице, я с Вами бы согласился, но мы общаемся на площадке литературного сайта.
Оба пишем, а значит своим литературным умением должны не придумать, а просто описать человеческие чувства и эмоции даже во время войны или не браться за эту тему.
Тот же Василь Быков, которого я упоминал, был фронтовик, но в основном писал о простых белорусских крестьянах, в то время старше его по возрасту , но, как литератор донес до нас чувства и эмоции того времени, показал  путь от героизма до предательства и от слабости к героизму (Пойти и не вернуться)
Да это трудно. В этом и есть наша задача, если мы беремся за нее.
Мы литераторы, поэтому разговор о  работе Галины должен строится не о патриотизме, не том нужно писать о войне или нет, а справилась ли она, как писатель с труднейшей задачей описать маленькую страничку войны.
Кстати приглашаю Вас прочитать мой рассказ "О смерти не думать!"
     08:40 21.04.2021 (1)
1
Возможно вы и правы, уважаемый Леонид.
Мы с вами обменялись частными мнениями и это замечательно. Поэтому, как кто пишет - пусть. Я так думаю.

С уважением к вам и  Моряне.
     19:38 21.04.2021 (1)
Вот в этом я с Вами полностью согласен. Обмен мнениями очень полезен.
С почтением,  
     20:58 21.04.2021
1
     21:52 19.04.2021 (1)
1
Спасибо за честный комментарий, только я с Вами совершенно не согласна. Эту историю мне бабушка рассказала, когда я еще прозу не писала. Но настолько она в душу влезла, что сначала я написала небольшой очерк, но его не опубликовали тогда, мол, не обо всем можно рассказывать. В 90-х опубликовали в местной газете. Прошло еще несколько лет, и я решила написать этот рассказ, пропустив ситуацию через себя. Я уверена, что нужно показывать все стороны войны, чтобы неповадно было развязывать войны.
     22:05 19.04.2021
1
Извините меня, если вам мой комментарий показался грубым. Пожалуйста.
И здесь я с вами соглашусь, уважаемая Моряна - "нужно показывать все стороны войны", и я буду на вашей стороне, если так случится.
Вспоминается, как изредка за столом говорили о том времени деды - плакали. Пили и слезы роняли. 

С уважением Н.А.
     17:14 19.04.2021 (1)
2
Да, чудовищно страшная история!
Мать очень можно понять и простить.
Но на войне как на войне...
Ничего не скажешь...
     17:33 19.04.2021
2
Аня, спасибо за отклик! Поэтому войн не должно быть...
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама