87.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 11. ВСЕЛЕНСКАЯ ФОРМА. СТИХ.1-55.
ТЕКСТ 1
арджуна увача
мад-ануграхайа парамам
гухйам адхйатма-самджнитам
йат твайоктам вачас тена
мохо 'йам вигато мама
арджунах увача - Aрджуна сказал; мат-ануграхайа - чтобы явить мне милость; парамам - высшее; гухйам - сокровенное знание; адхйатма - о духовном; самджнитам - сообщенное; йат - которое; твайа - Тобой; уктам - рассказано; вачах - речь; тена - тем; мохах - иллюзия; айам - эта; вигатах - устранена; мама - моя.
1.Арджуна сказал.
Я полностью принимаю Высшие Сокровенные Знания, называемые духовными, которые Ты поведал мне и этими словами уничтожил мою иллюзию.
КОММЕНТАРИЙ.
На самом деле, сокровенный диалог с Богом дал Арджуне лишь частичное освобождение от иллюзорных энергий Бога, ибо Мнение Бога входит в ум, разум, память, понимание, самое сердце и дает необратимое понимание, как и утвердившееся знание, только в процессе длительного, непрерывного преданного служения и именно в этой жизни. Арджуна лишь высказывает таким образом свою готовность следовать Указаниям Бога, желание принять их, как единственное и абсолютное руководство к своим решениям и деяниям. Однако, еще будет возможность убедиться, что далеко не все им усвоено и далеко не полностью он освобожден от иллюзорных энергий Бога, ибо это проявится в неистинности его мнения и желаний на данный момент, в данном диалоге. Возможно, еще ни одну жизнь придется ему утверждаться в этих сокровенных знаниях, ибо Бог уже начал его вести через эти знания, которые, непременно, утверждаются через практику йоги, которая потребует от Арджуны устремленность к осознанному очищению своего существования, абсолютный аскетизм и добродетель, изучение Вед, отрешенность от внешних объектов удовлетворения чувств, когда он не станет и Бог не привлечет, воистину, сражаться за власть, славу, престиж, материальные блага, что в этой жизни недостижимо, ибо ни один правитель, даже самый праведный, не является пред Богом истинным преданным уже потому, что по положению своему призван управлять другими.
Однако, эти слова Арджуны должны были иметь место непременно, ибо Бог изнутри потребовал, чтобы они прозвучали, как согласие Арджуны на чистое преданное служение в будущем, что всегда для Бога является основанием, чтобы сотрудничать именно в этом направлении, ибо тогда душе придется многое претерпевать, ибо освобождение от иллюзий синтезируется из многих страданий и потрясений, где йог не должен возопить, но предавать себя Богу, вверять себя Богу, не молить о снисхождении или чтобы были учтены заслуги перед Богом, но не рваться к власти, не видеть себе врагов, понимать во всем только Волю и План Бога, сделать жизнь свою абсолютно аскетичной, причем аскетичность не должна выглядеть, как жертвоприношение Богу, а естественный образ жизни, когда душе все остальное истинно противно, все излишества, включая в одежде, еде, связях, речи, как и материальные блага, когда душа уже не знает абсолютно никакого страха, гнева, зависти, голода, не умеет выбирать или предпочитать, ибо равно относится ко всему и смотрит в себе только на Бога, посвящая все, всю свою деятельность, все плоды только Ему Одному и не умея жить и мыслить как-то иначе. Такая ступень реализации у Арджуны была впереди и не в этой жизни. Это знал Бог, и это предчувствовал в себе Арджуна, легко соглашаясь уже в себе своим ответом, что готов устремиться этим путем.
ТЕКСТ 2
бхавапйайау хи бхутанам
шрутау вистарашо майа
тваттах камала-патракша
махатмйам апи чавйайам
бхава - появление; апйайау - исчезновение; хи - безусловно; бхутанам - живых существ; шрутау - услышанные; вистарашах - подробно; майа - мной; тваттах - от Тебя; камала-патра-акша - о лотосоокий; махатмйам - величие; апи - конечно; ча - и; авйайам - беспредельное.
2.Я в подробностях услышал от Тебя о появлении и уничтожении живых существ, о, Камалапатракша, а также о Твоем Неисчерпаемом Величии.
ТЕКСТ 3
эвам этад йатхаттха твам
атманам парамешвара
драштум иччхами те рупам
аишварам пурушоттама
эвам - итак; этат - этот; йатха - как; аттха - рассказал; твам - Ты; атманам - Сам; парама-ишвара - о Верховный Господь; драштум - видеть; иччхами - желаю; те - Твою; рупам - облик; аишварам - божественный; пуруша-уттама - о величайшая личность.
3. О, Высший Ишвара, теперь передо мной Ты в той форме, в которой ты Сам Себя описал (человеческой). О, Пурушоттама, я хочу видеть тебя в Божественной форме.
ТЕКСТ 4
манйасе йади тач чхакйам
майа драштум ити прабх
о йогешвара тато ме твам
даршайатманам авйайам
манйасе - Ты думаешь; йади - если; тат - что; шакйам - способен; майа - я; драштум - увиденный; ити - таким образом; прабхо - о Господь; йога-ишвара - о владыка мистических сил; татах - тогда; ме - мне; твам - Ты; даршайа - яви; атманам - Себя; авйайам - вечного.
4. О, Властитель, если Ты полагаешь, что я способен увидеть Тебя этими своими глазами, тогда, о, Владыка мистических сил, покажи мне Себя Извечного.
КОММЕНТАРИЙ.
На самом деле, все Божественные Знания сводятся к двум аспектам, с одной стороны, к Личности Бога, к Его Качествам, Величию и Могуществу, и, с другой стороны, непосредственно к Его творению, что очень кратко, в своей мере и отметил Арджуна в стихе 2. Однако, эти неисчерпаемые знания будут неполны, если не присоединить к ним Знания о Божественной Форме Бога, что невозможно доподлинно постичь, пока Сам Бог не посмотрит в эту сторону и Своими средствами не проявит себя во всем Своем Величии, дабы привнести в понимание человека Свою Непостижимость и Высоту. Надо знать, что желание увидеть Бога в Его Извечной Божественной Форме дано Арджуне Самим Богом, ибо здесь сокрыт великий потенциал для упрочения веры и осознания Высоты Бога, однако, с уровня ступени Арджуны и человечества на тот период. Современный человек должен знать, что на самом деле Бог есть Высший Дух и у Него есть только Духовная Форма, Непостижимая и необозримая. Нет никакой человеческой формы, нет двурукой, четырехрукой формы и нет, также, Вселенской Формы и медитировать на эти формы современному йогу нужно осторожно или с пониманием, как есть на самом деле.
ТЕКСТ 5
шри-бхагаван увача
пашйа ме партха рупани
шаташо 'тха сахасрашах
нана-видхани дивйани
нана-варнакритини ча
шри-бхагаван увача - Верховный Господь сказал; пашйа - взгляни; ме - на Мои; партха - о сын Притхи; рупани - формы; шаташах - сотнями; атха - и; сахасрашах - тысячами; нана-видхани - разнообразные; дивйани - божественные; нана - разнообразных; варна - цветов; акритини - формы; ча - также.
5. Шри Бхагаван Сказал.
Смотри же, о, Партха, Мои Формы, сотни, а также тысячи Многообразных Божественных и Многоцветных Форм.
КОММЕНТАРИЙ.
Следует знать, что Формы Бога есть также творение Бога. Эти формы в принципе разделяются на две: Вселенскую и Многорукую, включая человеческую. Эти формы созданы именно для человека, людей времен Арджуны согласно их ступени материального и духовного развития и которым необходимо было созерцать Бога и поклоняться Богу, имея перед глазами Его Форму, обозримую и соответствующую пониманию и уровню мышления человека.
Как нет предела Божественным качествам и могуществу, так и не может быть предела Божественным Формам, однако вмещающимся в эти два основных проявления, более-менее понятные человеку. Поскольку живое существо несовершенно и не может достаточно адекватно воспринимать Бога в других формах, Бог может предстать перед человеком в формах, хоть и поражающих сознание и вызывающих очень большие потрясения, однако, понятных, ассоциирующихся с представлениями человека, основанными на его материальной и духовной земной практике и знаниях.
Никто не знает, какова истинная, изначальная Форма Бога, которая соответствует Истине. Но современный человек должен знать, что Бог есть высший Дух и Форма Тела его – Духовная, Непостижимая и необозримая. Однако, сотворенные формы Бога, непременно, должны были впечатлять, поражать сознание древнего человека, однако быть и яркими, соответствующими ожиданию, наполненными религиозного и мистического смысла, как и, непременно, с Божественными атрибутами, как символами, Могущества, Власти, Милосердия, Божественности, Непреклонности, Любви, Созидания. Все это и более того должна нести в себе Форма Бога в той также степени, чтобы это возможно было передать другим, насладиться, содрогнуться, соизмерить со своими религиозными знаниями на тот период человеческого развития, дабы не возникали «почему», «для чего».
ТЕКСТ 6
пашйадитйан васун рудран
ашвинау марутас татха
бахунй адришта-пурвани
пашйашчарйани бхарата
пашйа - взгляни; адитйан - на двенадцать сыновей Aдити; васун - на восемь Васу; рудран - на одиннадцать Рудр; ашвинау - на двоих Aшвинов; марутах - на сорок девять Марутов (полубогов ветра); татха - также; бахуни - на множество; адришта - не виданных (тобой); пурвани - тех, кто прежде; пашйа - узри; ашчарйани - чудеса; бхарата - о лучший из Бхарат.
ТЕКСТ 7
ихаика-стхам джагат критснам
пашйадйа са-чарачарам
мама дехе гудакеша
йач чанйад драштум иччхаси
иха - здесь; эка-стхам - находящиеся в одном месте; джагат - вселенную; критснам - полностью; пашйа - узри; адйа - сейчас; са - с; чара - движущееся; ачарам - и неподвижное; мама - в Моем; дехе - в теле; гудакеша - о Aрджуна; йат - что; ча - также; анйат - другое; драштум - видеть; иччхаси - желаешь.
6.Увидь сыновей Адити, Васу, Рудр, Ашвини, также Марутов, многое из того, что ты не видел прежде, все чудеса увидь, о Бхарата.
7. В этом одном месте ты можешь немедленно увидеть всю Вселенную со всем движущимся и неподвижным, в Моем Теле, о, Гудакеша, и все другое, что ты пожелаешь увидеть.
КОММЕНТАРИЙ.
Надо понимать, что, являя Себя во Вселенской Форме Пуруши, Бог Кришна намерен показать Арджуне то, о чем Арджуна уже имел представление, что было не чуждо ему по пониманию и по тем знаниям, которые были переданы ему его современниками, учителями и наставниками, питающими свои религиозные чувства из вед, религиозных мифических историй и сказаний, имеющих в основном мистический склад ума и оперирующих тем, что дошло до них от предшествующих духовных учителей и исходя из современных религиозных ценностей и пониманий и мнений авторитетов.
В современном материальном мире Бог Кришна вряд ли предложил бы обозревать в Своем Теле сыновей Адити, Васу, Рудр… Ибо эти ведические персонажи не близки современнику и не могут серьезно повлиять на его религиозные чувства. Бог исходил бы из категорий полностью современных, близких и понятных каждому. Это надо знать. Бог, также, учитывает тяготение человека к мистике, к чудесам, к тому, что потрясает, а потому являет Себя в присутствии этой иллюзорной энергии, завораживающей, потрясающей, через все чувства человека проходящей и так воцаряющей в сознании Самого Бога и Его Величие, как и рождая чувство смирения и преклонения. Всегда надо помнить, что Бог не работает на одного человека, но через одного человека передает другим Силу веры, тем вновь и вновь устремляя к Себе, выводя на преданное служение Себе, так вовлекая в процесс освобождения многих и многих живых существ. Ибо ничего у Бога не бывает зря, но имеет свою
| Помогли сайту Реклама Праздники |