Экзамен в Усть- Пиндюйском областном театральном институте начинался в 8 часов утра. К началу экзамена вся приемная комиссия была в сборе. Председательствующее место занимала, когда-то прима Областного драматического театра, 92- летняя Эльсинора Калифандровна Штупер- Ниссенгольц. В силу своего преклонного возраста , Эльсинора Калифандровна не видела ничего дальше второго ряда аудитории, а не слышала — дальше первого. Очки, со стеклами толщиной в палец, на ее зрение не оказывали никакого влияния, зато зрачки в пол-лица делали его выражение загадочно-одухотворенным. В своем слуховом аппарате, она уже пятый год забывала заменить севшие батарейки. Да ей это было и не нужно. В институте ее держали исключительно в память о былых заслугах перед искусством и зрителем. Когда-то, в период коллективизации, она блистала в нашумевшем спектакле «Битва за хлеб 1924», в роли деревенской комсомолки Люськи, изнасилованной и замученной до смерти кулаками.
В экзаменационную комиссию входили также актриса все того же, единственного в области, театра Клавдия Идрисовна Голопутько и балетмейстер местной балетной труппы Савва Фомич Любовный. Клавочка, как ее, за глаза, называл весь институт, была обладательницей роскошных форм, которые она и не думала скрывать, несмотря на 15-20 килограмм лишнего веса и эксплуатировала по прямому назначению при любом удобном случае. Ее миловидное личико не портила даже черная повязка, прикрывающая глаз, выбитый мужем в семейной размолвке, за слабость на передок,. Савва Фомич был поживший, но молодящийся мужчина, с зализанными с затылка на плешь, жидкими прядями волос и с одной ногой короче другой на 23 сантиметра. Эта очаровательная особенность сильно затрудняла передвижения и делала походку Саввы Фомича подпрыгивающей. Савва Фомич говорил всем, что это - производственная травма , поставившая крест на его стремительной балетной карьере. Но весь институт знал, что эту травму ему нанес все тот же муж Клавочки, застав его на своей одноглазой жене. И это не одна нога короче, а именно другая - длиннее. Потому, что муж Клавочки пытался выдрать ее из задницы Саввы Фомича. Муж так и кричал - Я тебе сейчас все ноги из жопы повыдираю, танцор!.. Но сил хватило только на то, чтобы одну вытянуть .
— Ну-с, талантливые мои!- Савва Фомич хлопнул в ладоши, привлекая к себе внимание, сидящих полукругом вдоль стен, будущих звезд театра и кинематографа, — Приступим-с?.. Кто первый?
Все студенты зашикали на дочку агронома из Подпиндюевки, Тоньку Худайбердыеву. Крепко сбитая, приземистая, кривоногая, широкая в кости и конопатая девка встала и теребя в руках платок вышла в центр аудитории.
— Антонина! Конечно,.. кто бы сомневался?!! — Савва Фомич кисло улыбнулся и посмотрел на Клавочку, — Конечно, будете читать?!! Что на этот раз?.. Стихи, басню, монолог?..
— Ша...- Шааа… -Шаэ.. — Тонька аж зажмурилась от напряжения.
— Ша-Што?- Савва Фомич пристукнул ладонью по столу, — Шшто, Антонина?
— Шаэ-Шаэкспир!!! — Выпалила Тонька — М...м…-ма...- маонннн… Маон...ннолоог Джжжж...Джжжульетты пе-пе-перед сээсмертью.
Тонька упала на пол и, развалясь, как пьяная портовая шлюха, приподняв голову и вытянув в сторону комиссии пудовый кулак, затянула…
— Фэ-фэ-ффсё, пээ-прощайте… Бог вэ-весть, кэ-когда мы встретимся о-опять… М-м-меня пронизывает легкий хаээ-хэ-холод…
— Какого черта, Клавочка? — зашипел Савва Фомич, наклонившись над столом, перед носом дремлющей Штупер-Ниссенгольц, — Ты не могла ей подобрать роль без слов? За три года можно было ее научить пантомиме! Не Енгибаров, конечно… не Марсель Марсо, но мы бы так не мучились,.. твою в душу!…
— Савва Фомич! Она — талант!!! — Клавочка, с ленцой, прогнулась в спине, отчего ее груди закрыли полстола, — И потом,.. ее папа очень просил дать ей монолог Джульетты, а у него просто исключительные способности! Умеет, шельма, уговорить женщину… — Клавочка улыбнулась и огладила груди руками.
— Слушай, я сегодня не завтракал! Жрать хочется… — Савва Фомич покосился на похрапывающую Эдьсинору Калифандровну, — Пока эта худая Бердыева будет страстно завывать, изображая Джульетту, я, аккурат, успею в буфет смотаться и перекусить, хорошо?
— Только, ты не задерживайся! — Клавочка поправила повязку на выбитом глазу, — Давай, одна нога здесь, а другая — там!
— Да я — бего-ом!.. — Савва Фомич неуклюже начал выбираться из-за стола, вытягивая ногу, — Только ты следи за этими в оба!.. — он смутился, поглядев на повязку, — Экзамен, все таки...
… Савва Фомич, сыто отрыгивая, шел по коридору к аудитории… - "Сто раз прав был великий Станиславский! Именно тут, в глубинке, в могучей народной массе и родятся великие артисты. Именно тут, в слякоти и навозе, можно найти настоящие бриллианты… — думал он, ковыляя и подпрыгивая на ходу, — И наша святая и великая миссия — найти и огранить эти бриллианты! И кто, как не мы - хранители и носители самого духа великого народа, лучшие представители мира искусства, определены провиденьем, справиться с этой миссией?!! Мы!... Кстати,.. у Клавочки, сегодня, этот урод-ее муж,.. сволочь, подонок ревнивый,.. уезжает в рейс на три дня… "- он открыл дверь.
— Аээ- Аэстановись, Таэ-тибальт. Иду каэ-к тебе. — громовые раскаты баса Тоньки гремели под сводами храма искусства, — И зэ-зэа тэ-твое зэ-зэ-здоровье пью! Рэ-ро-ромео!..
Оклик
22.09.2020
| Помогли сайту Реклама Праздники |