59.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 6. ДХЙАНА-ЙОГА. СТИХ.7-10.
7.Тот, кто победил ум и достиг умиротворения, приблизился к Верховному Брахману в холоде и в жару, в счастье и в страдании, а также в чести и в бесчестии.
КОММЕНТАРИЙ.
Этот стих говорит о том йоге, который уже достиг успех на пути к духовному совершенству. Согласно предыдущим стихам и комментариям этой главы, достигший успеха йог обладает такими качествами: не укрывается в плодах своей работы, исполняет любую работу, как долг, сжигает объекты чувств на огне чувств и чувства на огне ума, непременно исполняет обязанности, находится в состоянии отрешенности, погружен в себя, не занят удовлетворением чувств, не зависим от кармической деятельности, не привлекается всем, что предлагает ему для удовлетворения чувств его эпоха через технический прогресс и непременно осознанно, зная, Кто за всем стоит, устремлен поднимать себя через ум, легко контролирует ум, чувства и желания и не враждебен ко всем живым существам.
Данный стих утверждает, что такой йог, обладающий такими качествами, как следствие победы над своим умом, приблизился по своим качествам к качествам Самого Бога в нем, к качествам Верховного Брахмана. Речь идет о качествах йога, который, как Сам Бог, равен к холоду и жаре и пр. Именно победа над умом открывает йогу многие и многие духовные двери, помогает в свою меру взрастить Божественные качества, привносит, как следствие, мир и удовлетворение.
«Приблизиться к Верховному Брахману в холоде и жаре, в чести и бесчестии…» - так в Ведах образно дается понимание о независимости от двойственности материального мира и иллюзорных энергий Бога, хотя и буквальное понимание тоже имеет место. Т.е. йог неизменен в счастье и страдании, также в чести и бесчестии, в потере и приобретении, при достижении благоприятного и неблагоприятного. Однако, абсолютное приближение к качествам Бога невозможно, как и невозможно быть абсолютно неуязвимым теми же холодом и жарой, честью и бесчестием…
Надо знать, что йог, тем более достигший успеха, несомненно, в Боге приравнивается к праведникам. Так возможно ли для него бесчестие? Да. Бог изыскивает всегда пути такие, чтобы йог испытал на себе все чувства, вновь и вновь возвращает на путь выбора и предпочтений, по-разному, но вовлекает в те или иные материальные отношения, а с ними и игры, где приходится проявлять себя так, как человек и не ожидает, и не всегда это нравственно, не всегда это отрешенно, не всегда это праведно. Это надо понимать.
Достигший успеха йог, достигает отрешенность такого высокого уровня, что легко преодолевает двойственность материального мира, а следовательно, и влияние трех гун материальной природы. Однако, достигнув столь высокие качества и так соединяясь с Верховным Брахманом, йог всегда должен понимать, что такое достижение весьма условно, как и качества его относительно совершенны и приближенны к качествам Бога, ибо нет предела на пути к духовному совершенству. Но относительно многих и многих других, можно сказать, что он достиг качеств, достаточных для освобождения.
Йог, также, должен понимать и то, что каких бы результатов он ни достиг, он все же пред Богом ДОСТАТОЧНО несовершенен, и БОГ всегда может показать ему воочию, что достичь абсолютных качеств Верховной Божественной Личности и тем на самом деле слиться с Богом по качествам невероятно. Но есть тот уровень, та ступень развития йога, которая считается вполне достаточной, чтобы оставить этот материальный мир и продолжить свое духовное развитие и приобретение качеств в мире духовном. При этом следует отметить, что эта высокая ступень у каждого йога своя, но вполне допустимая.
Также, надо знать, что победить ум на самом деле невозможно и обрести высшее спокойствие невероятно. Ум всегда будет вести живое существо и в этом, и в следующем мире и является средством соединения с Богом, а также самим общением с Богом, как и будет всегда вводить в заблуждения и тем способствовать развитию живого существа. Спокойствие же на духовном плане относительно трансцендентно и не проявляется в бездействии души и чрезмерном отречении. И на духовном плане есть свой труд, свои пристрастия, своя борьба и свои успехи, переживания, свой гнев, неприязни, слава и поражения, как и свой быт. Но все это Управляемо и направляемо Богом на высшее преданное служение.
8.Душа, удовлетворенная приобретенным и реализованным знанием, расположенная в Верховном Брахмане, победившая чувства, есть, сказано, реализованный йог, неизменный при виде камня, гальки и золота.
КОММЕНТАРИЙ.
Даже когда речь идет о йоге, достигшем успеха, о котором можно сказать, что он соединен с Верховным Брахманом или по качествам приблизился к Высшей Душе, Парам Атме (как утверждают Веды. На самом деле Бог ни есть Высшая Душа, но Высший Дух), и в этом случае существует, и об этом говорилось, разный уровень успеха и достижения Божественных качеств.
В ст.8 и ранее Бог описывает необходимые качества любого, достигшего успех йога. Во-первых, йог должен обладать совершенными духовными знаниями. Во-вторых, он должен практически применять эти знания, как в практике йоги, так и в быту. В-третьих, он должен достичь в себе полное удовлетворение и мир. В-четвертых, он должен постоянно пребывать в духовном состоянии, т.е. он должен неизменно быть связан с Богом в себе, всех видеть в Боге и Бога - в каждом. В-пятых, этот человек должен победить свои чувства, ум, разум и желания.
Но, обладая всеми этими качествами, такой йог может быть охарактеризован, как неизменный к гальке, камню и золоту, т.е. может быть дана такая общая оценка его степени отрешенности, определяющая уровень йога. Но такой йог, имея такую заключительную оценку и не более, выдержит не все испытания и не проявит еще высшую отрешенность, которая возможна на Земле. И есть то испытание, когда сердце йога может дрогнуть, а ум стать обеспокоенным, а желания повести за собой. 0 более высокой ступени йоги или о еще большей ступени отрешенности в материальном мире Бог говорит в следующем стихе
9.Но еще более реализован тот йог, чей разум неизменен к доброжелателям, благодетелям, врагам, к сохраняющим нейтралитет, к посредникам, к завистливым, родственникам, а также к праведникам и грешникам.
КОММЕНТАРИЙ.
Как уже было сказано ранее, даже достигшие успех йоги стоят на разных ступенях духовного развития относительно друг друга. В основном эти ступени определяются уровнем отречения, который зависит от того, относительно чего ум йога становится неизменным и непоколебимым. В предыдущем стихе неизменность ума рассматривается относительно гальки, камня и золота. Это та ступень йога, где он достаточно невозмутим по отношению к внешним материальным объектам чувств. Такого йога не затронут материальные (неодушевленные или животные) объекты, не внесут в него печаль или радость, его ум не станет выгадывать или планировать, мыслить о приобретениях или потерях. Он не задумается, если у него поизносилась одежда или скудная еда, он не позавидует другому, не впадет в депрессию из-за материальных неудач или чужих мнений. Такой йог не привлечется плодами своего труда, не станет на них рассчитывать или с ними связывать надежды, но всецело будет погружен в Бога, не мечтая о славе, признании, богатстве, власти и почете.
Можно долго перечислять качества такого йога, чье лицо не изменится, если у него на глазах сгорит его имущество, в душе ничего не шелохнется, если он найдет слиток золота, он может легко пройти мимо, ни на что не претендуя, во всем видя Волю Бога или искушения, не связывая себя ничем, хорошо видя оковы материального мира. Но как бы высоко ни стоял такой йог, в каком бы великом отречении он не находился, но если он определен так, как сказано в конце второй строки стиха 8 гл.6, то и его ступень не самая высокая.
Наиболее отрешенным, а потому достигшим еще большего успеха, считается йог, качества которого определены в данном стихе. Гораздо сложнее сохранять отрешенность к реальным окружающим людям, чем к неодушевленным предметам или животным, и всем, что связано лично с собой. Как можно быть или оставаться неизменным умом, уравновешенным в себе, испытывать в себе невозмутимость и мир, когда другой тебя предал, избил, унизил? Когда избили твоих детей? Когда причинили твоей семье непоправимое страдание, называемое горем? Или, как, не дрогнув, по Воле Бога поднять руку на самых близких? И как относиться к нейтральным? Не заняли ли они выгодную позицию, желая угодить и тем, и этим с целью личного покоя, когда хорошо видны правые и виновные? Разве такое поведение, такая отрешенность не кажется нечистым, и разве они не требуют осуждения? Как не возмутиться против них? Как посмотреть на насильника своей жены, сестры, ребенка? Как можно здесь быть невозмутимым? Как не дрогнуть сердцу, когда измываются над старцем, больным, инвалидом, ребенком? Как посмотреть на авантюриста, лжесвидетеля, заговорщиков, приспособленцев, лживых и изворотливых, делающих все себе в угоду и за счет жизни, здоровья и благополучия других? Разве может дух не встрепенуться, рука не подняться в защиту, ум гневно не осудить, а рот не сказать?
Но высшая отрешенность существует, как и высшая невозмутимость. Но это, прежде всего, абсолютная внутренняя негневливость, полная невозмутимость, ясность ума и неизменное видение во всем только Руки и Воли Самого Бога, ставящего в те или иные условия и требующего свои действия.
Невозмутимость и в таких, выше описанных, примерах очень дорого стоит и требует очень долгой практики и максимального утверждения в совершенных духовных знаниях. Столь высоко стоящий йог, оказавшийся в месте, где творится бесчинство или происходят военные действия против людей, непременно должен действовать согласно своей дхарме, не изменяя религиозным принципам и в защиту слабых, ибо любое его действие всегда должно быть направлено во благо живых существ.
Т.е. отрешенность, внутренняя неизменность ни есть бездействие, но деятельность в Боге, с Богом, не противореча Планам Бога, со знанием Мнения Бога, без оскорблений и упреков к Богу, без личной заинтересованности, что бы то ни было, выполняя абсолютно желание Бога, все посвящающая Богу, и это распространяется как на гальку, камень и золото, так и в отношении всех людей.
Такой высоко стоящий йог в любой ситуации в любой момент неизменно помнит, что все происходит только по Плану Бога, по Воле Бога, имеет Божественные причины и следствия, все в конечном итоге направлено на развитие живых существ и им во благо, а потому - Свято. Он также понимает, что какие бы родственные отношения ни связывали людей, но каждый идет только своим путем и получает последствия только своей предыдущей деятельности, все условно, все по Плану Бога вовлекаются в материальные игры, и что сегодняшний враг мог быть ему сыном в прошлой жизни, а друг в этой жизни в следующей может стать врагом. Он также знает, что все связи условны, временны, непродолжительны, определены БОГОМ и только Богом разрываются. Каждый на данный период занимает только то место, которое ему отвел Бог согласно его качествам и карме: посредник
| Помогли сайту Реклама Праздники |