Трубчевск... В этом имени несомненно кроется какая-то тайна. И лежит эта тайна на самой, что ни есть, на поверхности и обнажённая. Подходи и бери. Совершенно очевидно, что далёкие предки трубчан ясно понимали значение имени, перед тем как назвать селение и в честь чего. Они понимали, а мы нет. Вот ведь что странно! Если же не понимаем мы, - это уже проблемы нашего поколения. Не вдаваясь в причины и подробности, позволю себе выдвинуть такую гипотезу и, всего лишь на том основании, что в название родового места обязательно вкладывался смысл. Он мог быть сакральным, тотемным или по имени вождя, или по названию реки. Например, город Туров (Туровское княжество на Припяти), племена радимичей и вятичей, или Витебск на Витьбе, Москва на Москве. Дальше этого наши знания не продвинулись. Однако имена рек, коли им уделяется столь большое внимание, они же не появлялись из воздуха сами по себе? Если они первичны (судя по всему в топонимике, а именно такой вывод напрашивается), и по ним назывались поселения, то почему не изучены названия рек?.. Другое дело, если имя реки изменилось недавно. Пример: Лутенок - Туросна - Картавая - Стодол - Московка. Причём, первые три забыты за триста лет, а на реке Московке стоит город Клинцы (Брянская область по соседству с Трубчевском). Значит ли это, что до появления слободы тут никто не жил? Когда вокруг стоят курганы. Ещё как жили... Это означает лишь то, что означает само слово, что "клинцы" - "дети" в переводе с сербского, словенского, белорусского, чешского, хорватского и всех славянских языков. Ещё один пример именования места "по-новому", когда дети продолжают дело отцов, а отцы проживали на месте дедов. Наши знания обрываются где-то посередине. Связь с именем реки постепенно стирается. Клинцы слились с селом Ардонь - название с сарматских времён - на реке Эрденке, которую старухи величают Иорданью. Одна река Туросна забыта, а на её сестре Туросне (они одного истока) по-прежнему сохранилось название деревни Туросна, не затронутое цивилизацией. Тем не менее, топонимика с земли не исчезла. Так почему?
Вот что пишет А. Орлов, известный исследователь российской топонимики. Ещё век тому назад, на рубеже 19 и 20 веков существовала такая наука историография, и очень жаль, что большевики её упразднили, а в наше время никому не приходит в голову возобновить. А пишет он о проблеме изучения названий рек, городов, племён с самого начала книги так: "Вопросъ, затронутый въ настоящей книге, многими считается маловажнымъ. Говорятъ, не все ли равно, какъ и почему называется рЬка, или городъ. Дело не въ звукахъ, которыми мы бьемъ по воздуху, а въ реальномъ содержании, которое скрывается за ними. Важно знать самую реку или городъ: велики ли они, или малы, какое значение имеютъ въ жизни своей страны, или всего Mipa — вотъ это такъ. А если васъ безпокоить, почему городъ называется Игуменъ, — ну назовите его дьяконъ, или пономарь — отъ этого онъ не будетъ больше". История не важна - важно знать как пользовать, с чем не согласен исследователь...
Ещё раз произнесу - Трубчевск... Какое твоё реальное содержание, что прячется в этом звуке? Филологу слышится труба, историку по фигу, теолог в этом деле не участвует априори. Так, масон какой статейку накатает, да балт от балды чего изволите. А кому-то представляется сохатый лось, ревущий бык, тур, речка, цветы... Кому что. К местным краеведам никто не прислушивается. Они кто такие? Без роду-звания, не ссылаясь на авторитеты. Мне же чудится большая и светлая Любовь. Дело моё труба на фоне этимологического мракобесия, тем не менее, постараюсь объясниться в доступной тому форме. Трубчевск от рубца, зарубите себе на носу. Если по слогам: т+руб+ец. Абы не тянуть кота за хвост и не превращать очевидное в детективное. По аналогии - боец, ездец и ... другим хорошо известным русским словом, на которое никто не претендует, но чем дело кончилось. Не прилично же не рассказать с чего всё начиналось. А дело было так - о месте в истории городища, о городище на том месте, да и вообще... Без истории тут явно не обойтись. Буду стараться очень кратко, хотя история Трубчевска достойна не одного тома исследований.
Трубчевск расположен на реке Десне, в 94 км к югу от Брянска. В ранних источниках город называется Трубечем, Трубежем, Трубецком, Трубческом или Трубежском. Жители города, под красивым русским определением "катойконим" (с ума сойти), именуются: трубчАне, трубчАнин, трубчАнка, трубчЕвцы. Названия жителей (также демОнимы, этнохорОнимы) от др.-греч. κατά — «под» + οἶκος — «дом»). То есть именование жителей проводилось - по определённой местности, по дому, как мне поясняет википедия. А местность от слова место! И я уже начинаю понимать к чему они клонят. К местоимению...
- Трубчанин, а ты из какого места?
- Да я из города, а город на речке, а речку звали...
И начинает мне вот это вот всё рассказывать от самых кисельных берегов своего жития и бытия в тридевятом царстве. Кому-кому, а грекам я не верю. Слово κατά (греч): против (серб, русск), супраць (белор), проти (укр), proti (словен, чех), срещу (болг) - против. А οἶκος - дом, будинок, но и - къща, kuća - теология чистой воды в значении zavod (заводь), House, home. Кроме заводи и завода послышались Кучки (первое имя Москвы (если по дому и местности), кущи (еврейский праздник), холм и даже шалаш с плоской крышей. С острой нельзя, как-то раввина слушал по радио... Что же получается? Сам себя спрашиваю. А получается - под откос - если визуально оценить "οἶκος" и без перевода. Коси коса пока роса... Видно же, что термин составной, где κος: Г-н (русск, болг), Pán (словац, чех, пол), Gospod (словен), Herr (нем), Dominus (лат), Monsieur (фр), Містер (укр), Спадар (белор), Sig (итал), что и Сож, подумалось... И так на всех языках. Буквальный перевод получается - против Herr(а). Вот так понятно. Чуете разницу между "под дом" и "против"? А потому что каждая буквица в этом деле хвилологии, очень важна. Господин "οἶ" означает la, el, the - это буква "от" или просто - О - большая. Ла у славян - душа, испанцы приветствуют всех с улыбкой - "Ола!" и дважды целуются. Ищите женщину везде. Если от Москвы этнохорОним - москвичи (ударение на последний звук), то от Боровичей - боровичАне, как и трубчАне от Тубчевска, потому что от реки, а река - от рубца. Также брянцы и брянчАне, кто бы не спорил и не приводил доводы за брянчание топора. А когда Москва был Москов, то в нём жили московчАне, тут всё просто. Как перешли на двоеперстие, так сразу и, пере-этно-хорОнились. Переховались, то бишь. А слово обратное глаголу ховать мы уже знаем. Оно вполне приличное, но лучше прочтите статью целиком...
Доверяй, но проверяй! Первоначально поселение располагалось в 10 км ниже по течению Десны, рядом с современной деревней Кветунь. Квет - цветок, а кветень - апрель, когда зацветают фиалки. На день Дурака по современному. Рядом с поселением расположен курганный могильник Х века. Археологические находки свидетельствуют о поселении с VI века. Лаврентьевская летопись сообщает, что по велению князя Владимира во второй половине X века «нача ставити городы по Десне и по Встри и по Трубежеви». Возник же Трубчевск еще до того... Курганный могильник по своим размерам - второй после Гнездовского под Смоленском. Мы же знаем историю со времён христианских, и то через пень колоду. Первый каменный храм возник на месте древнего городища уже в конце XII-начале XIII веков. Нынешний собор сооружен не позже XV века, о чём свидетельствуют надписи на надгробных плитах князей Трубецких, сохранившихся в крипте-усыпальнице собора. В древних письменных источниках не известна точная дата основания города, и сведения о Трубчевске в них отрывочны и скупы. Трубчевск (Трубецк) упоминается в «Родословнике» под 1164 годом («Князь Всеволод сын князя Святослава Ольговича Черниговского в Трубецке…»), а Лаврентьевская летопись свидетельствует, что по велению князя Владимира во второй половине X века «нача ставити городы по Десне и по Встри и по Трубежеви…». Позволю усомнится, коли в X веке город уже назывался Трубеч, а упомянули о нём спустя лишь два столетия, то тут что-то не клеится у монахов... Собственно, как и у современных академиков, извративших события в повести "Слово о полку" до неузнаваемости. История края Автору повести была очень хорошо известна от самых веков Трояна. Борьба трубчан с половцами воспета в знаменитом "Слове о полку Игореве". Отсюда повёл на половцев свои дружины Буй-Тур Всеволод Святославович князь Трубчевский и Курский. В одном из походов северских дружин, который двигался в половецкие земли через Севск и у реки Оскола соединился со своим братом, князем Новгород-Северским Игорем. Автор повести "Слово" тот самый князь, участник похода 1185 года, племянник Игоря Святославича князь Рыльский (город Курской области). Обратите внимание на финал повести - во славу перечислены имена трёх князей: Игоря, Всеволода и Владимира (сына Игоря). Не упомянут четвёртый - племянник (сын родного брата Игоря Олега) по имени Святослав Ольгович. Не будет же он хвалить сам себя на пиру, читая авторскую хвалу громко и нараспев с выражением... Не прилично, как минимум, а тем более к чему? Что было пять лет назад (1180) или год тому, участники пира и так знали. В ранний период с 1136 по 1229 год в городе княжат представители первой трубчевской династии "Ольговичей". Первым князем этой династии был князь Черниговский и Трубчевский Святослав Ольгович, отец Игоря и Олега (убитого в 1180). Сам Буй-Тур умер в 1194 году не понятно с чего. Его приемником на "Трубчевском столе" стал сын Всеволод Святославич Буй-Тур "князь Трубчевский", затем в городе княжил его старший сын - Михаил Всеволодович. Это он в 1223 году в столкновении русских с татарами на Калке вёл в бой полк "трубчан". У города богатая история, неповторимый вид, свое историческое лицо.
Посетив Трубчевск в 1781 году, академик Василий Зуев писал: "... город бывшей Севской провинции, стоит на правом берегу реки Десны. На высоком и прекрасном месте, окруженном сзади лесом, а спереди по другую сторону реки просторным лугом, кончающимся в дали также лесом ... Строение его на горе продолжается в длину на полторы, а в ширину более полу-версты. Дома по большей части деревянные, числом более пятисот дворов, каменных купеческих три, лавок деревянных 19, соляной амбар и две стойки, питейных домов семь. Церквей восемь, в том числе два собора, один деревянный, другой каменный ... Он имел укрепление, состоящие из земляного замка и высокого вала, видимых и по сие время ...".
В 1975 году в Трубчевске сооружен памятник Бояну - «соловью старого времени», неоднократно упоминавшегося в «Слове о полку Игореве». Памятник подчёркивает древность русской культуры, древность города. Боян среди могучих деревьев. Он сидит. На коленях - гусли. Правая рука слегка приподнята, пальцы левой лежат на струнах. Аки десять соколов его персты... Сурово и вдохновенно лицо. Взгляд устремлён вдаль. Длинная борода, одежда, сама поза придают ему былинный вид. Рядом с памятником Бояну находится Троицкий собор, самый древний из сохранившихся памятников Брянщины. Приемником Чернигова, после его разорения (мифическими
| Помогли сайту Реклама Праздники |