Поезд особого назначания, литера Д, опять остановился в поле, на маленькой сибирской станции, в окне нарисовалось деревянное здание вокзальчика.
"Тащимся как на телеге! - вздохнул про себя Николай Петрович, старший кассир Государственного банка, - Проехали за ночь тридцать километров с небольшим, этак мы до Иркутска и на третий месяц не доберёмся!"
Купе спального вагона, защищенное от зимнего ветра, мороза и неугомонных людей с винтовками, позволяло немного расслабиться. На столике возле окна - тарелка из под каши и стакан крепкого английского чая, полноватый пассажир отпивал из него медленно, с наслаждением. Сопровождение золота по транссибу давалось нелегко и главное нет понимания, где и когда всё закончится. Проездные документы до Владивостока, но местом назначения высокое начальство определило всё-таки Иркутск.
Выстрел из ружья прозвучал сзади, ближе к хвосту поезда. Что там ещё за фейерверк, прости Господи? Пожилой человек торопливо надел штатское зимнее пальто, меховую шапку. Через минуту он бежал, задыхаясь, по рыхлому январскому снегу в направлении, откуда раздался выстрел и где уже собирались люди - возникло нехорошее предчувствие.
- Ты зачем стрелял? - допытывал часового Казановский, исполняющий временно обязанности директора банка, сосед Николая Петровича по купе. Тридцать семь лет, совсем ещё молод, а в такой уважаемой должности! Полтора года назад они вместе работали в казначействе в Самаре, Казановский был тогда старшим контролёром.
- Ваше благородие, надо вызвать начальника караула - две пломбы на дверях отсутствуют, третья на месте!
- Как-же на месте, если верёвка оборвана?
- Веровка цела! - возразил солдат, оттягивая бичёвку рукой. Кассиры и контролеры, подбежавшие со всех сторон, один даже с лестницей, молча их слушали: - Уж я-то знаю, как осматривать пломбы на задвижках!
Николай Петрович помнил этого часового, он охранял золотой поезд от места погрузки и был среди отказавшихся покинуть службу, когда адмирал Колчак разрешил конвою уйти. Но сейчас спор разгорелся почти ни о чём: остуствие двух других пломб, Отдела Кредитных билетов и Государственного Контроля, было грубейшим нарушением.
- Кто здесь охранял в прошедшую ночь, чехословаки?
- Никак нет, Ваше Благородие! С этой стороны, по охране пяти вагонов, дежурила наша смена. Рядовой Поляков не дождался моего осмотра и побежал в теплушку, мороз-то сами видите какой!
- Прошу лишних покинуть зону охраны! - раздался сзади негромкий голос с акцентом, это появился капитан Эрм, начальник караула от чеховойск. Он был из батальнона, перехватившего золотой эшелон в Нижнеудинске.
- Надо пересчитать содержимое и составить акт! - обратился к нему Казановский. - Кассирам и контролёрам хорошо-бы остаться.
Капитан нехотя кивнул. Ему определённо не нравилось такое количество работников банка, с которыми то и дело возникали мелкие споры, но что делать? Предложение Казановского разумно - не возразить. По крайней мере, так казалось Николаю Петровичу.
Один из кассиров забрался на лестницу, раскрутил щипчами две пустые проволоки, сорвал верёвку с единственной целой пломбой и протянул Казановскому.
- Наверно, две пломбы отпали в дороге, такое уже бывало! - сказал тот оптимистично, но вскоре выяснилось, что положение гораздо хуже. Ящики стояли в вагоне не двумя штабелями, как их складывали при погрузке, а в полном беспорядке. Осмотр стен, пола и потолка, внутри и снаружи, повреждений не выявил, люки закрыты наглухо, в вагоне никаких посторонних предметов. Но из двухсот ящиков с золотом, указанных в описи, тринадцати не хватало!
Пререкания с военными возникли у господина Кулябко в этом путешествии с самого начала. При погрузке в Омске "таинственно" исчез мешок с золотом на шестьдесят тысяч рублей. Сумма вроде незначительная, если учитывать обьём перевозимых ценностей, но она вполне могла осчастливить двух офицеров охраны, пропавших вместе с мешком. Наблюдательный работник пытался обьяснить военному начальству, как раскрыть дело о краже - надо всего-лишь установить личности сбежавших. Однако начальник контразведки грубо его одёрнул:
- Не в своё дело лезешь, старик!
Повлияла или нет эта оказия на карьерный рост Николая Петровича, сказать трудно, но он так и остался старшим кассиром, а вакансию и.о. директора занял его сослуживец Казановский.
Поезд по-прежнему ехал на черепашей скорости, караульные менялись прямо на ходу. Пожилой человек смотрел в окно, помешивая чай ложечкой и пытаясь осмыслить происходящее.
Утреннее происшествие на станции Тыреть имело большой резонанс, телеграмму послали самому генералу Жанену! Начальник караула составил акт, в котором неугомонный Кулябко снова проявил инициативу - настоял добавить, что пропажа ценностей могла случиться только на перегоне Зима-Тыреть. На первой из этих станций, поздно вечером, дежурный чиновник банка и чешский унтер-офицер осмотрeли с фонариком пломбы по всему поезду и они были целы. Тридцать километров между двумя станциями, ночь медленной езды, как за это время могло исчезнуть больше десятка ящиков из охраняемого обьекта? У Николая Петровича соображения имелись, но капитан Эмр посчитал такую пропажу невероятной и приписал собственное мнение: "указание на то, что в сём вагоне было в свое время 200 ящиков подтвердить не могу; cделать заключение о том, что кража золота произошла в пределах станций Зима-Тыреть, воздерживаюсь".
Хорошо, допустим чешский капитан прав, ну просто допустим! Осмотр теплушек и классных вагонов ничего не дал, что подкрепляет его версию - украли раньше. Но кто и зачем тогда сорвал пломбы на вагоне с драгоценностями, почему именно сейчас?
С другой стороны, вытащить ящики ночью, когда банковские работники спят, не так сложно. На любой остановке или прямо по ходу поезда, если договориться с охраной!
Николай Петрович ещё раз взглянул в окно и представил, что сейчас ночь - тишина, мороз, тусклое освещение, в котором ничего толком не видно.
Кто мог организовать столь дерзкую операцию - адмирал Колчак, ехавший впереди, на соседнем поезде? Отпадает. Он, как шахматный король в патовой ситуации, своё уже отыграл: занимает со всем штабом лишь один вагон, где яблоку упасть некуда - по десять офицеров в каждом купе. Адмирал пошёл на такие условия, распустив конвой в пятьсот человек, потому что чехи полностью контролировали железную дорогу - не пропускали дальше.
В Нижнеудинске, где поезда стояли две недели и тайком работали большевистские агитаторы, союзное командование поставило для охраны золота смешанный караул из чехов, югославян и русских - вероятно, для лучшего присмотра друг за другом. Таким образом, часть русского караула осталась на местах. Мог-ли кто-то из них сговориться с партизанами, которые последнее время всё больше поднимали голову? Вполне. Могли выкинуть ящики на ходу! Правда, опять нестыковка - красные партизаны менее всего походили на грабителей, их больше интересовал золотой запас в целом, а не жалкие тринадцать ящиков.
Получалось, украсть имели основание только чехи. Их задачей было сейчас возвращение на родину, в своё новое самостоятельное государство, с награбленным из России барахлом и драгоценностями. Некоторые успели за годы войны жениться и везли, помимо обьемного багажа, ещё и сибирских красавиц.
За обедом Казановский поделился свежими новостями:
- Шесть солдат, дежуривших на перегоне Зима-Тыреть, арестованы и дают показания против нас! Мол, видели, как из поезда в разное время вынимались ящики с золотом. Вспомнили про двадцать ящиков, которые месяц назад перегружались в поезд Колчака, а затем вернулись на место. А вот тринадцать ящиков, изъятыe в Красноярске, говорят, не возвращены. Петрович, ты слышал про такую отгрузку?
Кулябко взглянул на собеседника, приподняв брови от удивления:
- Голубчик, ты-же сам отлично знаешь, что в Красноярске вагоны с золотом не открывались!
- Знаю. Но если нас вызовут на допрос, мало не покажется!
Принимая поезд под охрану, офицеры чеховойск проверили только два вагона - остальные, не глядя, опечатали своей пломбой. Получается тогда они доверяли описям, сделанным работниками банка при погрузке. Но как только обнаружилась кража, доверие сменилось подозрительностью - удобная стратегия.
- Времена нонче тяжёлые, могут и сразу к стенке! - вздохнул Кулябко.
- У нового начальника охраны поезда - русская жена, дочка сибирского предпринимателя. Даст Бог, не оставят в беде одни православные люди других.
К сожалению, больше о пропаже золота на станции Тыреть ничего не известно - детектив обрывается жирным знаком вопроса.
Что делали на перекрёстках гражданской войны эти два человека? Просто выполняли свою работу, защищая ценности от расхищения - сохраняли для той власти, какая установится в Сибири к концу их затянувшегося путешествия.
Они ещё не знали, что через два дня поезд "литера Д" перехватят Советы, поставят на запасной путь, разберут рельсы и договорятся с чехами охранять золото вместе, пока последний эшелон "союзников" не покинет Иркутск - только тогда Казановский, Кулябко и их сослуживцы из Госбанка передадут ценности большевикам по всем правилам. Недосдачей окажется мешок, украденный при погрузке в Омске, и тринадцать ящиков, не обнаруженные на станции Тыреть. Загадка последних будет ещё сотню лет будоражить умы кладоискателей по всей сибирской железной дороге, Енисею, Забайкалью. Обьём пропавшего возрастёт в глазах обывателей в десятки раз! Можно-ли было сразу установить детали похищения? Наверно да, но тогда чехам и банковским работникам надо было обьединиться в расследовании, а не подозревать друг друга.
По документам из архива http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/9066 и обрывочным данным о сотрудниках Госбанка Сибири