25.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 3. КАРМА-ЙОГА. СТИХ.1-4.
1.Арджуна сказал.
О, Джанардана, ты считаешь, что путь преданного служения буддхи-йога выше, чем кармическая деятельность. Так почему же, о, Кешава, ты вовлекаешь меня в эту ужасную кармическую деятельность?
КОММЕНТАРИЙ.
Следует сказать, что Арджуна еще не пребывает в совершенных духовных знаниях и до начала диалога с Богом руководствовался знаниями, хотя и религиозными, но более низкой ступени, которые не могли ему из всего, сказанного Богом, указать на те слова Бога, которые из всех ему наиболее подходят, не вступают в противоречие с его религиозным пониманием и желаниями на данный момент. Его знания, не смотря на пытливый ум Арджуны и некоторые праведные качества, не позволили ему в столь пока коротком и многоплановом обзоре увидеть и выделить ответ для себя. Тем более, что он, как и многие материальные люди, определившие для себя духовный путь, связанный с Богом, пытается как бы сразу получить в диалоге с Богом то конкретное наставление, которому здесь же можно не задумываясь последовать.
Но духовные знания обширны, и Арджуна в начале пути должен был их сначала как бы обозреть умом, попытаться вникнуть в них, приложить к своей ситуации в свою меру и с почтением вопрошать Бога далее, но не упрекать Бога, исходя из своего на данный момент невежества. Но Бог позволяет ему именно так и в такой форме задавать вопросы, ибо именно в этом направлении необходимо разъяснение всем.
Но уже расположенный в совершенных духовных знаниях человек, тем более утвердившийся, без труда смог бы из всего уже сказанного Богом выделить главное направление Божественной мысли и наставлений, что на самом деле было сказано недвусмысленно: во-первых, принять участие в сражении, не привлекаясь неисполнением долга и, во-вторых, исполняя предписанный долг, не привязываться к плодам, когда бы то ни было, согласно ст. 47 гл.2. Здесь пока Бог не говорит, что это и есть основа Буддхи-йоги, что в этом заключается суть разумного связующего с Богом процесса через деятельность, но настоятельно советует идти именно так, говоря Арджуне: «карманй эва адхикарас те», что означает: так исполняя свой долг ты непременно поступишь правильно, ст.47. Разве здесь речь идет о кармической (материальной) деятельности для Арджуны? Нет. Бог вовлекает Арджуну в духовный процесс, в духовный труд, в духовные усилия – не привязываться к плодам сражения, не думать о победе и поражении, о друзьях и врагах, о всех возможных последствиях, но посвящая свою деятельность только Богу. Именно поэтому на начальном этапе понимания Бог предлагает Арджуне хотя бы сражаться ради сражения, т.е. направив мысль не на стенания, не на те или иные материальные плоды, оторвать мысль от себя и своих причин. Далее, Бог более четко направляет деятельность Арджуны, вовлекая его в сражение, на духовные рельсы, говоря «йога стхах куру кармани» в ст.48, т.е. призывает Арджуну исполнять сражение будучи в состоянии йоги, что есть связующий процесс с Богом, что есть уже элемент преданного служения Богу, поясняя, что такая деятельность в служении Богу становится искусством. Также Бог вполне однозначно высказывает свое Мнение о кармической деятельности, о деятельности ради плодов, советуя Арджуне в ст. 49: «дурена хи аварам карма», - «отбрось на большое расстояние эту ужасную кармическую деятельность», далее поэтапно изложив ее отличие от деятельности в буддхи-йоге. Единственное, что Бог не сделал во второй главе, - это не назвал такую деятельность карма-йогой, но в общем виде определил ее как буддхи-йогу, разумное преданное служение, хотя достаточно близко во второй главе подвел Арджуну к карма-йоге.
Пока же Арджуна, переполненный многообразием духовной информации, несколько озадачен, не уловил главное для себя, все еще тяготеет к нежеланию сражаться и побуждаем изнутри Богом к вопросу, за которым и последует более конкретное пояснение относительно его участия в сражении, которое Бог призывает исполнить, будучи в карма-йоге, чтобы также Арджуна мог увидеть, что Бог не вовлекает его в кармическую деятельность, а в узаконенный в Ведах путь служения Богу без отрыва от исполнения долга и направленный также на очищение существования.
Таким образом, упрек Арджуны Богу несправедлив, но есть пока плод его невежества, результат его непребывания в совершенных духовных знаниях, хотя он и готов к началу духовного пути, как и обладает в достаточной мере необходимыми для этого качествами. Также, считая себя с Богом в дружеских отношениях, он расслаблен в восприятии, недостаточно сосредоточен и пока не осознал в полной мере Высокий Авторитет Бога и Его Слова, не зная, что Слово Бога безупречно, непоколебимо и истинно, как и не может подвергаться сомнению.
Но, зная слабость живого существа, Бог готов еще и еще раз с разных сторон говорить и повторять и так доносить как для Арджуны, так и для всех, Высшую Истину, Сами Совершенные Духовные знания, ведя каждого Божественным путем сотрудничества с Богом, самосозидания, поиска, через преодоления и постижения, давая возможность выбора, не диктуя, но Указывая все возможные пути, неизменно подправляя ошибающихся, но давая каждому Свои Наставления путем тайным, непосредственным.
2. Своими (как) смешанными наставлениями Ты приводишь (как) в замешательство мой разум. Поэтому, прошу Тебя, укажи мне определенно только один путь, который будет полезен для меня.
КОММЕНТАРИЙ.
В разговоре с Богом (куда входит и молитва и внутренняя мысль) следует быть особо почтительным и тщательным даже при некотором несогласии или в сомнении, в осторожной и сдержанной форме задавать вопросы и в смирении ожидать ответ. Поэтому Бог дает соответствующее понимание Арджуне и изнутри Управляет его обращением к Себе, чтобы в словах или в построении предложения не было элемента оскорбления к Верховной Божественной Личности, что сделало бы диалог невозможным.
Также этот разговор должен был теперь вручить как Арджуне, так и всему человечеству, Высочайшие сокровенные знания, дающие путь к духовному совершенству человека и потому указывающие на средство выхода из круговорота рождений и смертей. С этой целью в вопрос Арджуны в этом стихе два раза вводится слово «ива», что в переводе с санскрита обозначает «как»: «вйамишрена ива» - «как смешанные» и «мохайаси ива» - «как в замешательство» Если в обращении к Богу в этом стихе убрать слово «ива», т.е. «как», то оно становится непочтительным, упрекающим, что Бог предотвращает.
Арджуна в многообразии затронутых Богом тем во второй главе, которые на самом деле были достаточно последовательны и своевременны, увидел в виду своей несосредоточенности и слабых духовных знаний, не последовательность, а некоторую смешанность духовной информации, известной и неизвестной ему. Но упрекнуть в этом Бога нельзя, поэтому Арджуна как бы смягчает свое высказывание: «Своими, как смешанными наставлениями…» Это характеризует степень его на данный момент восприятия, несколько невысокого. В этой связи Арджуна и далее обращается к Богу, по возможности смягчая Волею Бога вопрос: «ты как приводишь в замешательство мой разум…» . В результате здесь используемого слова «ива» Арджуне удается в надлежащей форме обратиться к Богу, передав этим стихом, как он воспринял все сказанное Богом и в каком состоянии разума пребывает теперь.
Во второй строке этого стиха он конкретизирует, в чем состоит его замешательство и как он видит выход в себе для принятия внутренней определенности через более точные и конкретные Указания Бога. Однако, Арджуна еще не знает, что эти Указания будут достаточно объемистыми и, сколь бы конкретными они не казались, Бог всегда привнесет в него сомнение, как вопрос, а вопрос будет причиной дальнейшего углубления и расширения знаний до объема всей Бхагавад-Гиты, а в практическом применении выйдет и за ее пределы.
Именно сами знания дадут начало пути, который привнесет покой, устремленность, непоколебимость, абсолютное и индивидуальное видение цели, умение отделить главное от второстепенного, духовное от материального. И весь духовный процесс будет уникален для каждого тем, что говоря все, открывая каждому через знания все духовные врата, Бог никому не будет диктовать, четко определять границы, абсолютно с учетом индивида конкретизировать, предоставив только ориентиры и внутренний непременный и неослабный труд, совершенные знания и Себя Лично, как Высшего Советчика в процессе поисков, ошибок и самой медитации.
3.Шри Бхагаван Сказал.
В этом мире существует два пути веры, о которых раньше было сказано Мной, о, безгрешный. Гйана-йога – путь философов санкхйи через связующий процесс материального опыта и духовного знания и карма-йога – путь йогов через связующий духовный процесс деятельности (работу, посвященную Всевышнему).
КОММЕНТАРИЙ.
В этом стихе Бог, вовлекая Арджуну в разговор, побуждая его изнутри заинтересовываться и задавать надлежащие вопросы, таким образом продолжает объяснения в диалоге через вопрос-ответ, что есть необходимый путь постижения Истины, при условии, если вопросы задавать религиозно грамотно, уместно и с почтением к Тому, Кто Изначально обладает всеми совершенными духовными знаниями.
На самом деле и тогда, и теперь существовало и существует много разных религий, поскольку люди всегда находятся на разных ступенях своего развития, а с ними и направлений веры, как и религиозных устоев, форм поклонения и исполнения соответствующих религиозных предписаний. Но из всего Бог выделяет те два направления, которые наиболее уместны для тех, кто достиг сознания Арджуны и в полной мере обладает качествами, подходящими для серьезного и необратимого пути к Богу, которые окончательно и бесповоротно ведут за пределы сансары и непременно связаны со служением Богу.
В предыдущей главе было достаточно сказано о буддхи-йоге, разумном связующем процессе с Богом, была отмечена Богом значимость этого пути, его благоприятность и спасительность. Теперь из всех йог, которые может включать в себя буддхи-йога, Бог выделяет карма-йогу, как разумный связующий процесс соединения с Богом через деятельность. Что же подразумевается под словом «деятельность» или, она же, «карма»? Это, прежде всего, труд: работа, за которую человек получает деньги, поддерживая свое тело и тела тех, перед кем в долгу и кому обязан, это любой труд на себя по подержанию своего быта и домашнего хозяйства, это труд также направленный в помощь другим без или с последующим вознаграждением по инициативе других или по любому своему почину, это труд добровольный и нет, кратковременный и продолжительный, это труд успешный и неуспешный, также труд по обеспечению порядка в семье, труд направленный на соблюдение личной гигиены,
труд в воспитании детей, при оказании помощи родным, больным, престарелым, другим просящим, зависимым, немощным, слабым физически и духовно, это также поездки с любой целью, приобретение продуктов, приготовление и проведение праздников и прочих материальных увеселительных мероприятий, это также покупки, продажи, обмены, рыночные
| Помогли сайту Реклама Праздники |