Произведение «20.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 2. СТИХ.46-51.» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Религия
Автор:
Читатели: 353 +3
Дата:

20.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 2. СТИХ.46-51.

20.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 2. СТИХ.46-51.



46.Все, для чего предназначен источник воды, во всех отношениях может быть исполнено с помощью большого резервуара воды. Подобным образом Веды во всех отношениях наполняют знаниями такого духовного человека (постигшего в себе Высший Брахман, Самого Бога).



КОММЕНТАРИЙ.
Этот стих непременно находится в тесной связи, как с предыдущим, так и с последующим стихом. В предыдущем стихе перечислены основные качества высоко-духовного человека, которые Бог рекомендует достичь Арджуне: независимость от трех гунн материальной природы, свобода от двойственности материального мира, очищение своего существования, не привязанность, состояние внутреннего удовлетворения, погружение в себе в Верховный Брахман. Последующий ст.47 указывает, с чего следует начинать, чтобы эти качества достичь.
В этом стихе речь идет о том, как легко наполняется совершенными знаниями Вед человек, который осознанно идет по пути духовного совершенства, погруженный в себе в Верховный Брахман. Когда человек, воистину, идет этим путем через преданное служение, практику йоги, поклонение Верховной Божественной Личности, он начинает видеть вещи так, как они есть. Иллюзия постепенно отступает, зрение становится духовным, знания идут непосредственно в ум и понимание. Сам Бог шаг за шагом приоткрывает ему сокровенные знания, ум и разум становится гибок, восприимчив, понятлив, вмещаем, расширяется и углубляется духовная память, памятование о Боге и совершенных духовных знаниях становится непрерывным, не нарушаемым процессом в сознании человека, все видится и воспринимается, как Воля и План Бога, все связано только со Всевышним, Ему посвящается и через Него объясняется неизменно.

Такой человек, изнутри и извне руководимый Богом, из всего извлекает правильные уроки, непременно устремлен к совершенным духовным знаниям, обходя цветистый и многообещающий язык Вед, которые в современном мире запрещены Богом, предназначены для преданных староверов, но беря за основу Новые Святые Писания, первозданную Высшую Истину и руководствуясь ею в духовной практике, как и следуя Божественным здесь Наставлениям. Истина совершенных духовных знаний Волею Бога входит в такого человека легко, помогая ему и далее идти путем совершенства, постоянно обращаясь к Новым Святым Писаниям, как к высочайшему резервуару всех знаний, по сути, неисчерпаемому, как Сам Источник, Бог. Эти знания заинтересуют Арджуну в ст.54 и далее.
Начиная со ст.55 этой главы Бог поведает о совершенных знаниях достаточно полно и строго. Но пока Арджуна не задал конкретный вопрос касательно совершенных знаний, но он именно тот человек, который уже достаточно устремлен умом в этом направлении и готов на достаточно высоком уровне поддерживать этот разговор. Пока же Бог, начиная со ст. 47, сообщает Арджуне о результате практического применения Высших Духовных Знаний, ибо без практики преданного служения, практики йоги, говорить о результате невозможно.


В этом стихе приводится сравнение, которое наглядностью способствует восприятию текста. Если представить себе  источник воды типа родника и огромный резервуар с водой, то из резервуара с водой гораздо легче черпать воду на все свои нужды, нежели ждать, пока даже неиссякаемый источник наполнит сосуд. Точно также, легче наполнить знаниями Новых Святых Писаний человека, погруженного в Верховный Брахман, нежели вручать эти знания тому, чей разум не утвердился в Боге, и потому качества не готовы. Т.е. надо понять главное условие, ибо и не каждый может воспользоваться Новыми Святыми Писаниями, как резервуаром неиссякаемых знаний, но только тот, кто достаточно серьезно и во всех отношениях трудится над собой, делая таким образом эти совершенные духовные знания для себя вполне доступными.

47.Исполняя предписанные обязанности, ты непременно будешь прав, если не устремишься, когда бы то ни было к  плодам своей деятельности, не будешь считать себя причиной плодов своей деятельности и не будешь привязываться к неисполнению долга.

КОММЕНТАРИЙ.
В данном стихе Бог связывает воедино совершенные духовные знания, саму их суть с конкретным и практическим их применениям прямо теперь при разрешении вопроса об участии Арджуны в сражении и тем самым исполнением предписанного долга. Здесь Бог буквально по пунктам указывает Арджуне, с каким внутренним пониманием и настроем необходимо сражаться, т.е. выполнять свою предписанную деятельность, чтобы быть правым, конечно же, перед Богом, т.е. что нужно непременно знать и чем руководствоваться, чтобы эта и любая другая деятельность в материальном мире не влекла за собой последствия кармические, которые одни и запутывают человека, увлекая его далее в круговорот рождений и смертей для отдачи и получения долгов тем, кто к ним привязан, как к своим плодам.

Этот стих есть непременно продолжение предыдущего также в плане руководства по достижению через духовную практику тех совершенных знаний, которые не позволят следовать материальным обещаниям Вед, но Высшим знаниям Вед, которые всегда нацеливают на серьезное сотрудничество с Богом, направленное на утверждение этих знаний, как и на духовное развитие человека, которое и единственно может укрепить разум человека в буддхи-йоге и сделает путь к Богу необратимым.

Этой теме достижения совершенных духовных знаний и утверждения в них Бог и далее уделит достаточно стихов, которые следует принять каждому, как Божественное Указание. Здесь же приведены те необходимые условия, которые необходимо соблюдать, выполняя только предписанный долг. Эти условия и есть сами совершенные знания применительно к деятельности, которые и через деятельность утверждаются, укрепляя разум идущего и процесс духовного развития делая необратимым.


Первое условие – не устремляться к плодам своей деятельности, когда бы то ни было. Это условие достаточно непростое и уже требует от человека духовных знаний и духовных качеств, которые в этом пути будут развиваться и утверждаться. Не стремящийся к плодам своей деятельности, не  борющийся за результат даже очень добросовестный человек непременно познает в материальном мире несправедливость, осуждение,  уменьшение материальных благ, что влечет за собой недовольство в семье, вынужденный аскетизм членов семьи, как и упреки, как и ссоры, что приводит к страданию и потрясениям, ибо не просто за добросовестный труд получать то, что дают и смиряться с тем, что могут за труд и не заплатить, или дать немного, но видя в этом только Волю Бога и смиряя себя. Но этот путь имеет и другие грани, ибо, идущий так, познает и чудо, когда Бог через других людей, видящих такую не привязанность, восхвалит его через материальное видение других, назовет его устами многих не алчным, бескорыстным, доверяющим, порядочным, не стяжающим, справедливым и честным. Найдутся те, кому Бог изнутри подскажет, и кто, обладая лучшими качествами, справедливо вознаградит за труд, не дав много, но дав вмеру. Непривязанный к плодам своей деятельности, хочет или нет, но станет примером для многих, и, объясняя себя многим, поделится совершенными духовными знаниями, тем проповедуя и сея Божье вкруг себя. Такой человек во всех ситуациях будет оставаться на плову, ибо Бог не даст ему погибнуть или разочароваться, но даст насладиться своей не привязанностью и независимостью от своей любой деятельности, как и от чужих мнений. Такой человек в Боге уже будет считаться идущим путем очищения, ибо он, будучи непривязанным, вверяет себя Богу и рассчитывает во всем только на Милость Бога.

Второе условие – не считать себя причиной плодов своей деятельности. Исходить из этого, увидеть это может далеко не каждый. Но идущий этим путем ни один раз увидит, что всегда прикладывая в любой своей деятельности все старания, он все же получает результат разный в связи с разными и независящими от него причинами. Идущий этим путем увидит, что составляющие труда и разные способствующие или препятствующие причины от него непосредственно не зависят, но от Бога: здоровье, жизненные силы, знания, память, стечение обстоятельств, непредвиденное, время, место, желание трудиться, цель труда, условия труда, то, на что непосредственно направлен труд, активность, предприимчивость, предвидения в труде, советы других, наставления других, возможности, орудия труда, сам конечный результат и пр.

Труд предопределен в начале, в середине, в конце, и человек ведом в нем Богом. Видя так, человек действительно не может не только быть привязанным к плодам своей деятельности, но и не может считать себя причиной труда, как и причиной любого результата. Так понимая, такой человек не может бороться за лучшее вознаграждение, за перераспределение вознаграждения, не может восхвалять себя или винить, ибо, посвящая всю деятельность, как и плоды, Творцу, работает абсолютно добросовестно и делает все от него зависящее и воспринимает свои ошибки, как Указание Бога, где следует все устремляться учитывать и исправляться, ибо и это путь к совершенству. Так идущий не мечтает о вознаграждении, не планирует, не распределяет умом плоды труда и вознаграждение, не связывает с ним будущее или настоящее, не рассчитывает на почет, славу, уважение, но полагается  на Того, Кто есть и Причина, и Следствие всему, включая конкретный труд каждого человека; он опускает в свой адрес гнев, насмешки, укоры, как и восхваления или почет, видя все временным, приходящим, и ум его всегда остается невозмутим и неизменен. Такой человек никогда не скажет: «Почему мало заплатили?», «Почему не учли?», «Почему так оценили?» Но это высочайшая ступень, конечная цель йогов, и пока человек поднимется на эту ступень, ему придется побороться и за справедливость и за плоды, ибо и это тоже пути развития, но на более низких ступенях. Много нужно пережить и извлечь, чтобы, наконец, пойти путем беспристрастных и непривязанных. Таких людей немного, единицы, и они уже не задерживаются в материальном мире.

И третье условие в этом стихе – не привязываться к неисполнению долга. Для Арджуны это сказано не без причины, поскольку он несколько раз проявлял желание оставить поле боя. Пусть это нежелание давал ему Сам Бог, но в результате соответствующих качеств Арджуны, склонного именно так мыслить и выбирать. Поэтому, Арджуне следовало преодолеть Божественные энергии, вызывающие слабость и  скорбь. Но и это непросто, ибо в основе такого решения непременно должны быть совершенные знания, которыми Арджуна на начало диалога еще не владеет.

Однако,  данное пожелание Бога относится ко всем без исключения. Какой бы идеей, духовной или материальной, не руководствовался человек, он никогда не должен пренебрегать своим долгом к кому бы то ни было, никогда не должен оставлять свою работу, ибо это единственное средство на Земле, данное Богом для поддержания своего тела и тел тех, кого дал Бог. Неоднократно в разных стихах Бог будет возвращаться к теме труда и обязанностей, как и долга каждого человека, ибо без этого не может быть и речи о духовном продвижении.

И если человек все же по каким-либо причинам не может работать, то

Реклама
Реклама