Произведение «19.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 2. СТИХ.41-45.» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Религия
Автор:
Читатели: 270 +2
Дата:

19.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 2. СТИХ.41-45.

19.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 2. СТИХ.41-45.


41.Тот, чей разум утвердился в буддхи-йоге, умом только в одном в этом мире, о, Курунандана (о, лучший из Куру). Многоветвист, в действительности неограничен ум тех, чей разум не утвердился в этой йоге.


КОММЕНТАРИЙ.
В этом стихе Бог продолжает пока в общих чертах пояснять Арджуне значение буддхи-йоги, но теперь не в плане освобождения от многих опасностей, которые в материальном мире подстерегают не практикующего буддхи-йогу на каждом шагу, но в плане приобретения таких совершенных качеств, которые есть цель всех духовно продвинутых людей, – полностью сосредоточиться на Верховной Личности Бога, не допуская иного мыслительного процесса.

Но путь буддхи-йоги, много обещающий человеку в плане ослабления его страданий и потрясений даже в начале пути преданного служения или за маленький срок, или в незначительной степени проявления служения, тем не менее не обещает на начальном этапе пути или за ограниченный срок быстрое достижение человеком духовного продвижения, которое, в первую очередь, проявляется в твердости разума в преданном служении, когда никакие колебания относительно преданного служения или сомнения уже не возникнут, когда этот процесс устремления к Богу станет необратим ни в этой, ни в последующей жизни, когда Бог не отлучит от преданного служения и на пять минут, чтобы живое существо вновь обратилось к услугам материального мира, дабы добрать недостающие качества. Но когда разум в результате длительной практики буддхи-йоги утверждается в преданном служении, он уже не позволяет уму блуждать в поисках материальных наслаждений, как и не отклоняется более от конечной цели, Самого Бога, т.е. человек действительно, как утверждает Бог в этом стихе, становится всеми своими помыслами и деяниями сосредоточенным только на Боге. Имея такой утвердившийся разум, человек всегда будет погружен в Верховный Брахман.


Если же человек уже идет путем буддхи-йоги, но разум не тверд, то такой разум не может отвести ум человека от вовлечения в материальные отношения с целью удовлетворения чувств. Человек вновь и вновь соблазняется иллюзиями и обещаниями материального мира, следует легко за своим умом, не умея без твердого разума подчинить себе свои желания, чувства, как и все обещающий беспокойный ум.


Не утвердившийся ум в буддхе-йоге и есть первая  и основная причина колебаний относительно этого пути. Человек то становится на путь буддхи-йоги, то отходит. Но,
каждый раз вновь возвращаясь к занятию той или иной йогой в буддхи-йоге, ведомый Богом, от жизни к жизни, человек остается в ней все на более и более продолжительный срок, все более укрепляя разум в результате занятия духовной практикой и с каждым разом все более и более уверенно спиливая лишние ветки этого древа путешествий от духовного к материальному и наоборот через укрощение своих материальных желаний и чувств и подчинение ума, пока не останется одна ветвь, что есть бесповоротно укрепленный разум, дающий уму только одно направление - абсолютно видеть везде только Бога.

О преимуществе такого человека, об именно таком его первом признаке и Говорит в этом стихе Бог. И еще раз: только утвердившийся разум в буддхе-йоге помогает контролировать ум, чувства, желания и помогает не привлекаться иллюзорной энергией Бога, которая обещает неограниченные материальные наслаждения, делая человека рабом материального мира, запутывает в последствиях любой его деятельности, бросает в круговорот сансары.


Желающие  так идти люди, но уже соприкоснувшиеся со Святыми Писаниями, находят и в своем мыслительном процессе лазейки для удовлетворения своих чувств, желая убить одним ударом двух зайцев поспеть за посулами материального мира и духовно подняться. Об этом сказано в ст. 42-45 этой главы.

Все эти знания необходимы Арджуне для того, чтобы осознать свое положение, как положение человека, который еще в начале, кому уже не миновать первый шаг в буддхи-йоге, ибо Бог поможет ему посвятить свое сражение Богу, что можно будет назвать началом преданного служения через карму-йогу, связующий с Богом процесс через деятельность, посвященную Богу. Такая буддхи-йога, несомненно укрепит его разум в  преданном служении Самому Богу. Но не сразу.


42-43.Цветистые слова говорят люди с бедным запасом знаний, так называемые последователи Вед, о, Партха, считающие, поэтому, что ничего нет превыше, чем удовлетворение чувств, достижения райских планет и преимуществ в рождении и плодах кармической деятельности. Часто устраивая пышные церемонии, они устремлены к наслаждениям (удовлетворению чувств) и богатству (власти).

КОММЕНТАРИИ.
Здесь следует сразу сказать, что  «цветистые слова» есть слова многообещающие, слова восхваления, слова, которые  черпаются также из Вед, святых писаний времен Арджуны, но обращенные к тем, кто уже пытается начать духовные путь, но еще достаточно слаб, чтобы начать этот путь решительно с более приемлемых и авторитетных средств, таких, как аскетизм, отказ от удовлетворения чувств, благотворительности, преданного служения Самому Богу.  Веды даны Богом древним людям с учетом их общей ступени материального и духовного развития, учитывают все возможные ступени развития людей, как и уровень развития общества в целом, степень его религиозности.

Дабы привлечь на осознанный духовный путь и людей, занятых преимущественно материальной деятельностью, людей еще невежественных, находящихся в самом начале религиозного пути, еще не готовых идти путем пожертвований и ограничений, многие главы Вед, как и многочисленные подразделы глав, действительно обещают за служение Богу на Земле и свои преимущества, как и льготы впоследствии, такие, как достижение райских материальных планет после смерти,  преимущества в новом рождении, т.е. рождение в достаточно обеспеченной семье, благоприятные условия в следующем рождении, хорошую работу и неплохие кармические последствия в следующей жизни.

Повторяя цветистые слова Вед, ссылаясь на их авторитетность, люди начинают духовный путь, имея все еще определенную материальную заинтересованность, ожидая свои награды в будущем, прикрываются этими обещаниями Вед и оправдывая ими себя, не забывая  в то же время продолжать вести достаточно материалистичный образ жизни, устраивая пышные церемонии, многочисленные праздники, устремляясь также к неограниченному удовлетворения чувств, к власти, богатству, славе…

Этот стих есть продолжение предыдущей темы, касательно буддхи-йоги. Бог в этих стихах привлекает внимание Арджуны к тем, чей разум в преданном служении Богу еще не утвердился, кто находится  на распутье, у кого уже возникли духовные потребности, но кто еще не может начать этот путь чисто, с направленного развития в себе духовных качеств, с ограничений в удовлетворениях чувств, чьи мысли привязаны к наслаждениям и легко устремляются туда, куда ведет их беспокойный и многообещающий ум, черпающий свои знания в Ведах, рассчитанные на слабых, тех, кто только в начале духовного пути.


Однако и для слабых, только начинающих свой религиозный путь, Веды, святые писания древних, данные Богом на Землю, предусматривали достаточно  приемлемые указания и наставления, учитывая разные духовные ступени людей, разный уровень их знаний, желаний, подготовленности, возможностей, пол, национальные особенности, возраст, положение, давая каждому свои открытые врата к Богу. Веды также направляли человека на щадящие и приемлемые аскезы, пожертвования, устанавливали религиозные нормы поведения, требовали выполнения и определенных предписаний, как и исполнение определенных религиозных ритуалов, постепенно утверждая человека  через религиозный путь в вере и помогая ему переходить в дальнейшем на более реалистичные и приемлемые требования, которые одни и  могут в дальнейшем укрепить ум человека, вплотную приблизив его к буддхи-йоге.


На самом деле Веды поднимают человека на достаточно высокую ступень, начиная с как угодно низкой ступени его понимания, с той ступени, когда человек и желает духовного развития и не может отказать себе в посулах материального мира и все связывает с ним. Веды, по сути, есть Само Слово Бога, дающего путь к духовной практике даже для тех, кто еще поклоняется полубогам, духам, природе, животным или умершим. В Ведах черпают для себя силы и направление  брахманы, и духовные учителя, и мудрецы, и философы, и аскеты, и те, кто ищет истину, и неофиты. Из многих указаний Вед Бог внимание каждого сосредотачивает на том, что ему более подходит, где человек может взять для себя направление своего дальнейшего движения. В современном материальном мире Веды провозглашаются Богом неавторитетными писаниями, писаниями, которые могут изучать только преданные-староверы. Современные преданные Бога Кришны обязаны изучать Новые Святые Писания, данные Богом Кришной людям в начале третьего тысячелетия.


Но те, кто в самом начале, как уже было сказано, они находят в Ведах те строчки, которые обещают вознаграждение за духовные старания, преумножение материальных благ в результате определенных форм поклонений и жертвоприношений, как и духовных практик. Они цитируют обещания Вед, считают себя последователями Вед, на самом деле не зная уникальность даже очень слабой  духовной практики и здесь усилий, когда человек ставит себе одну цель, исходя из обещаний Вед, но неизменно по Плану Бога достигает намеченное ему Богом, непременно со временем вливаясь в полноценное русло преданного служения Богу, которое в конечном итоге для всех на Земле неминуемо и одно.


Поэтому, пусть они превозносят путь удовлетворения чувств, достижение райских планет, пусть тяготеют к лучшему рождению и карме, ссылаясь на обещания Вед, пусть претендуют еще на власть, силу и славу, но раз они обращают свой взгляд к Ведам, а Веды есть воплощение Бога на Земле, они уже считаются избранными Богом, даже если к Богу напрямую еще не обращаются. А потому, пусть косвенно, но идя этим путем, они уже приняли путь очищения, дали согласие Богу в них вести себя в направлении к духовному совершенству, а потому Бог найдет каждому именно ему предназначенный путь и средства, которые упорядочат мысль, укрепят веру, утвердят разум в таком пути, сделают ум сосредоточенней на цели пути,  и это позволит увидеть Того, Кто ведет, и сосредоточиться на Нем, таким образом  сделав разум человека, как и мысль, не многоветвистым, но устремленным только к Богу.
В этом стихе следует обратить внимание на то, что во времена Арджуны  Веды были достаточно популярны и авторитетны, передавались изустно духовными учителями и брахманами, учитывали особый склад ума людей того периода, их привлечение к посулам материального мира, к мистическим персонажам и поклонение им.


44.Заблуждаются (украден разум тех) разумом те, кто привязан к таким вещам, как богатство и власть, но этого не происходит с теми, чей разум утвердился в буддхи-йоги и находится в состоянии самадхи (погружение в себе в Верховный Брахман, в Бога в себе).

КОММЕНТАРИЙ.
В этом стихе Бог продолжает утверждать авторитет буддхи-йоги, подавляющее

Реклама
Реклама