Предисловие: Это не статья написанная мной самостоятельно... Она написана по материалам статьи Юлии Шигаревой. Сильно порезанной и переделанной , но все же по мотивам статьи другого автора. ЛЯЛЯ ЧЕРНАЯ- Цыганская Королева!!!
Мой дедушка, будучи юношей, на ярмарке в Новом Иерусалиме, влюбился с первого взгляда в юную цыганку. В тот же вечер, он выкрал ее из табора и тайно обвенчался, после чего, представил мою будущую бабушку, как свою жену и своим родным, и, потом, цыганам. Они прожили долгую и счастливую жизнь, в которой было все, и счастье, и горе, и революция, и войны, и дети, и внуки.... И всю жизнь бабушка оставалась цыганкой. Я родился и прожил первые десять лет своей жизни, в районе Тверских-Ямских улиц, недалеко от Белорусского вокзала и знаменитого Яра. В те годы, Яр назывался Гостиница «Советская». Центральный вход в гостиницу находится со стороны стадиона «Динамо», а вот со стороны Ленинградского проспекта находится вход в театр «Ромэн». И первое знакомство с театром, в моей жизни, произошло именно там. Половину труппы бабушка называла родственниками. Там я впервые услышал имя Ляли Черной, его произносили в театре с придыханием, боготворя. «Она была как шампанское, наша Ляля, - говорят те, кто лично знал актрису. - Искрящаяся, пьянящая. Фигурка точёная, глаза - утонуть можно! Раз увидев её, мужчины теряли голову и не могли забыть уже до самой смерти». В ней была лишь четверть цыганской крови. Но это не помешало таборным цыганам провозгласить её своей Королевой.
…9 сентября 1982 года ушла из жизни великая актриса, гордость цыганского народа — Ляля Чёрная. Она покоится в знаменитом «Вишнёвом саде» на Новодевичьем кладбище. В одной могиле со своим мужем, Николаем Хмелевым, по соседству со многими великими актерами Московского художественного театра, с которыми при жизни она дружила.
Она появилась на свет легко - настоящим королевам положено приходить в этот мир именно так. В родительском доме всегда было много гостей. И не какая-нибудь шушера разночинная, а «из благородных»! Да и как может быть по-другому, если отец маленькой Наденьки - дворянин Сергей Киселёв. А Наденькин дед, Киселёв - владелец имения Бабкино, в котором подолгу гостили Чехов, Левитан. Однажды кто-то из гостей склонился над кроваткой, в которой лежала малышка. «Ой, какая лялька! Просто куколка. На ресницы спичку положи - удержится. Но что ж она такая чернушка? Кожа-то - как кофе с молоком!» Так маленькая Надя Киселёва получила псевдоним, под которым её узнает весь Советский Союз: Ляля Чёрная.
Лялина мать Мария Полякова, дочь чистокровного цыгана и русской, пела в одном из лучших московских цыганских хоров - у Ром-Лебедева. Жертвой её красоты стал князь Сергей Сергеевич Голицын.
- Голицын так страстно полюбил красавицу-цыганку, что, подкатив однажды на тройке, увёз Марию к себе, - рассказывает Любовь Владимировна Александрович, племянница Ляли Чёрной, ведущая актриса театра «Ромэн», - Тогда такие «похищения цыганских невест» были в порядке вещей. Хотя сами цыганки нрава были очень строгого. Девушке, работавшей в хоре, не разрешалось после концерта, одной идти в кабинет, если вдруг, распалившийся от цыганских песен и танцев, гость решит пригласить её на приватный ужин. Её должна была сопровождать сестра, или кто-то из родителей. Да хоть музыкант из хора! Но одной - никогда! Для цыганки это считалось позором.
С Голицыным Мария прожила несколько лет, родила ему детей. Но как-то раз, добрые люди шепнули ей: «Маша, твой Серёжа-то одной красотке дорогое кольцо подарил!» Цыганки своим мужьям не изменяли, но и сами измен не терпели. Поэтому, Мария собрала вещи и ушла. Залечить душевные раны она отправилась «на воды», на курорт, где, в кругу ценителей цыганского искусства, однажды, встретилась с дворянином Сергеем Киселёвым. Дело быстро шло к свадьбе. Голицын очень сильно переживал уход любимой женщины, умолял её вернуться. «Маша, ну какая тебе разница? И я Серёжа, и он Серёжа! Возвращайся ко мне», - писал он ей. Но Мария была непреклонна. Молодая семья уехала в Нальчик, где и родилась их первая дочь - Надя. Наша Ляля.
То, что Надя Киселёва невероятно талантлива, все поняли довольно быстро. Отец умер, Наде, как старшей из детей, надо было помогать матери содержать семью. Они вновь жили в Москве, и Мария работала в цыганском хоре. А Ляля была при ней - сидела в хоре, как живое украшение. Однажды мать заболела, и кто-то из цыганок сказал 13-летней девчонке: «Давай-ка танцуй вместо матери!» И Ляля станцевала «венгерку» так, что ресторан взорвался восторженными криками. Дорога ей была одна - в актрисы. Поэтому, когда в 1930-е годы, в Москве открылся театр «Ромэн», Лялю тут же взяли в труппу.
Руководить театром поставили знаменитого мхатовского актёра Михаила Яншина. Естественно, два таланта не могли пройти друг мимо друга… Михаил и Ляля поженились. В 1936 году, на экраны вышел фильм «Последний табор», где Яншин и Ляля сыграли яркие роли. После этой картины, Ляля проснулась звездой. Её стали называть «цыганской Любовью Орловой». Тогда-то таборные цыгане и провозгласили Лялю своей Королевой.
Вот только семейная жизнь Королевы, вдруг в одночасье, изменилась.
- Это произошло в самом начале войны, - рассказывает Любовь Александрович, - «Ромэн» эвакуировали в Нальчик. В это же время туда на гастроли приехал МХАТ. Во мхатовской труппе тогда блистал Николай Хмелёв, игравший ведущие роли Алексея Турбина, Каренина и др. Всех актёров поселили в одной гостинице. В этой гостинице-то они и встретились - совершенно случайно. Когда Хмелёв увидел Лялю, его словно подменили. От природы сдержанный, замкнутый, он узнал, в каком номере живёт Яншин с женой, постучался к ним. А войдя, прямо на глазах у изумлённого Яншина, подхватил Лялю на руки и, со счастливой улыбкой на лице, вынес из номера...
В конце 1942 года Яншин и Ляля разошлись. Ляля вышла замуж за Хмелёва, через год у них родился сын. Они назвали его Алёша - в честь Алексея Турбина, из Булгаковских «Дней Турбиных», одной из лучших ролей Хмелёва. А Михаил Яншин стал крёстным отцом их ребёнка. Вот только Лялино семейное счастье продлилось недолго. В 1944 году, когда МХАТ вернулся из эвакуации в Москву, Хмелёв начал репетировать сложную роль - Ивана Грозного. Подруга Ляли Чёрной, Нина Рафанская, вспоминает, что накануне генеральной репетиции зашла в гости в Ляле, её встретил Хмелев и пожаловался, что образ Ивана Грозного идёт у него очень тяжело. «Ну ничего, — сказал он. — Или я его, или он меня». В этот день, у него была генеральная репетиция, на которой Хмелеву стало плохо. Ляля, которой сообщили о случившемся, прибежала во МХАТ, она плакала, кричала, взывала к своему Николушке, но всё было бесполезно. Иван Грозный победил. Николай Хмелев умер.
Яншин не оставил Лялю, старался ей помочь, потому, что по-настоящему любил её. Ляля осталась с маленьким ребёнком на руках, моталась по гастролям - надо же было зарабатывать деньги. Яншин возобновил в «Ромэне» несколько спектаклей с её участием. А в 1951 г. режиссёр Борис Вершилов ставит в «Ромэне» «Грушеньку», по «Очарованному страннику» Лескова. Это был Лялин триумф. Вся Москва ломилась в театр «на Лялю - Грушеньку». На некоторое время, Яншин даже переехал к Ляле, но из попытки начать совместную жизнь заново ничего не вышло.
- Ляля очень спокойно переносила свою славу, - продолжает Любовь Александрович. - Голову она ей не вскружила. Хотя Сталин, бывало, и на банкеты её в Кремль приглашал. Она ни перед кем не лебезила, но и не боялась никого. Помните, были знаменитые футболисты - братья Старостины? Не только они сами, но и их семьи пострадали от репрессий. Ольгу, жену Андрея Старостина (она, кстати, тоже цыганка была), сослали в лагерь. Ляля им много помогала. Мы постоянно то собирали какие-то посылки в Норильск, то шли навестить дочку Старостиных Наталью, которая осталась на попечении родственников.
Она вообще постоянно всем помогала. Дверь в её доме не закрывалась. Кто-то приходил забрать посылочку, кто-то - просто подкормиться. Если кто-то из поклонников дарил ей что-нибудь, тут же могла передарить это. А то и сама, сняв с руки браслет, отдавала какому-нибудь почитателю. Помню, бабушка очень её за такую широту души ругала…
Про Лялину щедрость чуть ли не легенды слагали. Однажды во время войны (Ляля вместе с фронтовыми концертными бригадами колесила по фронтам и тылам) на вокзале она увидела женщину. На руках у неё - грудной ребёнок, из одежды - тоненькая кофточка. Беженцы. Ляля сняла с себя пальто и отдала женщине. «У неё ребёнок, ей нужнее!»
…Годы шли, ролей в театре становилось всё меньше. И Ляля принимает решение уйти из «Ромэна», что она и сделала в 1972 году. Отсутствие работы она переживала очень тяжело. Старалась компенсировать это концертами, снялась у Лотяну, в «Табор уходит в небо», сыграла у Волчек в «Современнике» - в спектакле «Эшелон». Помимо цыганских песен и романсов из спектаклей «Грушенька» («Я цыган-удалец», «Доля», «Челнок»), «Все о тебе» («На заре не слышу», «Как хорошо») и кинофильма «Последний табор», Ляля Черная записала на диски песни и романсы в собственной обработке «Когда цыганка говорит» (старинный цыганский напев), «Я хочу умереть, не любя» (муз. Я.Фельдмана, ст. Л. Печорина), «Мой костер» (ст. Я. Полонского) и др. Но всё это было уже не то…
А вот мужчины, по-прежнему, оборачивались ей вслед, когда она шла по Столешникову переулку. Даже в 60 лет - на каблуках, танцующей походкой…
Её похоронили в «Вишнёвом саду» - той части Новодевичьего кладбища, где лежат знаменитые мхатовские старики. Вместе с мужем - Николаем Хмелёвым. А 22 марта, театр «Ромэн» вновь покажет ту самую «Грушеньку» - в честь цыганской Королевы по имени Ляля...
|