Дневник инструктора райкома КПСС. 30. Национальный вопрос.
«Партийная организация должна добиваться,
чтобы каждый коммунист соблюдал сам
и прививал трудящимся нравственные принципы,
изложенные в Программе КПСС –
моральном кодексе строителя коммунизма:
- дружба и братство всех народов СССР;
непримиримость к национальной и расовой неприязни»;
Из Устава КПСС.
Автотранспортное предприятие района долгое время возглавлял выходец из Прибалтики по фамилии Янис. Его невозможно было обвинить ни в национализме, ни в других серьезных отклонениях от норм морали и партийной идеологии. Наоборот, его моральная чистота нравилась не всем. Ему в машину недоброжелатели даже подбросили женское бельё, которое нашла жена и устроила скандал. Но запомнился он больше своими крылатыми высказываниями. Одно из них посвящено отношению к работе представителей разных национальностей. В узком кругу он выдал фразу, которая стала известна всему району, благодаря своей точной оценке происходящего:
- У меня в АТП шофёры трёх национальностей: немцы работают, русские пьют, а татары – на ремонте. А вообще, как представитель Прибалтики, заявляю: любите Россию и она вам откроется в такой невообразимой красоте и мощи, что всё остальное на этом глобусе покажется мелким и несущественным. А сибиряки вообще когда-нибудь станут основой новой великой цивилизации!
Это говорилось за праздничным столом, не для публики, только для друзей, подразумевались далеко не все представители национальности и не всё время работы, а его значительная часть, достаточная для того, чтобы обратить на это внимание. Те, кто бывал в южной части области в «эпоху развитого социализма», знают, что по внешнему виду села или деревни можно было определить, представители какой национальности составляют в ней большинство. Ещё только подъезжая, можно было точно сказать: русская это деревня, украинская, немецкая или казахская.
В Сибири все нации давно и основательно перемешались. Мы все здесь и потомки Ермака Тимофеевича, и декабристов, и участников восстаний, и первопроходцев, и первоцелинников, и чингизиды.
В Сибири национальность – уже давно пережиток прошлого. Смешанные браки заключаются даже между европейцами и азиатами. Практически уже нет людей, предки которых были бы какой-то одной национальности. Настаивающие на своей «чистоте кровей» люди всего лишь неглубоко знают свою родословную. Всего в двадцатом колене у каждого человека 1 058 576 предков. Кто может поручится за чистоту крови всего миллиона предков, которые жили всего 400 лет назад? А фамилии часто вообще не совпадают с национальностью и ещё реже с родным языком. За одним праздничным столом можно встретить потомков разных племён и народов. Поют русские, украинские, белорусские, цыганские и татарские песни. Афро-сибиряков у нас пока нет, но всё ещё впереди. Мы всегда были теснее друг к другу, несмотря на необъятные просторы Сибири. Иначе не выжили бы в этой суровой красоте.
Как утверждал заворг Иванов, было два закрытых постановления ЦК КПСС об использовании лиц немецкой и еврейской национальности. Поэтому их редко можно было увидеть на руководящей работе, в партийных и советских органах и в списках награждённых орденами и медалями. Причём, не только их. Русские женщины с немецкими фамилиями, дети пропавших без вести на фронтах Великой Отечественной войны, жители временно оккупированных территорий тоже «притормаживались» партийными функционерами.
Февраль 1984