Предисловие: О Великой Любви говорить трудно. Но я все-таки попытался. Несколько слов о Великой Любви
или:
Тайная Любовь Врубеля
Вступление
Не сказать а ничего о Любви, возникающей между мужчиной и женщиной в определенные моменты их жизни, иногда бывает невозможно. Тем более сейчас, когда Европа и США буквально утонула в сексуальных извращениях и где священники католики уже в открытую насилуют мальчиков из своих церковных хоров.
А в России всегда было особенное отношение к Любви, как со стороны женщин, так и со стороны мужчин. Вспомните женщин-декабристок, поехавших за своими мужьями в дикую и далекую Сибирь или грузинскую княжну Нино Чавчавадзе, так и не вышедшую больше замуж после убийства ее мужа Грибоедова, хотя к ней сватались самые лучшие мужчины России. Или же писателя Леонида Андреева, так и не сумевшего жениться после смерти своей жены и даже писавшего свои произведения на скамейке около ее могилы.
К ним можно причислить и художника Михаила Врубеля, поразившего мир своей загадочной любовью к некой замужней женщине, значительно старше его..
Легенды о Врубеле .
Я люблю город Киев. Еще в памятные Советские времена я несколько раз побывал в Киеве, матери городов русских. В основном по работе. А первый раз я прилетел в Киев в командировку в ИЭС имени Патона, влиятельнейшую организацию в области сварки металлов и неметаллов на конференцию по приглашению. Прилетел на целую неделю.
В понедельник я прилетел, а в пятницу уже улетал. Билет на самолет у меня был туда и обратно. Номер в гостинице забронирован самим институтом. Так что, наиприятнейшая командировка без каких-либо забот и проблем. Поэтому в первый же освободившийся у меня день я пришел не куда-нибудь, а в Церковь Святого Кирилла, чтобы посмотреть Богоматерь с младенцем Михаила Врубеля.
Больно уж наслышан был о ней. А одна легенда про любовь Врубеля к героине иконы Богоматери была очень даже романтичной и красивой. Хотя надо сказать, что судьба Врубеля переполнена множеством легенд, связанных с его творчеством и с его жизнью, легенд таинственных, загадочных, мало нам понятных, порой даже мистических. И это естественно. Потому что слишком уж загадочным было и само творчество Врубеля, и даже сама его смерть.
Одна из легенд жизни Врубеля была связана с его первой большой любовью. Причем, это была очень даже невероятная легенда. Я читал о ней еще в юности. Не помню, где читал, но точно знаю, что читал. И она осталась в моей памяти.
Так вот, молодым начинающим художником он оказался безнадежно влюбленным в жену известного в те времена искусствоведа, профессора Андриана Прахова, руководившего реставрационными работами в Кириловской церкви и Владимировском соборе города Киева.
Врубелю было 28 лет, а ей 35, когда они впервые увиделись на киевской квартире Праховых (этот дом на улице Большой Житомирской, 6/11, стоит и поныне). У Эмилии Львовны уже было трое детей -- Елена, Николай и Ольга. В 16 лет выйдя замуж за профессора, искусствоведа Адриана Прахова, она узнала мир искусства не понаслышке, объездив с мужем пол - Европы, бывая в самых знаменитых музеях. Закончила консерваторию по классу фортепиано и брала уроки у самого Листа.
То есть, объектом любви Врубеля, была женщина неординарная, культурная и очень развитая интеллектуально. Но она была значительно старше его по возрасту и, честно говоря, его не любила, она просто забавлялась с ним. А может и любила, но по своему. И кто их поймет, этих влюбленных женщин...
Прахов благоволил молодому талантливому художнику и поручился за него при выборе художника для реставрации настенных росписей, как в Кирилловской церкви, так и росписи Владимирского собора города Киеве. А ведь Врубель к тому времени был очень молод и еще даже не закончил Академии художества.
Нет, предмет любви молодого Врубеля была далеко не красавицей. Скуластое лицо, широкий нос, высокий лоб… Но эти удивительные глаза! И пухлые губы чудной ласковой формы -- как нежные, не очерченные лепестки розы. И взгляд ее глаз глубокий, загадочно томный, от которого оторваться было невозможно.
Часто бывая в гостях у Праховых, Врубель рисовал главу семьи, детей и Эмилию Львовну. «Один чудесный человек (ах, Аня, какие бывают люди!)» -- это строки из восторженного письма Врубеля к сестре. «Чудесным человеком» стала для него Прахова. А Киев -- самым желанным городом: «Как хорош, однако же, Киев. Жаль, что я здесь не живу. Я люблю Киев… » Биографы художника отмечают: никогда больше -- ни до, ни после не было у него такого состояния, и, пожалуй, никогда более он не был так счастлив…
Однако, узнав о романе своей жены с молодым художником Врубелем, Прахов запретил им видеться. Но от работ Врубеля Прахов отказаться уже не смог, хотя и хотел, но не получилось – слишком уж неповторим, ярок и талантлив был этот молодой художник, возлюбленный его жены, да и работы Врубеля по росписи в Кирилловской церкви и во Владимирском соборе были в самом разгаре.
Ведь работать Врубель умел неистово. Порой даже без эскизов, по одному лишь своему художественному озарению. И к осени 1884 года он завершил монументальные настенные композиции Кирилловской церкви. Художник создал две композиции («Надгробный плач» — в нише притвора, «Сошествие Святого Духа на апостолов» – на хорах); головы Моисея и Христа — над входом в крестительную; двух ангелов с лабарами (профессиональными сборщиками пожертвований для церкви) — в молитвенной на хорах; архангела Гавриила — на предалтарном столбе; сцену «Въезд в Иерусалим» — в центральном нефе; четыре иконы на цинковых досках для мраморного иконостаса — «Святой Афанасий», «Богоматерь с младенцем», «Христос», «Святой Кирилл».
Поэтому, когда Врубель писал иконы Богоматери с младенцем, он писал их без эскизов, по памяти, точнее, по своей художественной памяти и на иконах неожиданно для него и для всех его друзей, появился лик его возлюбленной, Эмилии Львовны.
Так что, утаить «дело душевное и любовное» художнику не удалось. И когда летом 1885 года в Кирилловской церкви появились написанные Врубелем иконы, то киевляне узнали в образе Богоматери черты известной в Киеве дамы.
Даже скупой на комплименты художник Нестеров, приехавший в Киев для работы во Владимирском соборе, писал родным: у Врубеля «вышло нечто такое, от чего могут глаза разгореться. Особенно хороша икона Богоматери». Нестеров еще не знал, какой горький сюрприз готовит ему судьба: он полюбит «живую копию» Эмилии Львовны -- ее дочь Елену и будет просить ее руки. Но получит отказ, поскольку принадлежит к купеческому сословию, да еще и вдовец с детьми. Он захочет рисовать с нее образ святой Варвары во Владимирском соборе, но жена киевского генерал-губернатора Драгомирова, прослышав об этом, возмутится: «Чтобы я на Лелю Прахову молилась?! Да никогда в жизни!.. »
И совершенно разными версиями и домыслами обросла история взаимоотношений Врубеля с супругой профессора Адриана Прахова. Многие считают, что Эмилия Львовна Праховав вдохновила Врубеля не только на иконостасный образ Богоматери в Кирилловской церкви, но и на самого первого Демона. А злые языки судачат, что Врубель-де был отлучен от росписи во Владимирском соборе именно из-за любовных отношений между Врубелем и Эмилией.
Как бы то ни было, но Киев сыграл в жизни художника особую роль. Роковую ли? Мистическую? Счастливую? Трагическую? Неизвестно. Но об этом спорят до сих пор…
***
Послесловие: У Великой Любви не бывает послесловия. Потому что она - Вечна! |