Произведение «Несколько слов о Великой Любви»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Притча
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 4
Читатели: 328 +1
Дата:
Предисловие:
О Великой Любви говорить трудно. Но я все-таки попытался.

Несколько слов о Великой Любви

 

или:



Тайная Любовь Врубеля







Вступление



Не сказать а ничего  о Любви, возникающей между  мужчиной  и женщиной в определенные моменты их жизни, иногда бывает невозможно. Тем более сейчас, когда Европа и США буквально утонула  в сексуальных извращениях и где священники католики уже  в открытую  насилуют мальчиков из своих церковных хоров.



А в России всегда было особенное отношение к Любви, как со стороны женщин, так и со стороны мужчин. Вспомните женщин-декабристок, поехавших за своими мужьями в дикую и далекую Сибирь или грузинскую княжну Нино Чавчавадзе, так и не вышедшую больше замуж после убийства ее мужа Грибоедова, хотя к ней сватались самые  лучшие мужчины России.  Или же писателя Леонида  Андреева, так и не сумевшего жениться после смерти своей жены и даже писавшего свои произведения на скамейке около ее могилы. 



К ним можно причислить  и художника Михаила  Врубеля, поразившего мир  своей  загадочной  любовью  к некой замужней  женщине, значительно старше его..



Легенды о Врубеле .



Я люблю город Киев. Еще в памятные Советские времена  я несколько раз  побывал  в Киеве, матери городов русских. В основном по работе. А первый раз я прилетел в Киев в  командировку  в  ИЭС  имени Патона, влиятельнейшую  организацию  в области сварки металлов и неметаллов на конференцию по приглашению. Прилетел на целую  неделю.



В понедельник я прилетел, а в пятницу уже улетал. Билет на самолет у меня был туда и обратно. Номер в гостинице  забронирован самим институтом. Так что, наиприятнейшая командировка без  каких-либо забот и проблем.  Поэтому в первый же освободившийся у меня день я  пришел не  куда-нибудь, а  в  Церковь  Святого Кирилла, чтобы посмотреть Богоматерь с младенцем Михаила Врубеля.



Больно уж наслышан был о ней.  А одна  легенда про любовь Врубеля к героине  иконы Богоматери  была очень даже  романтичной и красивой. Хотя надо сказать,  что судьба Врубеля переполнена множеством легенд, связанных с его творчеством и с его  жизнью, легенд таинственных, загадочных, мало нам  понятных,  порой  даже мистических.  И это естественно.  Потому что слишком уж загадочным  было  и само творчество Врубеля, и  даже сама  его смерть.



Одна из легенд жизни Врубеля  была связана с его первой большой любовью. Причем,  это  была  очень даже невероятная легенда. Я читал о ней еще  в  юности.  Не помню,  где читал, но точно знаю, что  читал.  И она осталась в моей памяти.



Так вот, молодым начинающим художником он оказался безнадежно влюбленным  в жену известного  в те времена искусствоведа, профессора Андриана Прахова, руководившего реставрационными  работами в Кириловской церкви  и  Владимировском  соборе  города Киева.



Врубелю было 28 лет, а ей 35, когда они впервые увиделись на киевской квартире Праховых (этот дом на улице Большой Житомирской, 6/11, стоит и поныне). У Эмилии Львовны уже было трое детей -- Елена, Николай и Ольга. В 16 лет выйдя замуж за профессора, искусствоведа Адриана Прахова, она узнала мир искусства не понаслышке, объездив с мужем пол - Европы, бывая в самых знаменитых музеях. Закончила консерваторию по классу фортепиано и брала уроки у самого Листа.



То есть,  объектом  любви Врубеля, была женщина неординарная, культурная и очень развитая интеллектуально.  Но она  была значительно старше его по возрасту  и, честно говоря,  его не любила, она  просто забавлялась с ним. А может и любила, но по своему. И кто их поймет, этих  влюбленных женщин...



Прахов благоволил молодому талантливому художнику и поручился за него при выборе художника для  реставрации настенных  росписей, как  в  Кирилловской церкви, так  и росписи Владимирского собора  города  Киеве. А ведь Врубель к тому времени был очень молод  и еще даже  не  закончил Академии художества.



Нет, предмет  любви молодого Врубеля  была далеко не красавицей. Скуластое лицо, широкий нос, высокий лоб… Но эти удивительные глаза! И пухлые губы чудной ласковой формы -- как нежные, не очерченные лепестки розы. И взгляд ее глаз  глубокий, загадочно томный, от которого оторваться было невозможно.



Часто бывая в гостях у Праховых, Врубель рисовал главу семьи, детей и Эмилию Львовну. «Один чудесный человек (ах, Аня, какие бывают люди!)» -- это строки из восторженного письма Врубеля к сестре. «Чудесным человеком» стала для него Прахова. А Киев -- самым желанным городом: «Как хорош, однако же, Киев. Жаль, что я здесь не живу. Я люблю Киев… » Биографы художника отмечают: никогда больше -- ни до, ни после не было у него такого состояния, и, пожалуй, никогда более он не был так счастлив…



Однако, узнав о романе своей жены с молодым художником Врубелем, Прахов  запретил  им видеться. Но  от  работ  Врубеля  Прахов отказаться уже  не смог, хотя и хотел, но не получилось  – слишком  уж неповторим, ярок и талантлив был  этот  молодой  художник, возлюбленный его жены, да и работы Врубеля по росписи  в Кирилловской церкви  и во Владимирском соборе были  в самом разгаре.



Ведь  работать Врубель умел неистово. Порой даже без эскизов, по одному лишь своему художественному озарению. И к осени 1884 года он  завершил монументальные  настенные композиции Кирилловской церкви. Художник создал две композиции («Надгробный плач» — в нише притвора, «Сошествие Святого Духа на апостолов» – на хорах); головы Моисея и Христа — над входом в крестительную; двух ангелов с лабарами (профессиональными сборщиками пожертвований для церкви) — в молитвенной на хорах; архангела Гавриила — на предалтарном столбе; сцену «Въезд в Иерусалим» — в центральном нефе; четыре иконы на цинковых досках для мраморного иконостаса — «Святой Афанасий», «Богоматерь с младенцем», «Христос», «Святой Кирилл».



Поэтому, когда Врубель писал иконы Богоматери с младенцем,  он писал их без эскизов, по памяти, точнее, по своей художественной памяти и  на иконах неожиданно для него и для всех его друзей,  появился лик его возлюбленной, Эмилии Львовны.



Так что,  утаить «дело душевное и любовное»  художнику не удалось. И когда летом 1885 года в Кирилловской церкви появились написанные Врубелем иконы, то киевляне узнали в образе Богоматери черты известной в Киеве дамы. 



Даже скупой на комплименты художник Нестеров, приехавший в Киев для работы во Владимирском соборе, писал родным: у Врубеля «вышло нечто такое, от чего могут глаза разгореться. Особенно хороша икона Богоматери». Нестеров еще не знал, какой горький сюрприз готовит ему судьба: он полюбит «живую копию» Эмилии Львовны -- ее дочь Елену и будет просить ее руки. Но получит отказ, поскольку принадлежит к купеческому сословию, да еще и вдовец с детьми. Он захочет рисовать с нее образ святой Варвары во Владимирском соборе, но жена киевского генерал-губернатора Драгомирова, прослышав об этом, возмутится: «Чтобы я на Лелю Прахову молилась?! Да никогда в жизни!.. »



И совершенно разными версиями и домыслами обросла история взаимоотношений Врубеля с супругой профессора Адриана Прахова.  Многие считают, что Эмилия Львовна Праховав вдохновила Врубеля не только на иконостасный образ Богоматери в Кирилловской церкви, но и на самого первого Демона. А злые языки судачат, что Врубель-де был отлучен от  росписи во Владимирском соборе именно  из-за  любовных отношений между Врубелем и  Эмилией.



Как бы то ни было, но  Киев  сыграл в жизни художника особую роль. Роковую ли? Мистическую? Счастливую?  Трагическую?  Неизвестно.  Но об этом спорят до сих пор…



***












Послесловие:
У Великой Любви не бывает послесловия. Потому что она - Вечна!
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама