Произведение «Ценная бандероль стоимостью в один доллар. История 16 ч.11» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Роман
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 4
Читатели: 541 +1
Дата:
«Пион" Сара Бернар"»

Ценная бандероль стоимостью в один доллар. История 16 ч.11

Ценная бандероль стоимостью в один доллар 
Blue Hope/Голубая Надежда
Надежда тоже голубая

Страхи Сары Бернар

"Следует прощать талантливым актрисам их капризы, ибо бедные, лишенные таланта дамы капризничают не меньше"
(Жюль Ренар)


  С точки зрения вечности актерская профессия неблагодарная. После смерти композитора остается музыка, после смерти поэта - стихи. Художник оставляет потомкам свои картины, архитектор - идеи воплощённые в зданиях и сооружениях.
  А актёры? Те, кто выступал на сцене ещё  до эры телевидения и не снимался в кино? О актёрах и актрисах немого кино всё-таки известно больше, чем о тех, кто родился в XIX веке и ранее.
  От них остались  лишь театральные рецензии, воспоминания современников, которые довольно противоречивы, а ещё легенды и мифы.
Такова участь и Сары Бернар.
Великая актриса написала автобиографическую книгу "Моя двойная жизнь" (1907), но многое в ней скрыла, не договорила, особенно из области личной жизни. Хотя была на виду у всех. Невозможно скрыться от любопытных  глаз публичному человеку.
  Есть такие моменты, о которых лучше забыть, не вспоминать. За них или стыдно, или обидно. Книга лишь сгустила тайну вокруг  личности  Сары Бернар.
"Да разве тайну долго убережешь, коли мирская молва, что морская волна, все выплёскивает наружу"
(Леонардо да Винчи)
  Ещё Марк Твен (1)  определил пять видов актрис:
1. плохие актрисы;
2. беспристрастные актрисы;
3. хорошие актрисы;
4.  великолепные актрисы;
и…
5. Сара Бернар.
  Легендарная Сара Бернар. Полвека её имя не сходило со страниц газет и журналов всего мира. Несравненная… Королева сцены… Величайшая актриса всех времен… Божественная Сара Бернар… Все эти эпитеты по праву относятся к этой актрисе.
  И не важно, что кому-то она казалась неестественной, это их право так думать. Один почитатель таланта Сары Бернар  подсчитал, что если склеить все посвященные ей публикации в одну ленту, то этой лентой можно было бы обернуть земной шар. А если сложить в одну стопку все её фотографии, опубликованные в прессе, то стопка эта достигла бы вершины Эйфелевой башни.(2) А это ни много ни мало 300 метров!
"Как это ни странно, людской разум превратил жизнь в вечную борьбу"
(Сара Бернар)
  Все кто видел её игру, считали Сару образцом и гением театрального совершенства.  Однако многие выдающиеся современники, в частности, А.Чехов, И.Тургенев, А.Суворин, Т.Щепкина-Куперник отрицали наличие у актрисы таланта.
"Талант подменялся предельно отточенной и механистической техникой игры, - утверждали они. - Популярность больше касается её личной жизни, а не театра, а также необычайно раздуваемым ажиотажем,
предшествующим самому представлению".
  Антон Павлович Чехов писал:
"Каждый вздох Сары Бернар, её слезы, её предсмертные конвульсии, вся её игра - есть не что иное, как безукоризненно и умно заученный урок."
  Что ж,  у каждого своё мнение. Любить одного актёра или актрису  всем невозможно.
"Не стоит слишком много ненавидеть, ибо это утомительное занятие. Надо сильно презирать, часто прощать и никогда не забывать. Простить - не значит забыть, во всяком случае, для меня"
(Сара Бернар)
  В 1870 году началась франко-прусская война. Сара Бернар отправила родных подальше от Парижа, позаботившись об их безопасности, но сама осталась в осажденной столице. В театре "Одеон" она оборудовала госпиталь для раненых. Пользуясь своими связями, доставала для госпиталя всё необходимое: продукты, бельё, одежду, медикаменты, дрова для отопления.  Даже  не брезговала помогать раненым, как медсестра. К тому же ассистировала хирургу на сложных операциях. 
"Раненое сердце весит тяжелее…"  (Земфира)
    Сара Бернар затмевала собой всё. Плакаты к её выступлениям писал сам Альфонс Муха. (3) А когда в газетах появлялись новые сведения о турне Сары Бернар, то они затмевали собой любые политические конфликты и экономические кризисы.
  Во всех путешествиях звезду неизменно сопровождали верные репортеры, которые освещали её жизнь чуть ли не ежеминутно.
    Публика боготворила Сару Бернар. Но не у всех было к актрисе такое благосклонное отношение. К примеру, одна из общественных организаций в США назвала в прессе её турне "нашествием проклятой змеи, исчадием французского Вавилона, прибывшего с целью влить отраву в чистые американские нравы".
  Очень зло, не правда ли? Тем не менее, в зрителях на спектаклях Сары Бернар никогда не было недостатка.
"Велик тот артист, который заставляет публику забыть о деталях"
(Сара Бернар)
  Слава Сары Бернар очень быстро распространилась по миру.  Она стала первой настоящей мировой звездой.  В Российской империи  приезда Сары Бернар ждали с нетерпением. Русская публика её обожала.
Трижды она приезжала с гастролями в Россию: в 1881, 1898 и 1908 годах.
  В 1904 году, в разгар русско-японской войны вместе со знаменитым итальянским тенором Энрико Карузо Сара Бернар давала благотворительные концерты. Заработанные деньги они  направили раненым русским солдатам.
"...куда больше удовольствия получаешь, когда отдаешь деньги и видишь, как благодаря им что-то появляется, например, госпиталь. Это же логично - вкладывать деньги в добрые дела, а не класть на счёт в банке и позволять накапливаться и накапливаться"
(Чарльз Фрэнсис Фини)
Встречали Бернар бурными овациями
"Московские ведомости" писали:
"Великие мира осыпали эту сказочную принцессу почестями, каких, вероятно, и во сне не снилось ни Микеланджело, ни Бетховену…"
  Именно тогда  Чехов говорил о недостатке  у актрисы душевности и подлинных страстей.
  А вот Станиславский  в восхищении восклицал:
"Я верю!"
    Знаток театра князь Сергей Волконский (4) высоко ценил сценическое мастерство Сары Бернар. Он писал:
"Она прекрасно владела полярностью переживаний - от радости к горю, от счастья к ужасу, от ласки к ярости - тончайшая нюансировка человеческих чувств. И потом - "знаменитый говорок, знаменитый шепот, знаменитое рычание, знаменитый "золотой голос"/la voix d’or. Последняя ступень мастерства - её взрывы... Как она умела принизиться, чтобы вскочить, собраться, чтобы броситься; как она умела прицелиться, подползать, чтоб разразиться. То же самое в её мимике: какое умение от едва заметного зарождения до высшего размаха…"
  При встрече с императором Александром III, когда актриса собиралась поклониться ему,  царь Миротворец, при котором Россия не вела ни одной войны,  ответил:
"Нет, это я должен перед Вами кланяться".
  И добавил:
"Выслушивай всех, в этом нет ничего позорного, но слушайся только себя и своей совести".
  Между Александром III и Сарой Бернар далее  мог состояться следующий диалог.
Сара Бернар:
"Вас называют царем Миротворцем..."
Александр III:
"Я рад, что был на войне и видел сам все ужасы, неизбежно связанные с войной, и после этого я думаю, что всякий человек с сердцем не может желать войны, а всякий правитель, которому Богом вверен народ, должен принимать все меры, для того чтобы избегать ужасов войны".(5)
Сара Бернар:
"Забвение и смерть являются неизменными спутниками каждого человека".
Александр III:
"Самодержавие создало историческую индивидуальность России. А в чем секрет Вашего успеха?"
Сара Бернар:
"Чтобы достичь успеха, нужно быть обаятельным. Обаяние проявляется во всём и ни в чём одновременно -  в исходящей от вас энергии, во взгляде, походке, телосложении, звуке голоса, изящной жестикуляции. Вовсе не обязательно быть признанным красавцем или красавицей, главное - обладать личным обаянием".
  Обаяние у Сары Бернар было безграничным.  На сцене Сара  воплотила немало классических образов. В её репертуаре были Заира, Дездемона, Андромаха и Федра. Но ролью, которая обратила на актрису внимание общественности, стала Корделия в "Короле Лире".
  Помимо прекрасных дам в репертуаре Сары Бернар было множество мужских ролей, гораздо больше, чем у любой другой актрисы. В их числе были Занетто в пьесе Франсуа Коппе "Прохожий", Лорензаччо в одноимённой пьесе Мюссе. (6)  Мужские роли ей особенно удавались.
Эти роли оттачивали её  мастерство.
"Я вижу себя больше скульптором, чем актрисой", - как-то обмолвилась Бернар.
  Кроме театра, у Сары было еще одно увлечение - скульптура. Она работала в собственной мастерской на бульваре Клиши. Каждый день здесь собирались самые модные парижские художники. Их встречала хозяйка салона в белых брюках из тончайшего шелка, белой просторной блузе с бантом. (7) Чем не наряд художницы?
  Первой работой  Бернар стал бюст мёртвой Офелии. Он был куплен сразу же. Большим успехом пользовались и другие работы актрисы, особенно бюсты её  друзей.
  Одним из близких друзей актрисы был Гюстав  Доре. (8) Доре называют величайшим иллюстратором XIX века за непревзойдённую игру света и тени в его графических работах.
  Однажды они вместе отправились на пленэр*.
* пленэр - работа художника над живописным полотном на открытом воздухе.
  Сара и Гюстав рисовали до поздней ночи, и заночевать им пришлось на соседней ферме. Поскольку Сара была одета в вельветовые брюки и крестьянскую куртку, то хозяин решил, что к нему на ночлег просятся художник и его подмастерье. В результате для Доре он приготовил комнату, а Сару отправил ночевать на сеновал. Утром Доре проснулся от смеха Сары. Он выглянул в окно и увидел, что она весело и задорно плещется у  колодца.
Увидев, что Гюстав наблюдает за ней, она помахала ему рукой, при этом, улыбаясь, прокричала:
"Я так замечательно выспалась!"
  Гюстав так позавидовал ей в тот миг. Ведь он  проворочался всю ночь, не в силах заснуть на жестком крестьянском матрасе. Он сам себе казался измученной принцессой на горошине.
IMG4/201593633827
(Гюстав Доре портрет Сары Бернар 1870 год)
  Играя мужские роли, Сара Бернар отстранялась от окружающей действительности,  не всегда приятной для неё. Оглушительный успех принесла Саре роль сына Наполеона в драме Эдмона Ростана "Орлёнок".
В марте 1900 года, когда Сара  играла двадцатилетнего юношу, ей  уже исполнилось 56 лет. Премьера этой пьесы закончилась оглушительным успехом.  Публике так  пришлась по душе её игра, что она вызывала актрису на бис 30 раз. 
  Одной из самых спорных в числе мужских персонажей Сары Бернар стала роль Гамлета. Своей игрой в этой трагедии Шекспира французская актриса тронула сердце самого Станиславского. Режиссер считал её технику совершенством актёрского мастерства:
"В Саре Бернар сочеталось всё: красивый голос, отточенная дикция, пластичность и художественный вкус".
"Публика предпочитает верить скорее дурным слухам, чем хорошим"
(Сара Бернар)
  Воплощение Сарой Бернар образа Гамлета критиковала  актриса Элизабет Робинс:
"В этой интерпретации великая трагедия "Гамлета" была лишена всякого достоинства и своего таинственного очарования", -  написала Робинс. (9)
Вполне возможно, что она просто ревновала к славе Бернар.
  Как верно  писал русский поэт и революционер Николай Огарев:
"Я всегда ненавидел ревность; она слишком похожа на зависть". (10)
  Сара Бернар уступала свою фигуру и свою улыбку рекламным художникам.

Реклама
Обсуждение
     16:01 06.07.2020 (1)
Сила жизни, талант,  уверенность в себе... дивная женщина! Достойная своей эпохи..
     16:14 06.07.2020
2
Верно! Как бриллиант , равный среди равных, так и "Божественная Сара". Наконец-то дописала о ней...
Реклама