79.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 12. ТЕКСТ 1-4.
79.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 12.
ТЕКСТ 1-4.
Глава 12. Преданное служение
ТЕКСТ 1
арджуна увача
эвам сатата-йукта йе
бхактас твам парйупасате
йе чапй акшарам авйактам
тешам ке йога-виттамах
арджунах увача - Aрджуна сказал; эвам - так; сатата - всегда;
йуктах - занятые; йе - которые; бхактах - преданные; твам - Тебе; парйупасате - поклоняются должным
образом; йе - которые; ча - также; апи - ведь; акшарам - недосягаемому для
чувств; авйактам - непроявленному; тешам - их; ке - какие; йога-вит-тамах -
более преуспевшие в науке о йоге.
Aрджуна спросил: Кто более преуспел в йоге - те, кто всегда
преданно служит Тебе, или те, кто поклоняется безличному Брахману,
непроявленному и неуничтожимому?
БОГ:
Неточный перевод. Правильный перевод: «1.Арджуна сказал: Таким образом, из тех, кто
постоянно вовлечен в поклонение, кого следует считать наиболее совершенным в
йоге: твоих бхакт, которые должным образом поклоняются Тебе или же тех, кто
постоянно должным образом поклоняются непроявленному, тому, что за пределами
чувств?».
КОММЕНТAРИЙ: Кришна уже рассказал Aрджуне о личностной,
безличной и вселенской формах Господа, а также о различных категориях преданных
и йогов.
БОГ: Нет. Не было такого, чтобы Бог рассказывал Арджуне о некоей
безличностной Своей форме. У Бога Кришны нет безличностной ипостаси. Это
домысел, результат вольного перевода с санскрита. Плоды нерадивых, невежественных
духовных учителей преданных, чье мнение и личное понимание преданные более
принимают во внимание, нежели серьезный и основательный подход к изучению
непосредственно Слова Бога. Как может преданный не понимать, что Тело Бога в
любое его точке в каждое мгновение Есть САМ ВЫСШИЙ ДУХ, всеми Своими качествами
присутствующий, как Своим полным целым. Все есть ЛИЧНОСТЬ БОГА КРИШНЫ. Нет
ничего, что было бы в Боге вне Полного Божественного Присутствия, Воли, Знаний,
Славы, Могущества, Власти. В стихе речь идет о непроявленном в другом смысле.
Есть люди, которые поклоняются Самому Богу Кришне и осознают и направленно
занимаются преданным служением именно Богу Кришне. Но есть люди, которые
поклоняются неким могущественным силам,
духам, неким мистическим, созданным их мыслительным процессом существам,
которые ни есть Сам Бог, которые многочисленны и как бы самостоятельны,
привязывая их к природным явлениям, стихиям, судьбе человека, к работе,
рождению детей и пр., которые вне чувств, вне пониманий, вне осознания их
качеств и пр.
Обычно трансценденталистов делят на две категории, а именно: на
имперсоналистов и персоналистов. Преданные-персоналисты все свои силы и энергию
посвящают служению Верховному Господу. Имперсоналисты также занимаются духовной
практикой, но, вместо того чтобы непосредственно служить Кришне, они медитируют
на безличный Брахман, непроявленное.
БОГ: Что касается поклонения именно Богу Кришне, то надо
понимать, что есть ступени преданного служения Богу Кришне, есть, поэтому, и
ступени поклонения Богу Кришне. Все преданные, все поклоняющиеся Богу Кришне,
идут в своих поклонениях и преданном служении только вверх. Но именно все
должны осознавать, что поклоняются Богу Кришне и не просто, а ЛИЧНОСТИ Бога
Кришны. Ибо у Бога Кришны нет ничего, что было бы безличностного. Но те, кто
поклоняются Богу Кришне, понимая в себе, что поклоняются некоему безличному
Брахману, такие люди были во времена Арджуны, и Бог давал такое им поклонение в
связи с тем, что они стояли на очень низких ступенях религиозного своего
развития, и им непременно надо было как-то подготовиться к поклонению именно
Личности Бога Кришны. Для этого они проходили практику поклонения как бы
упрощенную, не выходя на Бога Кришну непосредственно. Но всегда надо понимать,
что это упрощение было дано им на уровне их ума. На самом деле нет у Бога
Кришны безличностного сияния. Все есть – Высший Дух, Сам Бог Кришна, Верховная
Божественная Личность.
Из этой главы мы узнаем,
что из всех методов познания Aбсолютной Истины высшим является бхакти-йога,
преданное служение.
БОГ: В
современном мире не менее важен путь к Богу Кришне через и другие буддхи-йоги, т.е. через карма-йогу и
гйана-йогу, т.е. путь через работу, как связующий с Богом Кришной духовный
процесс и путь через Изучение Святого Писания, как связующий с Богом Кришной
процесс через Духовные Знания. Оба этих пути постепенно обрастают полноценным
преданным служением и становятся неотличными от бхакти-йоги.
Тот, кто действительно
хочет получить доступ к Верховной Личности Бога, должен встать на путь
преданного служения. Иначе говоря, тех, кто, занимаясь преданным служением,
поклоняется непосредственно Верховному Господу, называют персоналистами, а тех,
кто медитирует на безличный Брахман, - имперсоналистами.
БОГ: Не существует безличного Брахмана. Нет в современном мире
такого религиозного пути. Бог для современного человека такое поклонение не
поддерживает. Необходимо поклоняться только Богу Кришне, Высочайшей
Божественной Личности. Но поклонение и служение Богу Кришне ни есть решение
самого человека. Этот вопрос решает только Бог Кришна и тогда, когда качества
человека подходят для того, чтобы он начинал преданно служить Богу Кришне.
В данном стихе Aрджуна
спрашивает Кришну, чье положение лучше. Есть много разных путей постижения
Aбсолютной Истины, но в этой главе Кришна говорит о том, что лучшим из них
является бхакти-йога, или преданное служение Ему. Это самый прямой и легкий
путь к общению с Богом.
БОГ: Не существует «много разных путей постижения Aбсолютной
Истины». Существует только один путь – путь преданного служения Богу Кришне со
всем, что он в себя вмещает, согласно Слову Бога в Святом Писании. Все
остальные религиозные практики и йоги есть пути окольные, не выводящие
непосредственно на духовный план, не рекомендуемые Богом Кришной, как
авторитетные пути, но есть то, что развивает те качества человека, которые в
свое время приведут к преданному полноценному служению и скорее всего не в этой
жизни. Преданное служение есть действительно прямой путь к постижению Личности
Бога Кришны, но не является легким, хотя полностью охраняется Богом,
поддерживается Богом, и можно его назвать автоматическим, где каждый преданный,
вовлекаясь в полноценное преданное служение, Волею Бога идет по строго своему
личному пути материального и духовного развития и акцентируется Богом на
достижении тех качеств, которых именно ему недостает для выхода в свое время на
духовный план.
Во второй главе «Бхагавад-гиты» Верховный Господь объяснил, что
живое существо - не плоть, а духовная искра, частица Aбсолютной Истины.
БОГ: Как это не Плоть? Именно Плоть Бога Кришны. Бог Есть Высший
Дух, Чистая Божественная энергия, где искра есть часть Высшего Духа, но очень
незначительная, произрастающая из грубой, материальной энергии Бога,
несравнимая с Высшим Духом по качествам, находящаяся в процессе постоянного
одухотворения или развития, но настолько мала и слаба, что не может считаться
духом, но душой, тем, что есть соединение духа и материи, где дух в душе всегда
стремится превалировать над материей, вступает в конфликт с материей,
вследствие чего душа постоянно развивается или идет по пути одухотворения, но с
очень большими преодолениями, которые для нее принимают форму страдания в
материальном мире, ибо Дух в ней, Сам Бог, постоянно ее возбуждает этой
материей и требует от нее отказа от материи, ибо такова ее извечная природа, к
которой она должна устремляться и через дебри материального мира и на духовном
плане, где это происходит более безболезненно и выглядит, как развитие духовных
качеств, преимущественно, которые, однако, из-за малости души, никогда не могут
быть сколько-нибудь приравненными к качествам Бога Кришны.
В седьмой главе Он рассказал о живом существе как о неотъемлемой
составной частице высшего целого и призвал живые существа сосредоточить все
свое внимание на полном целом, Aбсолютной Истине.
БОГ: Если по какой-то причине комментатор непременно желает
ссылаться на те или иные тексты разных глав Бхагавад-Гиты, то надо их приводить
с переводами. Но комментатор многие стихи перевел достаточно ошибочно и так,
что нарушил общую связь в последовательности стихов и логичном их восприятии,
усложнив восприятие текстов и дав им обособленность, вольную им трактовку, на
которую сейчас и ссылается. Нигде в седьмой главе Бог Кришна НЕ ПРИЗЫВАЕТ «живые
существа сосредоточить все свое внимание на полном целом, Aбсолютной Истине.».
Именно так вопрос нигде не стоит в седьмой главе. Преданный должен априори
понимать, что речь может идти о Боге Кришне всегда и только как ПОЛНОМ ЦЕЛОМ.
Бог не бывает частичным, не проявляет себя частично, не присутствует нигде
частично. Даже в мельчайшем живом существе Бог Присутствует СВОИМ ПОЛНЫМ ЦЕЛЫМ,
т.е. всеми Своими БОЖЕСТВЕННЫМИ КАЧЕСТВАМИ. Здесь не может говориться о
присутствии Бога в живом существе СВОИМ ПОЛНЫМ ДУХОМ, СВОЕЙ ДУХОВНОЙ ФОРМОЙ.
Она нигде не уместится. Но Своими качествами во всем объеме – ДА и ДА.
Затем в восьмой главе
вновь было сказано о том, что, если человек, оставляя тело, думает о Кришне, он
тотчас переносится в духовное небо, обитель Кришны.
БОГ:
Вот этот стих: «5.Также
тот, кто идет ко Мне, в конце жизни, оставляя тело, непременно помнит Меня. Он
достигает Моей природы. В этом не может быть сомнений.». Здесь, в этом стихе
дается обещание современникам Арджуны в том, что они могут достичь непременно
природу Бога, если в конце жизни будут помнить о Боге Кришне. Это обещание было
дано древним, ибо нацеливало их на старательность в преданном служении в
течение жизни, чтобы такое сосредоточение на Боге Кришне стало автоматическим и
было как естественно и в момент оставления тела, т.е. через этот стих Бог
направлял древних на усердие в преданном служении постоянное. Так надо было им
сказать, надо было их так вести, ибо народ поклонялся многим полубогам,
потустороннему и был неорганизован в себе на великое старание в преданном
служении именно Богу Кришне. А направлять было к Богу Кришне, к служению Богу
Кришне необходимо, ибо только это есть цель Бога на творение и надо было
отрывать от одних религий и направлять на серьезный путь и серьезные духовные
практики людей того времени. Но стих не имеет определенности. Он так изложен,
что человек может принять его и как обещание выхода на духовный план и как то,
что человек рано или поздно, но непременно достигнет природы Бога. А что значит
Достичь природы Бога? Тут возможно разная трактовка. И развитие духовных
качеств в человеке можно трактовать как достижение природы Бога или
обожествления. А затем может идти речь и о духовном плане, в свое время…
В конце шестой главы
Господь ясно говорит, что тот, кто всегда думает о Кришне в сердце, является
лучшим из
|