«Андрей Макаревич» | |
___________________________________________________________________________________________
Слишком короток век...
Как и следовало ожидать, точка бифуркации (невозврата) для сетевой литературы Рунета
пройдена. Это в свою очередь не означает исчезновения сетевой литературы как таковой. Сетература,
по–видимому, вступает в новую фазу, как впрочем и весь социум частью которого она является.
Сетевая литература (и публицистика) заявили о себе одновременно с появлением новых средств коммуникации
– компьютерных программ и браузеров совместимых с ними, равно как и быстрое развитие Сети Интернет.
С 2000 года Интернет стал доступен большому количеству пользователей в силу своих почти неограниченных
возможностей и приемлемой стоимости услуг.
Первые сетевые ресурсы – соц.сети, а за ними и литературные порталы появились примерно в это время.
В конце 90-х это электронные версии газет и журналов, и в начале «нулевых» литературные Сети со свободной
регистрацией. Стихи ру и Проза ру примерно с 2003 года, и далее «по списку».
Утверждение о якобы явленных миру талантах оказалась несколько преждевременным, – незатейливый вкус
обывателя, основанный на принципе «я тоже так могу» – это не критерий, а удовлетворение потребностей
массового читателя и зрителя. И массовая культура удовлетворяет массовый спрос.
В целом масскультура стала приоритетным сегментом с начала 80-х, и вполне закономерно ушла со сцены
после 2000 года, оставив некоторые свои рудименты в телепрограммах, отчасти на радио и в СМИ, и конечно
«на подмостках». Но в данном случае нас интересует литература, и сетевая литература в частности.
Ожидать появление множества «неизвестных гениев» было бы слишком самонадеянно, неизвестных гениев –
не бывает. Но и Природа не так щедра, как нам этого хотелось.Поэт, как феноменальное явление, это не автор
стихов, и поэзия тоже выходит за рамки только стихосложения.
Более правильным было бы сказать – художник, то есть тот, кто придает форму некой сущности и без того
существующей, но доселе не воплощенной. Наука и искусство основаны на одних и тех же принципах. Один
из титанов Возрождения Микеланджело Буонаротти был гениальным художником, скульптором, архитектором,
поэтом. Сказать, что он не был и выдающимся для своего времени инженером-строителем – было бы
несправедливо. О широте и многоплановости таланта Леонардо да Винчи тоже хорошо известно.
. . . . . . .
Мы уже говорили, что поэт в России рождается раз в год (стихотворец), но и его творческая жизнь может
быть как короткой, так и длиться более полувека.
Поэтому особой нехватки талантов не наблюдается. Ученые, художники, изобретатели, поэты – все они
по-сути художники. Нельзя научиться «быть гением». Ученый, который «все знает», никогда не cделает
открытий потому, что он знает, что это – невозможно. Открытия делают те, кто «этого не знает».
Необходимо добавить, что разум человека находится за пределами его тела и, по-видимому, является его
ментальной сущностью, сгустком информационного пространства в общем Информационном поле планеты.
Но и информационное поле Земли – Ноосфера или сфера разума, по видимому не ограничивается «оболочкой»
с радиусом 400 000 км. или более. С позиции фундаментальных законов Вселенной и космические полеты
не более, чем детская забава на заре становления земной цивилизации, то есть ее сегодняшней формации.
На этом можно остановиться.
Сетевая литература – необходимое, но одновременно и худшее проявление массовой культуры.
«Худших проявлений» более чем достаточно, в том числе в реальной политике и в неком сообществе,
которое почему-то называется фундаментальной наукой. Ничем неограниченная свобода не помогает
фантазии и интуиции – они существуют в любых условиях, а вот злоупотребления свободой возникают
всегда. В результате мы получаем «недокультуру», которая считает себя истинной и склонна подавлять
любое инакомыслие. Культура – это не «этикет» и не предмет престижного потребления, культура, это
реализованное сознание людей, которое часто доходит до нас в виде «артефактов» – да-да, –
в археологических раскопках, например, как черепки, предметы быта, древние рукописи и все то,
что мы потом называем своей историей.
. . . . . . .
На портале ИЧ зарегистрировано якобы 25 000 пользователей, на Причале около 2 500, это что же – поэты
и писатели? Десятки, а хоть бы и сотни тысяч «посетителей» тоже вызывают сомнение до тех пор, пока не
перестаешь обращать внимание на любые разговоры на эту тему.
Если на лит.портале есть хотя бы один поэт или писатель, значит, – повезло! Литературный форум вообще
крайне вредное явление, сколько-нибудь заботящийся о своей репутации лит.портал избавляется от этой
танцплощадки, а там где авторский коллектив все-таки сформировался – форумы просто игнорируются самими
пользователями. Кстати, и «отзывы» на авторских страницах не более, чем эмоциональный контент, и никакой
не показатель литературных достоинств. Больше всего отзывов собирают графоманы и «неадекваты» от таких
же графоманов, как они сами.
У хорошего писателя не может быть слишком много поклонников, как не может не быть поклонников вообще.
Поклонники – они ведь тоже очень разные. Достойный читатель во всем равен автору, а является он поэтом
или художником значения не имеет.
. . . . . . .
В литературном клубе Планета писателя примерно тысяча пользователей, периодически происходит
«ротация» и весь балласт сбрасывается без сожаления и эмоций. Так было, по крайней мере, в период
массовой регистрации. Теперь «потребности масс» в основном удовлетворены.
Премодерация тоже стала не такой явной – иных «неофитов» просто не замечают. Пока еще рано называть
Планету «успешным проектом». В отличие от «самого читающего в мире» СССР, Россия «одна из самых
потребляющих» стран, потому и масскультура пока еще востребована потребителями. Но ничто не вечно
под Луной?
Ничто не исчезает бесследно, все лучшее сохраняется. Сохранность информации на обычном компакт-диске
около 90-100 лет. Сказанное М.Булгаковым «рукописи не горят» приобрело вполне реальные очертания.
Поэтов, конечно, сравнительно немного, как не много и ценителей поэзии, и хранителей ее. Но ведь этого
вполне достаточно?
А сетевая «танцплощадка» забудется, как забылись «милый мой бухгалтер» и «юбочка из плюша».
. |