1. Введение.
В нашем современном обществе существует проблема, которой общество пока не уделяет должного внимания и не придаёт особого значения. Это широкое распространение заниженной самооценки в социуме. Пока не касаешься этой проблемы, она вроде бы и незаметна. Но когда человеку попадается интересная статья на эту тему, или приходится изучать это на работе или столкнуться в жизни, оказывается, что это явление наблюдается почти повсеместно: в школах, вузах, на работе, во власти и даже в обществе охотников и рыболовов. И это не «болезнь третьего курса», когда начинающие изучать конкретные предметы студенты-медики «находят» у себя и своих знакомых признаки той или иной болезни, постепенно всё больше убеждаясь в своей «правоте». Увы, проблема достаточно серьёзная и распространённая. И наше общество несёт от неё огромные потери: как в материальном плане, так и в моральном.
Заниженная самооценка, – это когда человек не может видеть себя комплексно, обращая внимание только на свои отрицательные стороны. Так его приучили родители («радетели»), которые почти замечали его успехи, а всегда устраивали разносы и разборки за мелкие недостатки и недоработки.
Заниженная самооценка (закомплексованность) приносит огромный вред подрастающему человеку, это для него настоящая трагедия, которая может испортить всю жизнь не только ему, но и его спутникам жизни, которых, скорее всего, будет больше одного. А потом это повторится в его детях. Человек сам себе кажется непривлекательным. Физические недостатки, часто вымышленные, гипертрофируются в его сознании. Положительные личные качества и способности умаляются, такие дети часто вырастают трусливыми, застенчивыми, обидчивыми, ревнивыми, завистливыми, даже садистами. Они любят всё уточнять, очень бояться оказаться виноватыми и неправыми даже в нейтральной полемике, стремятся всегда оставить за собой последнее слово. В отношениях с противоположным полом боятся быть непринятым, прячут свои чувства, опасаясь быть высмеянным.
2.Роль семьи.
Всё начинается с детства. Детей надо любить. Не залюбливать. Страдающие заниженной самооценкой родители, хотят воспитать своего ребёнка более успешным, чем они сами, и более совершенным. Сделал ребёнок какое-то дело или задание отлично на 95 процентов - на отличное никто не обратил внимания. Вместо похвалы этот недолюбленный ребёнок слышит, что мог сделать лучше, немного недотянул, должен стараться, брать пример с успешных. Ему внушают завышенные притязания. Перфекционизм? Да. Так воспитывали и самих родителей в рамках того же перфекционизма. Не получающие одобрения дома, дети зачастую находят поддержку среди друзей, поощряющих их девиантное поведение, начинают выпивать, курить, хулиганить, материться, принимать наркотики, совершать административные и уголовные преступления. Это касается и детей из вполне благополучных семей. Стремление соответствовать недосягаемому в юности эталону успешного отца или матери не приводит к положительному результату. С возрастом закомплексованность только усиливается. Этому способствует «крутизна» сверстников: модная одежда, смартфоны, планшеты, наушники, велосипеды, внимание противоположного пола.
Воспитание мальчиков проходит в духе «Ты всем и всегда должен. Настоящий мужчина в состоянии один содержать семью, обязан регулярно что-то приносить в клювике своим птенцам». Резкое социальное расслоение, начавшееся в конце ХХ века, приводит к тому, что победителями в этой гонке становятся в основном те, кто больше получил от родителей не только материальной помощи, но и …одобрений. Важным фактором дальнейшей успешности является и женитьба. И речь не о приданном и влиятельности новой родни, хотя и это имеет значение. Если жена верит в своего мужа, он рано или поздно добьётся значительных успехов. Если же будет только критиковать, эта семья рано или поздно будет бедной.
Проигравшие в битве за успех часто опускаются. Выход находят в алкоголе, никотине, других наркотиках. На рынке женихов они котируются ещё ниже. Такие соискатели должностей соглашаются на работу с оскорбительно низкой зарплатой. Количество холостяков и бегающих от алиментов постоянно растёт, и это становится национальной проблемой. Довольно часто мать критикует не очень успешного отца в присутствии сыновей и дочерей. При этом никогда его не хвалит. В результате у подрастающего поколения полностью отсутствует положительный опыт роли мужчины в семье. Неполные семьи воспроизводятся в следующих поколениях. Однополая семья у нас – эта мать, дочь и бабушка. Без мужчин.
Писатель Иван Ефремов писал, что в культурах, где женщина находится в униженном, подчинённом положении, вырастают трусливые сыновья. У них тоже заниженная самооценка. Большие семьи – это не из любви к детям, а боязнь, что ребёнок останется без братьев и сестёр. Ни себя, ни детей родители не считают самодостаточными. На работу такие начальники принимают своих соплеменников не ради них, а ради себя. Такие сыновья скромно ведут себя, когда одни. И только в кругу себе подобных очень смелые, даже наглые. Подбадривание себя часто выражается в публичном исполнении национальных танцах в необычных для этого местах.
Воспитание девочек без систематического одобрения приводит часто к ещё более тяжким последствиям. Девочек подобное воспитание травмирует сильнее, чем мальчиков. Они нуждаются в более частых похвалах. Девушке ни с того, ни с сего внушают, что успешный и красивый юноша - не для неё. Часто такие неветы непритязательны: выходи замуж, пока зовут. Какой ни есть, лишь бы был. Часто вместо брака соглашаются на «гражданскую дружбу»: «ведь я недостойна ни настоящей свадьбы, ни настоящей семьи». Выражение «выйти замуж» понемногу перерастает в понятие «сходить замуж», …года на три. Заработать алименты от успешного мужчины, а потом как получится, возможно, придётся предоставить такую возможность другой претендентке. Поскольку неизбежным атрибутом заниженной самооценки является ревность, то она очень быстро может похоронить даже сильную любовь и разрушить семью, изначально самую крепкую. О ревности у меня есть отдельная статья на этой же страничке: Она так и называется «О ревности». Там это чувство раскрыто подробнее.
3. Роль общества.
Но родители сами начинали не с чистого листа, они росли в семье и обществе, которому свойственны определённые национальные и религиозные традиции. «Пробуждение духовности человека начинается с признания им своей греховности!» «Один раскаявшийся грешник будет с большей радостью встречен у ворот рая, чем тысяча праведников». И «в ад скорее попадут не те, кто привык грешить, а те, кто не склонен каяться!» Стоит отметить, что нигде не сказано, что «одна раскаявшаяся грешница будут с большей радостью встречена у ворот рая, чем тысяча праведниц». Гендерное неравенство, однако.
Потом пришла эра «строительства коммунизма», воспитания нового человека, и, казалось бы, эпоха унижения личности должна была уйти в прошлое. Но нет, настала эпоха жесточайшей критики и обязательной самокритики. Человек стал винтиком в огромнейшем механизме партии и государства. «Единица – ноль! Единица вздор!» Это у Маяковского. Довольно часто заседания партийных комитетов и партийно-хозяйственных активов заканчивались неврозами, инсультами и инфарктами критикуемых. Существовал даже специальный защитный тренинг «Думай о ёжиках!» На заседаниях, когда тебя уже сравняли с самыми ярыми врагами государства и общества, и всё обсуждение подводится к тому, что ты достоин только немедленного вывода во внутренний дворик и расстрела без суда и следствия, наступает время испытанного десятилетиями тренинга. В этот момент критикуемому персонажу нужно всеми силами заставить себя думать только о том, как же всё-таки спариваются колючие ёжики. Не нужно принимать на веру критику, на неё нужно смотреть всего лишь как на информацию и обязательно со своей точки зрения.
Недовольство собой толкало людей порой на немыслимые поступки и подвиги, на небывалые свершения. Люди с заниженной самооценкой всячески старались доказать окружающим и, в первую очередь, себе самим, что они достойны стоять в одном ряду вместе со всеми, что они ничем не хуже других. Люди совершали боевые и трудовые подвиги. А потом благодарили за них «КПСС, её Центральный Комитет и лично Леонида Ильича Брежнева».
Эпоха перехода к дикому капитализму не привела к повышению самооценки большинства граждан. Те, кто честно работал, трудился бесплатно на субботниках, думал прежде о коллективном интересе, а уже потом о собственном, банально проиграли. Выиграли спекулянты, мошенники, обладатели тёплых мест у «закромов Родины», которые эти закрома и приватизировали. Началось резкое социальное расслоение общества. А пачка денег в чужом кармане всегда толще, чем в своём. Недовольство собой у многих только усилилось, хотя они не были виноваты в бедах страны.
Но и успешные, на первый взгляд, но закомплексованные стремятся всеми силами повысить свою самооценку, приобретая нужные им исключительно для престижа острова, яхты, дворцы, самолёты, дорогие автомобили, меняя влиятельных жён, перспективных невест, давних подруг и рядовых любовниц. Им удаётся убедить в своей успешности всех, кроме себя. Потому что договариваться со своим сознанием очень трудно, ведь это нужно делать профессионально.
Одним из неизбежных факторов заниженной самооценки является у человека отсутствие психологии Победителя. Он к этому просто не готов, не может себе это разрешить. У индивида нет юлианской привычки действия «Пришёл, увидел, победил!» Значимость поражений возносится до небес. Степень своей ответственности за всё происходящее преувеличивается до абсолюта. А ведь многое зависело от обстоятельств, от степени информированности при принятии решений. Иногда эти промахи вспоминаются всю жизнь. Осознание своей ущербности, неудачливости и безысходности от таких воспоминаний только усиливается. Иногда это приводит к суицидам.
[justify]Психологию Победителя нужно прививать каждому ребёнку. Нужно больше верить в своих детей, больше доверять им. К сожалению, чаще происходит обратное. Родители покупают отпрыску машину, «он ведь сам не неё не сможет заработать». Потом оформляют на себя ипотеку. «Ему ведь это не осилить». Медвежья услуга? А тем не менее сами они заработали, пусть не сразу, на