Мы знакомы с детства. Мне было 9 лет, когда в новой квартире появились соседки-подружки. Три сестры, все очень красивые и умные, занимавшиеся каким-либо творчеством, музыкой и рукоделием. Старшая сестра училась в десятом классе, ходила в студию бальных танцев – лучшую у нас в городе, и увлекалась вязанием.
Мы жили очень дружно, бывали друг у друга в гостях так часто, что стали почти роднёй. Двери наших квартир всегда стояли открытыми, входили свободно, не постучась. В психологии есть понятие – расширенная семья, так вот, эти три сестры - моя расширенная семья. Но время неумолимо шло, и жизнь нас разбросала так, что только через десятки лет мы снова с ней встретились. И снова – те же горящие азартом глаза, та же любовь к красивым куклам, сказкам, и то же искреннее увлечение вязанием – крючком, да-да, в основном – крючком.
Мы стали общаться и рассказывать друг другу свои истории, кто как жил всё это время, и кто чем занимался. Вязание было у неё главным увлечением. Без усилий она и теперь вам свяжет и шапку, и пелерину, и кружевные нарядные вещи, но главное – не это. До неё я никогда не думала, что вязаные игрушки – это целый добрый мир, в котором творятся реальные чудеса.
На ярмарках, проводимых к различным праздникам, Людмила всегда стоит за своим ярким и нарядным столиком, полным весёлых вязаных котиков, зайчиков и курочек, стоит она в компании с «мамочками и детками», уже подросшими, с которыми она знакома всю их жизнь. К ней подходят, подъезжают на колясках, здороваются, кто из них может – говорят, беседуют. А кто-то просто дарит полные любви взгляды – они даже не могут говорить. Людмила много лет была социальным работником и занималась с детьми-инвалидами. Они стали для неё второй семьёй.
Когда я расспрашиваю её о них, она рассказывает охотно, и с горячим желанием передать мне самое важное: независимо от их умственных способностей, это – самые настоящие дети, и они так же любят сказку, любят яркие игрушки, только вот чтобы они не поранились неосторожным движением, игрушки нужны мягкие. Вязаные – самое то!
Вы видели пальчиковый кукольный театр? Я – да! Мне было уже за 50, когда Людмила забежала ко мне по пути – то ли к деткам, то ли торопясь от них к себе домой. У неё была с собой волшебная сумочка, в которой жила сказка. Представьте себе обычную женщину, которую вы знаете всю жизнь, и вот она достаёт свой дед-морозовский красный халат и шапку с бородой на резинке, вынимает из сумочки разных вязаных зверюшек, и начинается сказка!
– Здравствуй, Олечка, это я, Дедушка Мороз! Долго я шёл к тебе по лесу, много у меня зимою забот: где снегу подсыпал, деревья от холода закрыл, где в поле с ветром поговорил – да с Метелицей кружился, вальс танцевал, и вот к тебе пришёл. Да вот какая приключилась по пути со мной беда – потерял я рукавицу! А она ведь у меня непростая. Надо её найти, ну-ка, кто поможет? Где мои друзья – птички – синички?
На пальцы надеваются вязаные игрушки с добрыми мордочками и смешными клювиками – и вот уже летят к Дедушке Морозу птички, бегут зайчики, лисички, все они сейчас дружат про любовь к Деду Морозу, ссориться при нём нельзя, и есть друг друга тоже – тем более, главный персонаж достаёт из карманов своей шёлковой «шубы» вкусные конфеты – вот вам угощение!
Надо ли говорить, как это всё трогательно даже во взрослом возрасте, а уж для деток – и просто, и понятно, и настраивает на самый дружелюбный лад. Она сама живёт в этом мире сказок и даёт детям-инвалидам почувствовать волшебное тепло.
- Как у тебя хватает терпения с ними заниматься? Не всё они поймут – и думаешь, а не зря это всё?
- Нет, не зря. У обычных детей всё есть, а у этих – ничего нет. И я буду к ним ходить, и сказки рассказывать и концерты показывать, даже если платить не будут. Это - зов сердца.
А вот зря или нет, есть одна история. У одного мальчика, которого Людмила посещала как соцработник, заметила она талант. Он был очень музыкален и мог на клавишах подобрать на слух и сыграть любую мелодию! Мальчик где-то и кем-то был признан то ли необучаемым, то ли ещё каким-то не таким, в общем, перекрыли ему бумажные горы весь кислород. И вот попалось нашей волшебнице объявление: «Принимаем на музыкальное отделение»… Едва дочитав, схватила она этого мальчишку и понеслась с ним по инстанциям – только бы нам успеть! – они всё сделали в два дня! И фото, и справки, и копии, всё! Утром третьего дня он уже сдавал музыкальный экзамен – прослушивание. В этом году (2020) у парня уже выпускной! Он все четыре года учился хорошо, не подводил свою Людмилу-волшебницу с клубком ниток, которой часто помогал на Рождественских базарах:
- Подходите, посмотрите – вот игрушки – говорушки!
Да, а вы знаете, что это за игрушки-говорушки? Это вязаные игрушки с открывающимся ротиком, у животных – пасть. Надеваете на руку, все пальцы при этом направляете вверх, а большой – в нижнюю челюсть, и можете открывать и закрывать ротик куклы или другой игрушки, когда говорите за неё текст. Самое главное, для чего Людмила их применяет – с их помощью можно учить деток-дэ-цэ-пэшников различным движениям, они научаются самостоятельно есть, держать ложку. Какое облегчение матерям несчастных деток – а там и дальше: раз ты этому научился, сможешь и дальше учиться: что тебе интересно? И ведь учит их!
Многие научились вязать, как Людмила Владимировна, а некоторые вскоре стали выносить на благотворительные ярмарки свои изделия, куклы-мотанки, прихватки, подставки под горячее. Матери больных деток подходят и благодарят своего соцработника:
- Вот, видите, сидит, занимается, а так что она делала бы? Спасибо Вам большое! Научите её ещё вот чему, – и я слышала такие слова в её адрес множество раз!
Из чего складывается чудо? Из её ангельского терпения. Из её веры в людей. Дети – это маленькие люди, в каждом из них живёт Мужчина или Женщина, надо им помочь вырасти и научить хотя бы элементарным навыкам, а там – видно будет! Из её веры в Бога. Из её любви ко всем и ко всему.
Запомнился рассказ:
- Я пришла первый раз к одному мальчику. Он инвалид, сидел всё время в своей кроватке и его даже не вынимали из неё. Мать собиралась куда-то по делам, а я должна была с ним посидеть это время. Я сказала ей: «Почему Вы его не пускаете ползать? Вы же видите, он хочет ползать! Надо выпускать на пол!» - "Да? А мы не знали, и как Вы это знаете, чего он хочет?" После этого научила малыша и ползать, и ходить!
А кого-то и танцевать научила. Пришла в один дом, там мамочка должна идти по делам, пригласила к сыну с синдромом Дауна соцработника. Сын уже взрослый, за 20 лет, начал очень хорошо рисовать, они даже стали в изостудию ходить вместе с мамочкой, Людмила научила его и вальс танцевать, и читать. А потом она вышла на пенсию, и всё как-то заглохло. Когда на ярмарках я видела их общение, то никогда бы не подумала, что парень болен. Он был к ней доброжелателен, выказывал искреннее чувство благодарности – именно она ЗНАЕТ, что он нормальный, и именно она умеет показать другим людям, что он – ТО, ЧТО НАДО. К нему по-человечески – и он по-человечески. Я тоже с ним как-то заговорила, когда мы все вместе шли на автобус, он мне помог нести сумку с ярмарочной продукцией. С достоинством донёс и принял мои слова одобрения и искреннее спасибо! В следующий раз встречаю их с мамочкой:
– А ты меня узнал?
– Да, да!
– Я помню, как ты мне помог, Юра, я тебя сразу узнала!
И парень улыбнулся такой улыбкой!
Так что, Волшебница – это вам не палочкой махать.
Ну, не только.
PS: Людмила, по прочтении рассказа:
- Оля! А ты можешь в рассказ вставить ещё? Напиши! Про Рому, как он первый раз на концерте играл, это было в ресторане, на День защиты детей. Тогда нам для детей-инвалидов с родителями это помещение предоставили. А я как раз успела ему подарить синтезатор, с первой пенсии купила и подарила, ты помнишь? Но ты это не пиши. Главное – о нём самом напиши: когда он заиграл, да так хорошо, люди аж с мест повскакивали и пошли смотреть, как он играет, как его пальцы – по клавишам! Убедились, что это он сам играет! А кого они видели в нём до этого концерта?
- Отчего же не написать, Люда! И про девочку ту, с онкологией, тоже надо написать, которой ты куклу подарила в последние её дни. Но это такая история грустная, как о таком напишешь? Будет о ней отдельный рассказ.
... Обо всём надо! И о том, как Юра на прогулках её за руку держит – ему в радость такая ответственность! Ему хочется защищать свою Людмилу Владимировну и оберегать её. А ещё она научила его ездить в автобусе – он брал мелочь и сам охотно оплачивал проезд. Все эти навыки повседневной жизни надо в особенных детях и подросших инвалидах развивать, им всё это пригодится!
И в них ведь столько хорошего, они все такие талантливые. Надо это хорошее видеть...
2 PS: Она – видит!
3 PS: Кажется, у неё волшебные очки. Вот эти, что на фото – в фиолетовой оправе. Как думаете?
https://www.instagram.com/ovod.mila/
А это мы