Монгольское турне Бийской дивизии.
(Mongolian tour of the Biisk division. 1979).
Статья напечатана с сокращениями во втором номере «Военно-исторического журнала» за 2009 год с анонсом произведения на обложке.
В феврале 1979 года началась китайско-вьетнамская война. Газеты начали писать об опасных провокациях Китая ещё в конце января. Писали, что маоистский режим Пол Пота в Кампучии освобождал территорию от своего народа для того, чтобы заселить её китайцами. Поскольку Вьетнамская Армия не дала последователям идей «великого» Мао довести начатое дело до конца, китайцы решили наказать Вьетнам. На границе сосредотачивались войска, которые регулярно устраивали провокации. Американский еженедельник «Ньюс уик» сообщал со ссылкой на американский же разведывательный источник, что Китай «сосредоточивает на границе с Вьетнамом от 80 до 120 тысяч солдат. Аналитики предсказывают удар Пекина по Вьетнаму с целью временного захвата его территории. Это ответ на поражение союзников Китая в Кампучии». Больше всего американцев беспокоило сохранение собственного имиджа. В начале февраля Дэн Сяопин собирался посетить Вашингтон, И агрессия после визита могла выглядеть как согласованная с США. Потом «отец китайских реформ» собирался посетить ещё Токио. Токийская газета «Миури» 29 января не исключала, что «китайские войска вторгнутся на территорию СРВ». Газета «Красная Звезда» 4 февраля напечатала статью «Вся Кампучия свободна», её автор Род Самай писал: «Китайские руководители хотели истребить кампучийский народ и заселить этот район китайцами».
В первую неделю февраля китайская армия более 60 раз совершила обстрел вьетнамской территории. МИД СРВ заявил протест Китайской стороне. 16 числа был опубликован меморандум министерства иностранных дел Вьетнама. Но война всё-таки началась. С 16 на 17 февраля глубокой ночью и утром 130 тысяч солдат и офицеров Китая при поддержке авиации вторглись во Вьетнам. В новостях мелькали названия: провинция Лонгшон, мост через реку Красная. 20 февраля газета «Красная Звезда» сообщила, что в столкновениях с вьетнамскими пограничниками и ополчением агрессор несёт большие потери. Выведено из строя 4 тысячи солдат, 100 танков. В этом же номере было опубликованы заявления Правительства СРВ и Советского комитета защиты мира. 27 февраля 1979 года - Китай перебрасывает к границе свежие силы.
Руководство СССР сделало резкое заявление китайской стороне. 3 марта в Газете «Красная Звезда» было опубликовано «Заявление Советского Правительства». В нём в частности говорилось: «Китайские войска должны быть выведены из пределов Вьетнама». …«Должны быть немедленно прекращены военные демонстрации на границах Лаоса и подготовка вторжения в эту страну. Китайские агрессоры должны знать, чем больше преступлений они творят, тем суровее будет расплата за них». Но агрессор не унимался. 6 Марта ЦК Компартии Вьетнама выступил с очередным обращением. Руководством нашей страны было принято решение: провести в Монголии ежегодные учения войск Сибирского и Забайкальского военных округов. Их провели весной, а не летом, как обычно.
Фото из открытых интернет-источников. Пустыня Гоби. У нас фотоаппаратов не было.
1. Призыв.
После праздника 8 Марта на Алтае начался призыв резервистов в Бийскую дивизию. Мобилизованных из запаса в народе называют «партизанами». Призывали офицеров, рядовой и сержантский состав. Мобилизации подлежали и автомобили: ГАЗ-66, ГАЗ-69, КАМАЗ. Призыв носил такой массовый характер, что население начало с постепенным ускорением расхватывать спички, сигареты, муку, макаронные изделия, крупу, сахар и мыло. Рассказывали про бабушку, которая купив ящик спичек, не смогла дотащить его до дома, пришлось просить о помощи прохожих.
В Павловской передвижной механизированной колонне (ПМК) треста «Барнаулводстрой», где я работал после окончания института, мобилизовали только двух лейтенантов и ГАЗ-66 с водителем. Меня призвали 13 марта 1979 года во второй половине дня. Повестку принесли на работу, в ПМК. Сослуживцы сразу собрались в моём кабинете. Все слышали и читали каждый день про китайско-вьетнамскую войну, все знали, что идёт призыв резервистов для отправки в Монголию, но никто не знал, надолго ли, и во что этот призыв выльется. Вручив соседу ключи от пустой квартиры с автономным водяным отоплением, поехал в военкомат. В тот же вечер меня и ещё двух офицеров отправили в Барнаул на военкомовском джипе ГАЗ-69А. В Барнауле скомплектовали группу из 20 офицеров и на автобусе повезли в Бийск. 14 марта во второй половине дня привезли в Бийскую дивизию. Перед вечером начали развозить по полкам, развёрнутым прямо в поле. Мобилизованная техника стояла большими квадратами. Я никогда раньше не видел гектар бензовозов или гектар КАМАЗов, гружёных снарядами. Всё это поражало воображение, вселяло уверенность в мощности наших войск и надежду, что воевать мы не собираемся. Иначе не располагали бы технику так сосредоточено.
Когда подъехали к полку 122-миллиметровых гаубиц, которые я изучал в институте на военной кафедре, и спросили добровольцев, мои колебания были недолгими. Институтские знания потом неоднократно выручали нашу батарею. Обмундирование выдали не совсем по размеру. Шапка была на четыре размера меньше – 58, а остальное всё в пору, хотя и ношенное.
Фото из открытых интернет-источников. Фотоаппаратов у нас не было. "Урал 375". К нашему "Уралу" был прицеплен горный тормоз на двух цепях.
2. Выезд.
Меня назначили старшим офицером батареи, почти весь рядовой и сержантский состав которой состоял из призванных из запаса сержантов и солдат различных родов войск. В артиллерии не служил никто. Только наводчики прошли двухмесячные военные сборы: кто год, а кто два года назад. Как потом выяснилось, справиться с замком гаубицы, чтобы открыть затвор, не могли и они. Пришлось научить. Кадровым военным был только комбат – капитан Буравнёв, переведённый в артиллеристы год назад из десантников по состоянию здоровья. Ещё было шесть водителей срочной службы – по одному на каждом «Урале-375», тащившем гаубицу образца 1938 года. Интересно было осознавать, что эта гаубица так долго служит армии. С такими орудиями послевоенные годы служил вычислителем в береговой артиллерии на Сахалине мой отец – сержант запаса Кудренко Константин Ванифатьевич. Его рассказы я часто вспоминал при изучении военного дела на военной кафедре. Но он говорил, что к концу его службы эти гаубицы уже меняли на 152–миллиметровые.
Автомобили стояли на консервации с прошлых учений, были чисто вымыты, подкрашены, смазаны. В нашем тягаче были загружены снаряды, матрасы, около полсотни пар валенок, хотя каждый уже получил их по паре. Под тентом стояла печка «буржуйка». Каждая машина была оборудована горным тормозом: при езде в горах сзади на метровых цепях тащился поперёк дороги кусок двутавра длиной два с половиной метра. Если автомобиль начинал катиться назад, двутавр попадал под колёса, цепи натягивались, и машина останавливалась. При езде по асфальту и равнине, двутавр подвешивался к раме. Гусеничная техника была уже в Монголии. Её экипажи переправляли к месту учений на военно-транспортных самолётах.
На период учений я был назначен ещё и старшим машины. Со мной в кабине сидели два водителя, а в кузове под тентом - расчёт орудия - 7 человек. 15 марта наш артиллерийский полк выехал на Чуйский тракт, в сторону границы. На Алтае говорят так: ты ещё «не видел Алтая, если не был в его голубых горах. Если не осматривал красоты Чуйского тракта, не любовался загадочным и задумчивым Телецким озером». Город Бийск расположен в уже предгорье Алтая.
Первое, что бросилось в глаза при выезде из военного городка, это не красоты Чуйского тракта, а обилие стоящей по обочинам военной техники. Остановившиеся из-за поломки военные автомобили стояли через каждые 50 – 100 метров. Мобилизованная же, потрёпанная и изношенная в народном хозяйстве техника без поломок и остановок упрямо двигалась к намеченной цели. Остановился и наш «Урал». Выяснилось, что под капотом машины в прошлом году из-за замыкания проводки был пожар, последствия которого, вроде бы, устранили. Вместе с призванным из запаса водителем мы установили, что в машине не работает генератор, а зарядки аккумулятора хватило только на сутки. Пока мы выясняли причину поломки, наличный состав расчёта развёл костёр, бойцы грелись на обочине дороги.
Подъехал на новом «УАЗе» генерал-лейтенант, заместитель командующего округом. Я доложил причину остановки. Он сначала обматерил меня, потом стоящего у костра сержанта, спросил, не подвести ли ему к костру ещё «бабу и водки». Приказав мне быстро отремонтировать машину, генерал уехал. А я задумался: ведь это я, гражданский, по сути, человек должен спросить с него, почему техника дивизии, которая должна стоять в полной боевой готовности, оказалась так плохо готова к походу. И это он получает за её боеспособность деньги на своей основной работе.
Через час около нас остановилась машина ремонтной роты нашего полка. Генератора у них не оказалось, они дали нам заряженный аккумулятор, пообещали привезти генератор в течение суток:
- А пока езжайте.
Фото из открытых интернет-источников. "Урал" с прицепленной 122-мм гаубицей М-30 образца 1938 года.
3. К границе.
[justify][b]Чуйский тракт сразу за Горно-Алтайском вьётся по крутым берегам Катуни. Нередко дорога подходит вплотную к горам. Вспоминаю уроки геологии, горы вокруг - из мрамора. Где-то неподалеку знаменитое озеро Манжерок и озеро Айское. Алтайский край – это разнообразие ландшафтов: «там - горы высокие, там – степи просторные, там ветры летят, по просёлкам пылят», вспоминаю слова популярной в песни 1978 года на слова замечательного поэта Роберта