Произведение «Дельфы. Между Аполлоном и Дионисом»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Читатели: 269 +1
Дата:

Дельфы. Между Аполлоном и Дионисом


Запись передачи для программы AD OCULUS (интернет-канал ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЕКТ ИГРА СЛОВ)
Матриархат был. Это мы  знаем совершенно точно. Но кроме того, что он был, больше о матриархате мы не знаем ничего.
Нет никаких сомнений в том, что самым  первым религиозным культом человечества был культ прародительницы Земли, Великой Матери, Изиды в Древнем Египте, Кибелы или Реи в крито-микенской цивилизации. Это логично, основы социальной организации могли сложиться только в земледельческом обществе, охотникам на мамонтов и человеческие черепа такая организация ни к чему, они живут здесь и сейчас, не анализируя прошлое и не задумываясь о будущем. Наши далёкие предки находились по большому счёту вне пространства и времени, мир огромен, а жизнь одна и она может прерваться в любую секунду вне зависимости от бога или чёрта.
У земледельцев совсем иная жизнь, сам уклад хозяйства предполагает внимательное изучение окружающего мира, климата, попытки разобраться в логике погодных явлений, потому что от всего этого зависит урожай, и только  от урожая зависит, сколько членов общины доживут до следующей весны. Поэтому совершенно логично, что бережливость, строгий расчёт и нежелание летать в облаках - чисто женские черты - были доминирующими при таком методе хозяйствования, а носители этих черт - женщины - обладали соответствующей полнотой власти.
Насколько всеобъемлющей, достоверно сегодня сказать не сможет уже никто, индоевропейцы, покорившие почти четыре тысячи лет назад автохтонных аборигенов европейского средиземноморья и придерживающиеся совсем иного мировоззрения, потратили немало усилий, чтобы представить культ Великой Матери и базирующийся на нем матриархат в предельно чёрных красках. Они сочинили дивные сказки о страшных войнах с амазонками, которым в раннем детстве выжигали правую грудь для удобства стрельбы из лука, и ещё более дикие истории рассказывали юношам в начальных школах, что в покоренных ими женских царствах в норме вещей было избирать царя сроком на два года и убивать его, как только царица понесла, или делать скопцом, если этого не случилось за указанный срок.
Не думаю однако, что эта жизнь при матриархате, в 13 веке до нашей эры, была так уж плоха. Многочисленные археологические находки показывают  бурное развитие городов с вполне комфортным бытом, наличие торговых связей и прочие признаки цивилизации. Конечно, найденные статуэтки убоги, уродливы и начисто лишены какой-бы то ни было эстетической  мысли. Культ Великой Матери не нуждался в искусстве, он говорил о двух самых главных вещах с точки зрения биологии - жизни и смерти. Женщина даёт жизнь, поэтому она важнее мужчины, земля принимает труп, этот труп рассыплется в прах, который послужит удобрением для злаков, которые являются едой для тех, кто живёт. Дважды два равняется четыре, любые отклонения от этой модели опасны и противны, мужчину проще сделать скопцом, чем задуматься о природе его фантазий.
Индоевропейцам, которые предпочитали своих мёртвых сжигать, полагая, что усопшие души  быстрее достигнут неба, такая логика  была ненавистна. В противостоянии Солнца и Земли они были на стороне солнечного диска,  их боги-олимпийцы загнали титанов, собратьев Великой Матери, стоявших на огромных ногах на земной тверди, в самую глубь планеты, ниже подземного мира Аида, в Тартар, самую бездну, туда, где по представлениям древних начинается пустота.
Впрочем, индоевропейцам повезло. К тому времени, когда "народы моря", как их назвали древние египтяне, нагрянули с севера, дорийские и ахейские племена, ставшие вскоре эллинами, на Балканы, этруски в Италию, а полумифический народ гараманты в Северную Африку, уже произошла катастрофа бронзового века. Что послужило причиной этой катастрофы, точно не известно, скорей всего, череда стихийных бедствий, которые начались со сверхмощного вулканического извержения. Так что когда будущие эллины явились в Среднюю Грецию, вместо процветающих микенских городов они увидели пепелища, где странные женщины с полубезумными глазами бормотали молитвы богине Кибеле.
И вот здесь начинается самое интересное. Крохотная деревушка Пифо в самом центре Греции, несколько убогих лачуг у склона горы Парнас, почему эта глухомань, далёкая от торговых путей, стала местом дельфийского святилища, главного оракула древнего мира - одна из самых трудных загадок античной истории. Легенда о том, что именно в этом месте бог Аполлон сразил чудовищного змея Пифона, была сложена скорей всего после, а не до того, как дельфийский оракул стал непререкаемым авторитетом античности, и служила для придания этому месту ореола священности.
Вероятно, по той же причине в главном дельфийском храме был размещен омфал, символический пуп земли, каменная глыба яйцеобразной формы, охраняемая двумя золотыми орлами. Считалось, что бог Аполлон обронил его здесь по дороге из Олимпа в подземный мир Аида, а бог Аполлон, резонно полагали эллины, просто так ничего не делает.
Пожалуй, Аполлона следует назвать главным греческим богом, как ни парадоксально это прозвучит. Происхождение всех остальных богов, от Зевса до Афродиты, очевидно прослеживается в доэллинской истории, Аполлон же чистой воды чужак, северянин, из далёкой страны Гипербореи, куда регулярно наведывается на золотой колеснице, запряжённой священными лебедями. Надо понимать, что в сознании древнего грека севером было всё, что находится за пределами  Балканских гор, так что воспоминание о индоевропейской родине прослеживается невооруженным взглядом.

КОНЕЦ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОГО ФРАГМЕНТА
Полностью передача опубликована на https://boosty.to/mohovik51
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама